Особенности личности подростка.
Психологические особенности подросткового возраста получили название «подросткового комплекса», который включает в себя:
· чувствительность к оценке посторонних своей внешности, способностей;
· крайняя самонадеянность и резкие суждения в отношении окружающих;
· сочетание разных противоположных качеств: внимательность и чёрствость, застенчивость и развязность, желание быть признанным и показная независимость, борьба с авторитетами, правилами и обожествление случайных кумиров, чувственное фантазирование и сухое мудрствование.
Развитие личности подростка характеризуется:
1) установлением тесных межиндивидуальных контактов, усилением ориентации на группу;
2) ростом самостоятельности, усложнением внутреннего мира, формированием личностных свойств.
Подростковый возраст – это период появления нового уровня самосознания, появление способности познать себя как личность, обладающую именно ей, в отличие от всех других людей, присущими качествами. Это порождает у подростка стремление к самоутверждению, самовыражению (стремление проявлять себя в тех качествах личности, которые он считает ценными) и самовоспитанию.
Самосознание развивается в семье, в процессе взаимоотношений с родителями. Самоотношение складывается из знания и отношения взрослых и собственной активности подростка. У подростка возникает потребность в осознании собственных особенностей, интереса к себе, размышлений о себе.
Анализ личности необходим подростку для организации взаимоотношений и деятельности, для достижения лично значимых задач в настоящем и будущее. Но почти все переживания, относящиеся к процессу познания подростком себя оказываются отрицательными, так как подросток усваивает те представления и оценки, которые имеют на его счёт окружающие люди. Подростка важно научить видеть не только свои недостатки, но и понимать, видеть, уметь опираться на свои достоинства, на сильные стороны своей личности, характера. В одном исследовании были получены следующие данные: на вопрос «Любишь ли ты себя» 92 подростка из 100 ответили «нет». Как вы думаете, почему? (Ответы студентов).
В младшем подростковом возрасте происходит формирование устойчивых идеалов, на которые подросток стремится быть похожим. Выделяя в них не столько качества личности, сколько поступки, в которых эти качества проявляются («всегда помогает»).
В старшем подростковом возрасте желаемый образ собственной личности создаётся из достоинств разных людей. Образцом является взрослый или старшие ребята.
В подростковом возрасте процесс формирования личности не завершается. А лишь переходит на новую ступень развития.
Таким образом подростковый возраст - период повышенной эмоциональности. Это проявляется в возбудимости, частой смене настроения, неуравновешенности. Характер многих подростков становится акцентуированным – это крайний вариант нормы.
ТЕМА 22 (а): «Психология подростка».
Тип урока: контрольно-практический (проверка и применение знаний).
Цель:выявить успешность и качество усвоения знаний по пройденной теме.
Задачи:
1. Обобщить, систематизировать и проверить знания студентов по пройденной теме.
2. Развивать умение применять полученные теоретические знания при решении педагогических ситуаций.
3. Воспитывать самостоятельность и неординарность решения задач.
Оборудование:контрольно-оценочные задания в двух вариантах по количеству студентов.
Структура урока:
I часть:постановка цели и задач урока, объяснение выполнения контрольно-проверочной работы.
II часть:самостоятельная работа студентов.
III часть:сдача тетрадей на проверку.