Первоначальные и последующие следственные действия. Уголовные дела о взяточничестве при наличии необходимой информации об имевшем место преступлении возбуждаются сразу после ознакомления с первичными данными
Уголовные дела о взяточничестве при наличии необходимой информации об имевшем место преступлении возбуждаются сразу после ознакомления с первичными данными, содержащими достаточно убедительные сведения о факте взятки или систематическом подкупе должностного лица. Если же первичной информации недостаточно, то возбуждению этих дел предшествует проверка поступивших первичных материалов, осуществляемая лишь с целью установления законных оснований для возбуждения такого уголовного дела (во избежание незаслуженного компроме-тирования должностных лиц). Проверка должна проводиться с особой осторожностью и часто скрытно от его участников, ибо виновные, узнав о проверке, могут спрятать или уничтожить предмет взятки, уничтожить компрометирующие документы, договориться с заинтересованными лицами о даче ложных показаний и т.д. В ходе проверки собираются недостающие материалы (запрашиваются данные из криминалистических учетов, изучаются конкретные документы, объясняющие факты, содержащиеся в первичных сведениях, получаются объяснения от должностных лиц и отдельных граждан, осуществляется знакомство со служебной деятельностью должностных лиц или отдельных подразделений). Если дополнительно полученные данные подтверждают первичную информацию, то следователь возбуждает уголовное дело и начинает расследование.
Комплекс и последовательность первоначальных следственных действий определяется складывающимися в начальный период расследования взяточничества следственными ситуациями.
В первой исходной ситуации обычно проводятся следующие первоначальные следственные действия: 1) допрос свидетелей (главным образом из числа заявителей или лиц, чья информация содержится в первичных материалах); 2) изъятие и осмотр документов, относящихся к деятельности должностного лица, получившего взятку; 3) обыски по месту работы и жительства участников взяточничества; 4) осмотр предмета взятки; 5) допрос подозреваемых; 6) предъявление предмета взятки для опознания. Очередность этих следственных действий чаще всего осуществляется в таком порядке, в каком они перечислены. Однако в зависимости от конкретных обстоятельств он может быть изменен.
Во второй исходной ситуации применяются следующие первоначальные следственные действия: 1) допрос заявителя; 2) задержание взяточника с поличным; 3) обыск у взяткополучателя по месту работы и жительства; 4) личный обыск задержанного и, при необходимости, его освидетельствование; 5) осмотр предмета взятки и места происшествия; 6) допрос подозреваемого; 7) допрос иных свидетелей. При этом очередность следственных действий в этой ситуации во многом зависит от результатов задержания взяточников с поличным (если оно проводится). Обычно вслед за состоявшимся задержанием осуществляется личный обыск, осмотр места происшествия и предмета взятки, допросы подозреваемых и свидетелей и затем обыски. На первоначальной стадии в первой и второй ситуациях может проводиться и криминалистическая и иные судебные экспертизы.
В третьей исходной следственной ситуации комплекс первоначальных следственных действий обычно выбирается в зависимости от степени достоверности выявленных данных о взяточничестве и коррупции. Поэтому в одних случаях этот комплекс может быть такой, как в первой ситуации, в других – как во второй.
Тактика первоначальных следственных действий определяется с учетом возможности использования эффекта внезапности, отсутствия очевидцев и других обстоятельств, возникшей ситуации, свойственных данному виду преступлений.
Допрос заявителей и иных свидетелей. Заявителями о взяточничестве обычно являются лица, которые уже дали взятку и раскаялись в этом, либо у которых вымогается взятка, лица, которым предлагается взятка и иные граждане, что-либо знающие о взяточничестве. В процессе их допроса прежде всего уточняются и конкретизируются изложенные в их заявлении обстоятельства.
Значительная часть свидетелей по этим делам обычно становится известной из материалов, послуживших основанием для возбуждения уголовного дела. Другая – в результате оперативно-розыскной деятельности криминальной милиции. Третья – устанавливается первоначальными следственными действиями. Они выявляются главным образом из числа лиц, принимавших участие в служебных операциях, в связи с которыми получена взятка, лиц, осведомленных о служебной деятельности взяткополучателя (сослуживцы, знакомые, родные, клиенты или посетители данного учреждения), а также из круга лиц, тем или иным образом связанных со взяткодателем и посредником.
Допрос свидетелей обычно позволяет получить сведения о тех или иных контактах участников расследуемого взяточничества, о характере поведения должностного лица, направленного на удовлетворение интересов предполагаемого взяткодателя, о факте вымогательства взятки или предполагаемой взятке и т.п. При допросе лиц, у которых вымогается взятка, необходимо выяснить, кто является вымогателем, за что должна быть передана взятка, имеются ли посредники, где, когда и при какой обстановке будет передана взятка, каковы признаки предмета взятки (сумма денег, количество купюр, их достоинство, номер серии, особенности вещи, предмета и т.д.).
Задержание взяточника с поличным. Оно необходимо в случаях проверенных данных о вымогательстве взятки, когда сведения о взяточнике поступают из разных источников и свидетельствуют о системе взяточничества или имеются достоверные оперативно-розыскные данные о взяточничестве и коррупции. Задержание направлено на фиксацию факта передачи взятки должностному лицу, изобличение взяткополучателя или взяткодателя в момент передачи-получения взятки или сразу после него, а также на быстрое изъятие предмета взятки. Поэтому его успех во многом зависит от правильного учета в ходе подготовки особенностей места и времени дачи взятки, свойств предмета взятки, способов наилучшей фиксации факта взяточничества. При этом необходимо четко определить состав и обязанности всех членов оперативной группы задержания и характер необходимых технических средств. Обычно задержание взяткополучателя и коррумпированного должностного лица осуществляется сразу после получения взятки, а иногда (с учетом возникшей ситуации) в момент ее передачи третьему лицу или во время ее реализации. При этом очень важно задержание провести таким образом, чтобы взяткополучатель не мог избавиться от предмета взятки до момента задержания И не смог придумать какое-либо подходящее объяснение факту нахождения у него предмета взятки. В то же время моменты задержания и допроса должны быть максимально приближены.
Обыск является важнейшим первоначальным следственным действием по таким делам.
Задачи обыска по месту службы и проживания и личного обыска при этом не ограничиваются обнаружением предмета взятки или его упаковки и отысканием данных, свидетельствующих о том, что предмет взятки и упаковочные средства, обнаруженные у взяткополучателя или посредника, ранее принадлежали взяткодателю. Они значительно шире. В частности, при обыске необходимо обращать внимание на различные записи, переписку с другими лицами, номера телефонов, адреса, свидетельствующие о факте знакомства участников взяточничества, об их договоренности о передаче взятки и о суммах переданных взяток. Надо помнить, что по делам о взяточничестве при наличии квалифицирующих обстоятельств виновным угрожает конфискация имущества. Следовательно, при обыске необходимо выявить такое имущество и наложить арест на него.
В целях точной фиксации обстановки, в которой происходила передача взятки, целесообразен осмотр места происшествия. В ходе осмотра могут быть также выявлены, зафиксированы и изъяты следы получения и передачи взятки и особенно документальные данные, которые должны быть подвергнуты отдельному осмотру.
При осмотре документов по делам о взяточничестве можно обнаружить факты, подтверждающие неправильный или необычный порядок действий в интересах взяткодателя и об «особом» порядке прохождения документов через соответствующие отделы, а также данные, указывающие на размеры взятки. Например, отсутствие на документе необходимых регистрационных номеров и штампов, а также отметок тех должностных лиц, которые обязаны были принять этот документ или разрешить содержащийся в нем вопрос, письменные указания руководителей вышестоящей организации о положительном решении просьб без соответствующей проверки и согласования в случаях, когда такой порядок строго оговорен в соответствующих нормативных актах. Указанные данные свидетельствуют о необычном порядке оформления документа и разрешении этого или иного вопроса. В свою очередь осмотр различного рода счетов за якобы выполненные взяткополучателем работы позволяет установить размер полученной взятки. В тех случаях, когда в первичных материалах не содержится конкретных указаний о лице, получившем взятку, осмотр документов помогает выявить взяткополучателя. С этой целью в учреждении, куда обращался предполагаемый взяткодатель, производится изъятие и осмотр документов для установления круга должностных лиц, которые должны были рассмотреть и разрешить интересующий взяткодателя вопрос. На основе изучения таких документов обычно удается определить круг лиц, среди которых следует искать взяткополучателя.
На последующей стадии расследования чаще проводятся допросы свидетелей (новых и тех, в показаниях которых были какие-то неточности, неполнота или искаженные факты), различные виды судебных экспертиз, очные ставки, проверка показаний на месте и осуществляется допрос обвиняемого.
Чаще всего при расследовании взяточничества проводятся криминалистические экспертизы. В частности, трасологические (по следам пальцев рук на документах и предметах), почерковедческие (для идентификации исполнителей различного рода записей, изъятых при обыске), технико-криминалистического исследования документов (для восстановления записей по вдавленным штрихам, залитых и замазанных записей, установления факта уничтожения каких-либо записей вместе с листами, установление целого документа по его обрывкам и т.д.).
Допрос обвиняемого. На последующем этапе, с тактической точки зрения, допрос – одно из самых сложных следственных действий, ибо из-за отсутствия прямых свидетелей взяточничества и коррупции и незаинтересованности всех его участников в раскрытии своей преступной деятельности, его проведение часто приходится производить в ситуации, когда в материалах следствия имеются некоторые проблемы. К тому же все участники этого преступления, если они привлечены к ответственности, обычно на допросе всячески изворачиваются, пытаясь свести взятку к возвращению или получению долга, к присвоению находки, забытой кем-то вещи и т.д.
При подготовке к допросу обвиняемых по таким делам большое значение имеет тщательное изучение личности допрашиваемых, выявление у них таких черт и особенностей взаимоотношений взяточников, которые могут быть использованы при выборе тактических приемов допроса. Вместе с тем следует продумать тактику предъявления отдельных доказательств. При достаточности доказательств их целесообразнее всего предъявлять не разрозненно, а в продуманной совокупности тесно связанных между собой доказательств. При этом четко должна быть определена и последовательность их предъявления. Например, часто эффективной бывает такая последовательность: вначале предъявляются признательные показания взяткодателя, затем показания посредника (если он есть) и в завершение выписка из лицевого счета допрашиваемого взяткополучателя в Сбербанке, коммерческом банке, данные о счете в зарубежном банке и другие данные, свидетельствующие о получении им денежной и иной взятки. При некоторых пробелах в собранных доказательствах целесообразно сосредоточить сначала внимание на выявлении второстепенных деталей, умело при этом используя оперативно-розыскную информацию о допрашиваемом (о его прошлом, связях, окружении, привычках и т.д.). Такой прием может создать у допрашиваемого представление о полной осведомленности следователя о его преступной деятельности.
При допросе обвиняемых в таких ситуациях целесообразна и максимальная детализация их ответов по всем обстоятельствам совершения преступления. Это может затруднить их попытку отказаться впоследствии от своих признательных показаний. В этих же целях желательно использовать средства звуко- или видеозаписи.
Основным направлением профилактического внимания следователя по этим делам обычно является сфера организации и правового регулирования соответствующей служебной деятельности (подбора и расстановки кадров, контроля за деятельностью должностных лиц и др.). Меры профилактического воздействия в основном сводятся к предложениям, направленным на устранение выявленных недостатков организационно-правовой деятельности в сфере данной служебной деятельности и в индивидуально-воспитательной работе с субъектами расследуемого преступления.