Порядок выбора задания контрольной работы

ГосударственноЕ учреждение

Высшего профессионального образования

«БЕЛОРУССКО-РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра «Маркетинг и менеджмент»

Деловая этика

Методические указания к контрольной работе для студентов

специальности 1-26 02 03 «Маркетинг» заочной формы обучения

Могилев 2010

УДК 330/162

ББК 87.75

Д 74

Рекомендовано к опубликованию

Учебно-методическим управлением

ГУ ВПО «Белорусско-Российский университет»

Одобрено кафедрой «Маркетинг и менеджмент» «16» февраля 2010 г., протокол № 7

Составитель ст. преподаватель Л. А. Климова

Рецензент канд. экон. наук, доц. Н. С. Желток

Методические указания содержат задания для выполнения контрольной работы по дисциплине «Деловая этика» для студентов специальности 1- 26 02 03 «Маркетинг» заочной формы обучения.

Учебное издание

ДЕЛОВАЯ ЭТИКА

Ответственный за выпуск А. В. Александров

Технический редактор А. Т. Червинская

Компьютерная верстка Н. П. Полевничая

Подписано в печать . Формат 60х84 /16. Бумага офсетная. Гарнитура Таймс.

Печать трафаретная. Усл.-печ. л. Уч.-изд. л. .Тираж 66 экз. Заказ №

Издатель и полиграфическое исполнение

Государственное учреждение высшего профессионального образования

«Белорусско-Российский университет»

ЛИ № 02330/375 от 29.06.2004 г.

212000, г. Могилев, пр. Мира, 43

© ГУ ВПО «Белорусско-Российский

университет», 2010

Общие требования к контрольной работе

Выполнение контрольной работы способствует закреплению и углублению теоретических знаний по курсу «Деловая этика», активной подготовке к зачету.

Контрольная работа предполагает самостоятельную проработку студентом рекомендуемой и дополнительной литературы, использование теоретических знаний при решении практических задач.

Контрольная работа состоит из двух теоретических вопросов и одного задания.

Контрольная работа выполняется одним из следующих способов:

− рукописным способом на каждой странице ученической тетради объемом, как правило, до 24 страниц, четким почерком, чернилами (пастой) одного цвета;

− с использованием компьютерных средств на листах формата А4 объемом, как правило, до 15 страниц; в данном случае работа должна быть сколота (прошита) или помещена в папку-скоросшиватель.

На титульном листе контрольной работы в обязательном порядке указывается номер зачетной книжки.

В начале работы указывается вариант, номер и наименование теоретических вопросов, а также номер задания.

Ответ на теоретический вопрос следует начинать с номера и полного наименования.

Ответы на теоретические вопросы должны содержать конкретные примеры из практики деловой жизни.

При выполнении задания необходимо давать подробные ответы, пояснять, почему был выбран тот или иной вариант ответа.

В завершении контрольной работы приводится список источников, использованных при ее выполнении, а также проставляются реквизиты: подпись студента и дата окончания ее выполнения.

В конце оставляется чистая страница для рецензии преподавателя, в которой дается заключение о допуске к собеседованию. В случае наличия замечаний, их необходимо устранить в письменной форме.

Контрольная работа оформляется в соответствии с методическими указаниями по оформлению контрольных, курсовых и дипломных работ для студентов экономических специальностей.

Контрольная работа подлежит защите, которая проводится в форме собеседования.

Порядок выбора задания контрольной работы

Задание контрольной работы выбирается по двум последним цифрам номера зачетной книжки студента в соответствии с таблицей 1.

Таблица 1 – Задания контрольной работы

Последние цифры зачетной книжки Номер вопроса Вариант задания Последние цифры зачетной книжки Номер вопроса Вариант задания Последние цифры зачетной книжки Номер вопроса Вариант задания
       
       

Теоретические вопросы

1 Этические нормы и принципы в деловых отношениях.

2 Роль этики в современном бизнесе.

3 Формы регулирования поведения человека.

4 История делового этикета.

5 Принципы делового этикета.

6 Этические правила приветствия и представления.

7 Титулы и титулирование в деловом мире.

8 Функции и виды визитных карточек, применяемых в деловой практике.

9 Этика составления и вручения визитной карточки.

10 Одежда и манеры делового мужчины.

11 Одежда и манеры деловой женщины.

12 Психологические особенности мужчин и женщин, их влияние на деловые отношения.

13 Деловая субординация и координация.

14 Организация и этикет рабочего места и служебного помещения.

15 Фэн-шуй рабочих мест и служебных помещений.

16 Этика деловых приемов.

17 Классификация деловых приемов.

18 Приглашение, рассадка и поведение за столом при проведении деловых приемов.

19 Украшение стола и сервировка при проведении деловых приемов.

20 Меню и очередность подачи блюд при проведении деловых приемов.

21 Нормы этикета в еде.

22 Виды деловых писем и этика их составления.

23 Этика обмена деловой информацией по факсу.

24 Этические нормы делового телефонного разговора.

25 Понятие и значение сувениров и подарков, поводы для дарения в деловой сфере.

26 Этика вручения и принятия подарков и сувениров.

27 Понятие, виды и процесс подготовки презентаций.

28 Нормы делового этикета при составлении и демонстрации презентации.

29 Виды ораторского искусства.

30 Этика различных видов речевого воздействия в деловых отношениях.

31 Деловой этикет руководителя.

32 Деловой этикет секретаря.

33 Деловой этикет переводчика.

34 Этические нормы поведения критикующего. Этические нормы поведения критикуемого.

35 Основные механизмы внедрения этических принципов и норм в практику деловых отношений.

36 Этический кодекс.

37 Критика и ее этические аспекты.

38 Этика делового красноречия.

39 Манипулятивные приемы в деловом общении.

40 Вербальный этикет: культура речи и слушания.

41 Имидж делового человека.

42 Основные требования к деловому разговору.

43 Невербальные средства повышения делового статуса.

44 Коллективные формы делового общения.

45 Коммуникативные барьеры в деловом общении.

46 Зоны и дистанция в деловых коммуникациях.

47 Организация пространственной среды в деловых коммуникациях.

48 Этические аспекты рекламной деятельности предприятия.

49 Комплименты в деловых коммуникациях.

50 Этические особенности ведения бизнеса в Соединенных Штатах Америки.

51 Этические особенности ведения бизнеса в Великобритании.

52 Этические особенности ведения бизнеса во Франции.

53 Этические особенности ведения бизнеса в Германии.

54 Этические особенности ведения бизнеса в Японии.

55 Этические особенности ведения бизнеса в Корее.

56 Этические особенности ведения бизнеса в Китае.

57 Этические особенности ведения бизнеса в арабских странах.

58 Этические особенности ведения бизнеса в Италии.

59 Этические особенности ведения бизнеса в Испании.

60 Этические особенности ведения бизнеса в Швеции.

61 Этические особенности ведения бизнеса в странах Латинской Америки.

62 Этические особенности ведения бизнеса в России.

Задания

Вариант 1

По случаю завершения строительства объекта глава Вашей фирмы А устраивает обед. На обед приглашены сотрудники фирмы с женами и почетное официальное лицо Золотов В. П. с женой. Почетный гость прилетает самолетом из другого города. Ответьте на следующие вопросы и объясните свой выбор.

1 Кто поедет встречать почетного гостя:

а) глава фирмы;

б) секретарь главы фирмы;

в) сотрудник фирмы;

г) заместитель главы фирмы.

2 Кто выходит первым из здания аэропорта:

а) почетный гость;

б) встречающий;

в) водитель машины;

г) не имеет значения.

3 Кто несет чемодан почетного гостя:

а) сам почетный гость;

б) встречающий;

в) водитель машины;

г) не имеет значения.


Вариант 2

По случаю завершения строительства объекта глава Вашей фирмы А устраивает обед. На обед приглашены сотрудники фирмы с женами и почетное официальное лицо Золотов В. П. с женой. Почетный гость прилетает самолетом из другого города. Ответьте на следующие вопросы и объясните свой выбор.

1 Водитель открывает дверь автомашины. Куда посадить почетного гостя:

а) рядом с водителем;

б) на заднем сидении справа по ходу движения машины;

в) на заднем сидении слева по ходу движения машины;

г) на заднем сидении справа посередине.

2 Машина подъезжает к гостинице. Кто входит в гостиницу первым:

а) встречающий;

б) почетный гость;

в) водитель машины;

г) не имеет значения.

3 Дальнейшие действия встречающего после регистрации почетного гостя. Должен ли он идти в номер с гостями:

а) должен идти;

б) не должен идти;

в) может идти, может не идти;

г) не имеет значения.

Вариант 3

По случаю завершения строительства объекта глава Вашей фирмы А устраивает обед. На обед приглашены сотрудники фирмы с женами и почетное официальное лицо Золотов В. П. с женой. Почетный гость прилетает самолетом из другого города. Ответьте на следующие вопросы и объясните свой выбор.

1 Почетный гость приезжает к ресторану на такси из гостиницы. Кто его встречает у входа:

а) глава фирмы с женой;

б) секретарша главы фирмы;

в) встречавший в аэропорту;

г) администратор ресторана.

2 Обед состоится в огромном зале с прямоугольным столом посередине. Где будет располагаться почетное место:

а) спиной к входной двери;

б) у стены слева от двери;

в) у стены справа от двери;

г) напротив входной двери.

3 На обеде хозяин и хозяйка заняли места в середине прямоугольного стола друг против друга. В этом случае какое место можно считать почетным:

а) справа от хозяина;

б) справа от хозяйки;

в) слева от хозяина;

г) слева от хозяйки.

Вариант 4

По каждому пункту выберите из предложенных вариантов ответов правильные и объясните Ваш выбор. Кто первым приветствует словами:

а) старший младшего или младший старшего;

б) мужчина женщину или женщина мужчину;

в) девушка пожилого мужчину или пожилой мужчина девушку;

г) подчиненный начальника или начальник подчиненного;

д) присутствующие входящего или входящий присутствующих;

е) проходящий мимо стоящих или стоящие проходящего мимо;

ж) обгоняющий или тот, кого обгоняют;

з) глава встречающей делегации или глава делегации гостей.

Вариант 5

По каждому пункту выберите из предложенных вариантов ответов правильные и объясните Ваш выбор.

1 Кто первым при приветствии подает руку:

а) мужчина или женщина;

б) старший младшему или младший старшему.

2 Подарки зарубежным гостям вручают:

а) в начале визита или в конце визита;

б) одинаковые всем членам делегации или с учетом старшинства внутри делегации.

3 Принимающий подарок должен:

а) развернуть его, посмотреть, поблагодарить дарящего и показать всем присутствующим;

б) развернуть его, посмотреть, поблагодарить дарящего;

в) поблагодарить дарящего и, не разворачивая подарка, отложить его в сторону.

Вариант 6

В практике проведения дискуссий очень часто возникают непредвиденные ситуации, которые могут оказать существенное влияние на итоги деловой беседы. Предложите выходы из следующих ситуаций:

1) оппонент пытается перехватить инициативу в выборе темы разговора;

2) оппонент раздувает проблему, выводит ее за границы дискуссии, размывая основную проблему;

3) оппонент намеренно подводит вас к ложным выводам, подтасовывая факты, для того чтобы позже уличить вас в безграмотности и дилетантстве.

Вариант 7

В практике проведения дискуссий очень часто возникают непредвиденные ситуации, которые могут оказать существенное влияние на итоги деловой беседы. Предложите выходы из следующих ситуаций:

1) оппонент постоянно меняет позицию, ходит вокруг да около основной темы;

2) оппонент уличает вас в некомпетентности, играет на ваших ошибках и неточностях, игнорирует факты «за» и «против»;

3) оппонент выхватывает мелочи, не затрагивая основной проблемы.

Вариант 8

Этика ведения телефонного разговора предписывает, что следует, а что не следует делать. Заполните вторую колонку таблицы 2.

Таблица 2 – Рекомендации по ведению телефонного разговора

Не следует Следует
1 Долго не поднимать трубку  
2 Говорить: «Привет», «Да» и «Говорите», когда начинается разговор  
3 Спрашивать: «Могу ли я вам помочь?»  
4 Вести две беседы сразу  
5 Оставлять телефон без присмотра хотя бы ненадолго  
6 Использовать для заметок клочки бумаги и листки календаря  
7 Передавать трубку по многу раз  
8 Говорить: «Все обедают», «Никого нет», «Пожалуйста, перезвоните»  

Вариант 9

В таблице 3 приведена иерархия навыков по их значимости для руководителей различного ранга. Укажите, какие из этих вариантов (А, Б, В) требуются от руководителей соответственно низшего, среднего и высшего звена управления. Объясните выбор.

Таблица 3 – Иерархия навыков для руководителей

Степень значимости Вариант А Вариант Б Вариант В
Умение сплачивать подчиненных Технологические навыки Умение предвидеть
Умение планировать Умение сплачивать подчиненных Умение сплачивать подчиненных
Технологические навыки Умение проявлять инициативу Умение идти на компромисс
Умение идти на компромисс Умение идти на компромисс Умение привлекать к себе людей
Умение предвидеть Умение планировать Умение планировать
Умение творчески рассуждать, мыслить Умение воспитывать подчиненных Умение быстро принимать рациональные решения

Вариант 10

В круг служебных обязанностей управляющего входит много вопросов, в частности, исполнение указаний, исходящих от высших инстанций. Управляющий должен решить, как именно добиться успешной реализации этих указаний, как мобилизовать на это подчиненных. Однако вышестоящее руководство может не дать четких указаний, не определить конкретные цели. Как должен действовать управляющий в этом случае? Какой из предложенных вариантов действий выбрать (ответ обоснуйте):

а) запросить необходимые указания у начальства;

б) проанализировать обстановку, определить, что необходимо сделать по собственной инициативе в интересах своей организации, и приступить к действиям по мобилизации персонала на решение выявленных задач;

в) отсутствие четких указаний и постановки конкретных целей со стороны вышестоящей инстанции может объясняться тем, что там считают нецелесообразным и несвоевременным принимать поспешные решения. Поэтому предпринимать какие-либо практические действия лучше только после того, как поступят указания сверху.

Вариант 11

Один из Ваших подчиненных заявил, что он не испытывает удовлетворения от своей работы, она ему не по душе, и просит поручить ему более интересное дело. Как Вы отреагируете на подобное заявление работника и почему:

а) установите, какая работа дала бы ему удовлетворение, и если есть возможность, как можно скорее предоставите такую работу;

б) подумаете, что любой хотел бы иметь работу по душе, приносящую удовлетворение. Однако фирма не может предоставить такую возможность всем работникам, поэтому постараетесь убедить работника, что многие сотрудники терпеливо трудятся на порученных им участках;

в) объясните, что удовлетворенность работой определяется тем, как к ней относиться и как ее выполнять. Надо сказать, что и от выполняемой работы можно получать большое удовлетворение, если видеть в ней творческие начала.

Вариант 12

Стимулирование интереса к работе – весьма важный фактор усиления трудовой мотивации. Выберите из приводимых ниже вариантов три наиболее эффективных, повышающих интерес к работе, ответ обоснуйте:

а) руководство должно подробно информировать коллектив о характере выполняемой им работы;

б) время от времени следует менять поручаемую сотрудникам работу, чтобы она им не надоела;

в) если нужно заставить людей выполнить работу, нужно объединить хорошо понимающих друг друга работников в одну группу;

г) подробно, в деталях нужно сотрудникам объяснить характер выполняемой работы – помочь им выполнить ее без срыва;

д) работу, которую нужно выполнять, следует дополнять время от времени новыми задачами, неплохо организовать соревнования на лучший результат;

е) точно указать недостатки и положительные моменты выполняемой работы.

Список литературы

1 Алехина, И. Имидж и этикет делового человека / И. Алехина. –
2-е изд. – М.: Дело, 2001. – 112 с.

2 Аминов, И. И. Психология делового общения : учеб. пособие / И. И. Аминов. – 5-е изд., стер. – М. : Омега-Л, 2009. – 304 с.

3 Баева, О. А. Ораторское искусство и деловое общение : учеб. пособие / О. А. Баева. – 5-е изд., стер. – М. : Новое знание, 2005. – 368 с.

4 Бороздина, Г. В. Психология делового общения : учебник / Г. В. Бороздина. – 2-е изд. – М. : ИНФРА-М, 2008. – 295 с.

5 Браим, И. Н. Культура делового общения: учебник / И. Н. Браим. – Минск: Экоперспектива, 1998. – 174 с.

6 Браим, И. Н. Этика делового общения: учеб. пособие / И. Н. Браим. – Минск : Экоперспектива, 1994. – 132 с.

7 Делопроизводство и деловые отношения: учеб. пособие / Под ред.
Б. И. Врублевского. – Гомель : ЧУП «ЦНТУ «Развитие», 2003. – 159 с.

8 Курганов, В. М. Психология управления. Автотранспортная психология : учеб. пособие / В. М. Курганов ; под ред. А. Ф. Шикуна. – М. : Приор-издат, 2004. – 144 с.

9 Морозов, А. В. Деловая психология: Курс лекций : учебник /
А. В. Морозов. – СПб.: Союз, 2000. – 576 с.

10 Паневчик, В. В. Деловое письмо: учеб. пособие / В. В. Паневчик. – Минск: БГЭУ, 1997. – 86 с.

11 Панфилов, А. П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности : учеб. пособие / А. П. Панфилов. – СПб. : Знание, 2005. – 495 с.

12 Петрунин, Ю. Ю. Этика бизнеса: учеб. пособие / Ю. Ю. Петрунин,
В. К. Борисов. – М: Дело, 2000. – 280 с.

13 Психология и этика делового общения: учебник для вузов / Под ред.
В. Н. Лавриненко. – 5-е изд. перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. –
415 с.

14 Поваляева, М. А.Психология и этика делового общения : учеб. пособие для вузов / М. А. Поваляева. – 2-е изд. – Ростов н/Д : Феникс, 2006. – 347 с.

15 Рогожин, М. Ю. Документы делового общения / М. Ю. Рогожин. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : РДЛ, 2005. – 224 с.

16 Трухачев, В. И. Международные деловые переговоры : учеб. пособие / В. И. Трухачев, И. Н. Лякишева, К. Ю. Михайлова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Финансы и статистика, 2007 ; Ставрополь : АГРУС, 2007. – 224 с.

17 Хвалей, М. К. Делопроизводство и деловая (торговая) корреспон­денция : учеб. пособие / М. К. Хвалей. – Минск: БГЭУ 2002. – 253 с.

18 Шейнов, В. П. Практические приемы менеджмента: учеб. пособие /
В. П. Шейнов. – Минск: Амалфея, 2003. – 160 с.

19 Шейнов, В. П. Психология и этика делового контакта / В. П. Шейнов. – Минск: Амалфея, 1997. – 384 с.

20 Шеламова, Г. М. Деловая культура и психология общения : учебник / Г. М. Шеламова. – 3-е изд., доп. – М. : Академия, 2004. – 160 с.

Наши рекомендации