Программы учебной дисциплины

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА

Наименование дисциплины _ КУЛЬТУРА И МЕЖКУЛЬТУРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Рекомендуется для направления подготовки «Психолого-педагогическое образование»

Квалификации выпускника - бакалавр (психолог образования)

1. Цели и задачи дисциплины:

Цель учебой дисциплины: предоставление студентам соответствующего объема теоретических и практических знаний по освоению культурного многообразия современного мира и психологии межкультурных взаимодействий на личностном и групповом уровнях.

Задачи учебной дисциплины:

1) формирование восприятия и понимания культурного многообразия мира и взаимодействия в нем отдельных личностей, групп и государств, представляющих разные культуры мира;

2) изучение теоретических и практических основ психологии межкультурных коммуникаций, знакомство с основными антропологическими и психологическими подходами в исследовании культуры и межкультурного взаимодействия;

3) изучение психологических особенностей культурной вариативности мира;

4) изучение психологических особенностей и закономерностей межкультурных взаимодействий;

5) знакомство с моделями освоения чужой культуры;

6) развитие культурной восприимчивости, осознание и преодоление собственного этноцентризма;

7) знакомство с практическими программами и психологическими технологиями формирования межкультурных взаимодействий в современном мире;

8) формирование практических навыков и умений в общении с представителями других культур.

9) Обучение анализу профессиональных ситуаций с точки зрения влияния фактора культуры и межкультурного взаимодействия.

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина в основной образовательной программе высшего профессионального образования по подготовке бакалавров включена в базовую часть гуманитарного, социального и экономического цикла Учебного плана согласно ФГОС ВПО по направлению 050400.62 - Психолого-педагогическое образование.

Для знакомства с дисциплиной студент должен знать Историю, Философию, иностранный язык уметь пользоваться современными информационными технологиями, читать и понимать на базовом уровне профессиональную литературу на английском языке

Данная дисциплина является предшествующей для следующих дисциплин: Поликультурное образование; Социальная психология; Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса; Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности.

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

· способность использовать в профессиональной деятельности основные законы развития современной социальной и культурной среды (ОК-1);

· способность учитывать этнокультурные и конфессиональные различия участников образовательного процесса при построении социальных взаимодействий (ОК-8).

В результате освоения дисциплины студент должен:

а) знать:

· сущность явления культуры как системоообразующего фактора в формировании человеческого мировоззрения;

· место и роль культурных различий в повседневном взаимодействии людей, в том числе и в своем собственном поведении а также их значение для функционирования образовательных систем;

· этические принципы межкультурного взаимодействия в современном мире;

· специфику межкультурного в сравнении с общением внутри одной культуры;

· особенности различных национальных культур (в том числе и собственной).

б) уметь:

· адекватно оценивать влияние культурных различий в профессиональной психолого-педагогической коммуникации;

· прогнозировать риски, связанные с межкультурными факторами в образовательной среде и разрабатывать пути их уменьшения;

· планировать свою профессиональную деятельность с учетом ее межкультурной специфики;

· выявлять причины и находить стратегии разрешения трудных коммуникативных ситуаций в межкультурном психолого-педагогическом взаимодействии;

· находить эффективные способы взаимодействия с культурно отличающимися людьми в образовательном процессе.

в) демонстрировать способность и готовность:

· использовать ресурсы межкультурного взаимодействия в своей профессиональной практике;

· строить свою профессиональную деятельность на этических принципах межкультурной коммуникации;

· использовать технологии, позволяющие строить продуктивные профессиональные отношения с людьми, принадлежащими к иной культуре.

Г) Владетьнавыками активной межкультурной коммуникации и взаимодействия, развития толерантности по отношению к другим странам, народам, культурам и социальным группам при сохранении собственной культурной идентичности.

Наши рекомендации