Место курса в профессиональной подготовке выпускника архитектурно-художественных специальностей и направлений
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ АРХИТЕКТУРЫ И ИСКУССТВ
Учебно-методический комплекс
«Этика для архитектурно-художественных специальностей,
направлений»
Ростов-на-Дону
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка
2. Учебно-тематический план
3. Учебный модуль. Краткое изложение программного материала
4. Итоговая аттестация
5. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
6. Основные понятия (Глоссарий)
7. Контрольно-измерительные материалы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели и задачи курса «Этика для архитектурно-художественных специальностей и направлений»
Цели курса направлены на:
¨ Приобретение студентами научного представления о нравственных ценностях в общественной жизни, об идеалах, наполненных высоким смыслом мечтаний людей многих веков о более счастливой жизни, основанной на совести, доброте, чести и достоинстве, долге и ответственности.
¨ Определение морального и нравственного инструментария, при помощи которого личность может решать задачи успешного общения с людьми, когда в человеке приумножается человеческое.
¨ Определение своей позиции с помощью выбора концептуальных точек зрения на мораль и нравственность.
¨ Изучение особенностей современных проблем морали и нравственности в российском обществе.
¨ Знание основных особенностей нравственной регуляции профессиональной деятельности архитектора, дизайнера, художника.
Задачи дисциплины
Воспитательные цели и задачи курса заключены в формировании:
- нравственной культуры студента, обучающегося на бакалаврской ступени, ориентирующей его на умение понимать нормы общественной жизни;
- гражданственности, выработке оптимистической позиции студентов, базирующейся на выявлении предпосылок к совершенствованию современных отношений между людьми.
Место курса в профессиональной подготовке выпускника архитектурно-художественных специальностей и направлений
Курс "Этика" направлен на:
- регулирование нравственной позиции студентов на основе формирования ориентира для будущей профессиональной деятельности действовать в рамках существующих норм общественной жизни;
- формирование профессиональной культуры, основанной на обучении студентов навыкам, позволяющим строить отношения в трудовом коллективе, с заказчиками в самостоятельном бизнесе, в обществе с позиций гуманизма, готовности к постоянному профессиональному росту.
Требования к уровню освоения содержания курса (компетенции)
Студент должен иметь представление об этике как науке о нравственных и моральных отношениях людей в обществе, понимать природу морали и особенности нравственности.
Студент должен знатьосновные понятия курса, уметь выявлять механизмы проявления нравственных ценностей, принципынравственных взаимоотношений между людьми, поведенческие основы нравственных отношений между людьми.
Студент должен владеть навыкамианализа сложившейся ситуации отношений между людьми с позиций гуманного отношения к людям для ее перевода в плоскость деловых профессиональных отношений, способствующих раскрытию потенциала личности.
2.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Тематика лекционных, практических занятий | Количество часов | ||
лекционных (очная форма) | лекции (очно-заочная форма) | самост. раб.очн/очн-заочн. | ||
Модуль«Этика и культура общения» | ||||
Введение в изучение курса «Этика». Предмет. Основные понятия. | 2/4 | |||
Основные этапы и направления развития этических учений. Представители русской этики | 6/14 | |||
Проблема происхождения морали и ее природы. | 4/4 | |||
Социальная сущность, назначение и функции морали. | 4/4 | |||
Структура морали. Моральное сознание. | 2//4 | |||
Практическое занятие 1: Мораль и общество. Нравственность и личность. Проблемы моральной оценки в современном обществе. | 4/4 | |||
Проблемы исторического развития морали. | 4/9 | |||
Этологические и семиотические механизмы этической регуляции. | 2/4 | |||
Практическое занятие 2. Этологические и семиотические механизмы этической регуляции. | ||||
Этикет и его значение в современном обществе. | 4/4 | |||
Практическое занятие 3. Ролевые игры. | ||||
Итого (очная форма обучения: 48 часа | 32/ | |||
Итого (очно-заочная форма обучения): 59 часов | /51 |
3. УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ «Этика и культура общения».
КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Тема 1. Введение в изучение курса «Этика». Предмет. Основные понятия.
Генезис и эволюция понятий «мораль», «нравственность», «этика». Путь развития этики от «практической философии»к системе универсальных знаний о ценностных поведенческих и проблемах человека как учения о назначении человека, смысле его жизни и взаимодействии с другими людьми, добре и зле, совести, долге, обязанностях. Круг этических проблем в жизни человека, в его деятельности. Связь этики с культурой общества, ее развитием. Этика как способ развития морального самосознания личности, пробуждения чувства личной ответственности за своё самосовершенствование, обучения творческому отношению к духовным проблемам.
Основные понятия
Этика - учение оботношениях между людьми на основе определенного обществом уклада жизни.
Мораль - особый способ практически-духовного освоения действительности, оценочно-императивное видение перспектив совершенствования общественных отношений.
Нравственность - определеннаясфера личной жизни, направленная на практическое освоение человеком действительности, совокупности общественных правил и норм.
Творческие задания: