Программы учебной дисциплины
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА
Наименование дисциплины _ КУЛЬТУРА И МЕЖКУЛЬТУРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Рекомендуется для направления подготовки «Психолого-педагогическое образование»
Квалификации выпускника - бакалавр (психолог образования)
1. Цели и задачи дисциплины:
Цель учебой дисциплины: предоставление студентам соответствующего объема теоретических и практических знаний по освоению культурного многообразия современного мира и психологии межкультурных взаимодействий на личностном и групповом уровнях.
Задачи учебной дисциплины:
1) формирование восприятия и понимания культурного многообразия мира и взаимодействия в нем отдельных личностей, групп и государств, представляющих разные культуры мира;
2) изучение теоретических и практических основ психологии межкультурных коммуникаций, знакомство с основными антропологическими и психологическими подходами в исследовании культуры и межкультурного взаимодействия;
3) изучение психологических особенностей культурной вариативности мира;
4) изучение психологических особенностей и закономерностей межкультурных взаимодействий;
5) знакомство с моделями освоения чужой культуры;
6) развитие культурной восприимчивости, осознание и преодоление собственного этноцентризма;
7) знакомство с практическими программами и психологическими технологиями формирования межкультурных взаимодействий в современном мире;
8) формирование практических навыков и умений в общении с представителями других культур.
9) Обучение анализу профессиональных ситуаций с точки зрения влияния фактора культуры и межкультурного взаимодействия.
2. Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина в основной образовательной программе высшего профессионального образования по подготовке бакалавров включена в базовую часть гуманитарного, социального и экономического цикла Учебного плана согласно ФГОС ВПО по направлению 050400.62 - Психолого-педагогическое образование.
Для знакомства с дисциплиной студент должен знать Историю, Философию, иностранный язык уметь пользоваться современными информационными технологиями, читать и понимать на базовом уровне профессиональную литературу на английском языке
Данная дисциплина является предшествующей для следующих дисциплин: Поликультурное образование; Социальная психология; Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса; Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
· способность использовать в профессиональной деятельности основные законы развития современной социальной и культурной среды (ОК-1);
· способность учитывать этнокультурные и конфессиональные различия участников образовательного процесса при построении социальных взаимодействий (ОК-8).
В результате освоения дисциплины студент должен:
а) знать:
· сущность явления культуры как системоообразующего фактора в формировании человеческого мировоззрения;
· место и роль культурных различий в повседневном взаимодействии людей, в том числе и в своем собственном поведении а также их значение для функционирования образовательных систем;
· этические принципы межкультурного взаимодействия в современном мире;
· специфику межкультурного в сравнении с общением внутри одной культуры;
· особенности различных национальных культур (в том числе и собственной).
б) уметь:
· адекватно оценивать влияние культурных различий в профессиональной психолого-педагогической коммуникации;
· прогнозировать риски, связанные с межкультурными факторами в образовательной среде и разрабатывать пути их уменьшения;
· планировать свою профессиональную деятельность с учетом ее межкультурной специфики;
· выявлять причины и находить стратегии разрешения трудных коммуникативных ситуаций в межкультурном психолого-педагогическом взаимодействии;
· находить эффективные способы взаимодействия с культурно отличающимися людьми в образовательном процессе.
в) демонстрировать способность и готовность:
· использовать ресурсы межкультурного взаимодействия в своей профессиональной практике;
· строить свою профессиональную деятельность на этических принципах межкультурной коммуникации;
· использовать технологии, позволяющие строить продуктивные профессиональные отношения с людьми, принадлежащими к иной культуре.
Г) Владетьнавыками активной межкультурной коммуникации и взаимодействия, развития толерантности по отношению к другим странам, народам, культурам и социальным группам при сохранении собственной культурной идентичности.