Перечень вопросов для самоподготовки по теме практического занятия. 1. Воображение. Его основные функции.

1. Воображение. Его основные функции.

2. Функции воображения.

3. Формы воображения

Самоконтроль по тестовым заданиям данной темы.

1.Воображение – это:

1) психический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта.

2) психический процесс создания образа предмета, ситуации путем перестройки имеющихся представлений.

Ответ:2

2. Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами:

1) представлением и вниманием

2) памятью и мышлением.

3) ощущением и восприятием.

4) внимание и память.

Ответ:2

3. Мечтой называется:

1) процесс воображения, не включенный в творческую деятельность.

2) процесс самостоятельного создания новых образов.

3) все утверждения верны.

4) творческая деятельность.

Ответ: 2

4. Создание нового образа путем присоединения в воображении частей или свойств одного объекта другому называется:

1) схематизацией.

2) типизацией.

3) агглютинацией.

4) мечты.

Ответ: 3

5.Воображение КАК ПРОЦЕСС:

1) помогает в деятельности

2) подготавливает к восприятию мира

3) важная часть творческого процесса

4) значительно расширяет и углубляет процесс познания

Ответ:3

Самоконтроль по ситуационным задачам.

1. Сгруппируйте приведенные ниже материалы по их отне­сенности к различным вопросам темы «Воображение».

1) Воображение проявляется в умении представить деталь по чертежу, героя художественного произведения — по тексту, картину отдыха зна­комого человека — по его рассказу.

2) Это познавательный психический процесс, заключающийся в со­здании новых образов путем переработки представлений.

3) Благодаря воображению целостный образ ситуации создается рань­ше ее расчлененной картины.

4) Образ Наташи Ростовой создан Л.Н.Толстым путем слияния черт двух женщин — жены писателя Софьи Андреевны и ее сестры Татьяны Андреевны.

5) Воображение позволяет представить результат деятельности (создать идеальную модель будущего результата) до того, как он будет достигнут реально.

6) Когда говорят о воображении, чаще всего имеют в виду деятель­ность художника, ученого, изобретателя. При этом упускается из виду, что без фантазии невозможно изготовить самое простое изделие.

7) Воображение работает также и во сне, и в полудремотном состоя­нии, и при расстройствах психики, когда оно обретает форму галлюци­наций.

8) «Иногда, глядя с крыльца на двор и на пруд, говорил он (Мани­лов. — А. Ш.) о том, как бы хорошо было, если бы вдруг от дома прове­сти подземный ход или через пруд выстроить каменный мост, на кото­ром бы были по обеим сторонам лавки, и чтобы в них сидели купцы и продавали разные мелкие товары, нужные для крестьян. При этом глаза его делались чрезвычайно сладкими и лицо принимало самое довольное выражение; впрочем, все эти прожекты так и оканчивались только од­ними словами» (Н. В. Гоголь).

Ответ: Определение воображения (2); виды воображения: пассив­ное непреднамеренное (7), пассивное преднамеренное (8), активное воссоздающее (1), активное творческое (4); роль воображения и деятель­ности людей (3, 5, 6).

2. Прокомментируйте приведенное ниже высказывание.

Немецкого математика Д. Гильберта спросили об одном из его быв­ших учеников.

— Ах, этот-то? — вспомнил Гильберт. — Он стал поэтом. Для матема­тики у него было слишком мало воображения.

Ответ: Действительно, нет никаких теоретических препятствий к тому, чтобы говорить о математическом, пространственном, техничес­ком, поэтическом, музыкальном воображении. Поэтому Гильберта пра­вомерно понять так, что его бывшему ученику недоставало именно ма­тематического воображения, что, вероятно, не относится к его поэти­ческой фантазии.

Наши рекомендации