Перечень вопросов для самоподготовки по теме практического занятия. 1. Воображение. Его основные функции.
1. Воображение. Его основные функции.
2. Функции воображения.
3. Формы воображения
Самоконтроль по тестовым заданиям данной темы.
1.Воображение – это:
1) психический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта.
2) психический процесс создания образа предмета, ситуации путем перестройки имеющихся представлений.
Ответ:2
2. Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами:
1) представлением и вниманием
2) памятью и мышлением.
3) ощущением и восприятием.
4) внимание и память.
Ответ:2
3. Мечтой называется:
1) процесс воображения, не включенный в творческую деятельность.
2) процесс самостоятельного создания новых образов.
3) все утверждения верны.
4) творческая деятельность.
Ответ: 2
4. Создание нового образа путем присоединения в воображении частей или свойств одного объекта другому называется:
1) схематизацией.
2) типизацией.
3) агглютинацией.
4) мечты.
Ответ: 3
5.Воображение КАК ПРОЦЕСС:
1) помогает в деятельности
2) подготавливает к восприятию мира
3) важная часть творческого процесса
4) значительно расширяет и углубляет процесс познания
Ответ:3
Самоконтроль по ситуационным задачам.
1. Сгруппируйте приведенные ниже материалы по их отнесенности к различным вопросам темы «Воображение».
1) Воображение проявляется в умении представить деталь по чертежу, героя художественного произведения — по тексту, картину отдыха знакомого человека — по его рассказу.
2) Это познавательный психический процесс, заключающийся в создании новых образов путем переработки представлений.
3) Благодаря воображению целостный образ ситуации создается раньше ее расчлененной картины.
4) Образ Наташи Ростовой создан Л.Н.Толстым путем слияния черт двух женщин — жены писателя Софьи Андреевны и ее сестры Татьяны Андреевны.
5) Воображение позволяет представить результат деятельности (создать идеальную модель будущего результата) до того, как он будет достигнут реально.
6) Когда говорят о воображении, чаще всего имеют в виду деятельность художника, ученого, изобретателя. При этом упускается из виду, что без фантазии невозможно изготовить самое простое изделие.
7) Воображение работает также и во сне, и в полудремотном состоянии, и при расстройствах психики, когда оно обретает форму галлюцинаций.
8) «Иногда, глядя с крыльца на двор и на пруд, говорил он (Манилов. — А. Ш.) о том, как бы хорошо было, если бы вдруг от дома провести подземный ход или через пруд выстроить каменный мост, на котором бы были по обеим сторонам лавки, и чтобы в них сидели купцы и продавали разные мелкие товары, нужные для крестьян. При этом глаза его делались чрезвычайно сладкими и лицо принимало самое довольное выражение; впрочем, все эти прожекты так и оканчивались только одними словами» (Н. В. Гоголь).
Ответ: Определение воображения (2); виды воображения: пассивное непреднамеренное (7), пассивное преднамеренное (8), активное воссоздающее (1), активное творческое (4); роль воображения и деятельности людей (3, 5, 6).
2. Прокомментируйте приведенное ниже высказывание.
Немецкого математика Д. Гильберта спросили об одном из его бывших учеников.
— Ах, этот-то? — вспомнил Гильберт. — Он стал поэтом. Для математики у него было слишком мало воображения.
Ответ: Действительно, нет никаких теоретических препятствий к тому, чтобы говорить о математическом, пространственном, техническом, поэтическом, музыкальном воображении. Поэтому Гильберта правомерно понять так, что его бывшему ученику недоставало именно математического воображения, что, вероятно, не относится к его поэтической фантазии.