Особенности личности подростка.

Психологические особенности подросткового возраста получили название «подросткового комплекса», который включает в себя:

· чувствительность к оценке посторонних своей внешности, способностей;

· крайняя самонадеянность и резкие суждения в отношении окружающих;

· сочетание разных противоположных качеств: внимательность и чёрствость, застенчивость и развязность, желание быть признанным и показная независимость, борьба с авторитетами, правилами и обожествление случайных кумиров, чувственное фантазирование и сухое мудрствование.

Развитие личности подростка характеризуется:

1) установлением тесных межиндивидуальных контактов, усилением ориентации на группу;

2) ростом самостоятельности, усложнением внутреннего мира, формированием личностных свойств.

Подростковый возраст – это период появления нового уровня самосознания, появление способности познать себя как личность, обладающую именно ей, в отличие от всех других людей, присущими качествами. Это порождает у подростка стремление к самоутверждению, самовыражению (стремление проявлять себя в тех качествах личности, которые он считает ценными) и самовоспитанию.

Самосознание развивается в семье, в процессе взаимоотношений с родителями. Самоотношение складывается из знания и отношения взрослых и собственной активности подростка. У подростка возникает потребность в осознании собственных особенностей, интереса к себе, размышлений о себе.

Анализ личности необходим подростку для организации взаимоотношений и деятельности, для достижения лично значимых задач в настоящем и будущее. Но почти все переживания, относящиеся к процессу познания подростком себя оказываются отрицательными, так как подросток усваивает те представления и оценки, которые имеют на его счёт окружающие люди. Подростка важно научить видеть не только свои недостатки, но и понимать, видеть, уметь опираться на свои достоинства, на сильные стороны своей личности, характера. В одном исследовании были получены следующие данные: на вопрос «Любишь ли ты себя» 92 подростка из 100 ответили «нет». Как вы думаете, почему? (Ответы студентов).

В младшем подростковом возрасте происходит формирование устойчивых идеалов, на которые подросток стремится быть похожим. Выделяя в них не столько качества личности, сколько поступки, в которых эти качества проявляются («всегда помогает»).

В старшем подростковом возрасте желаемый образ собственной личности создаётся из достоинств разных людей. Образцом является взрослый или старшие ребята.

В подростковом возрасте процесс формирования личности не завершается. А лишь переходит на новую ступень развития.

Таким образом подростковый возраст - период повышенной эмоциональности. Это проявляется в возбудимости, частой смене настроения, неуравновешенности. Характер многих подростков становится акцентуированным – это крайний вариант нормы.

ТЕМА 22 (а): «Психология подростка».

Тип урока: контрольно-практический (проверка и применение знаний).

Цель:выявить успешность и качество усвоения знаний по пройденной теме.

Задачи:

1. Обобщить, систематизировать и проверить знания студентов по пройденной теме.

2. Развивать умение применять полученные теоретические знания при решении педагогических ситуаций.

3. Воспитывать самостоятельность и неординарность решения задач.

Оборудование:контрольно-оценочные задания в двух вариантах по количеству студентов.

Структура урока:

I часть:постановка цели и задач урока, объяснение выполнения контрольно-проверочной работы.

II часть:самостоятельная работа студентов.

III часть:сдача тетрадей на проверку.

Наши рекомендации