Сравнительный анализ результатов 6 страница
Н.Д.Былкина_____________________________________________173
ства, хроническая раздражительность, обвинительные тенденции, стремление к нанесению морального ущерба, унижению - как себя, так и окружающих.
Интерес к агрессивности определялся по крайней- мере четырьмя причинами:
1) Вышеописанными теоретическими выкладками относительно гипотетической роли пары "самооценка-притязания" в формировании личностных характеристик;
2) Указаниями на возможную связь агрессивности и расхождения самооценки и УП, которые имеются в некоторых экспериментальных работах (см., в частности, [7]). Так, в работе Залученовой [11] показано, что при фрустрирующих обстоятельствах, в случае неудачи, люди с расхождением СО и УП продуцируют самообвинительные агрессивные реакции. Вообще же полновесных экспериментальных исследований, посвященных связи агрессивности с самооценкой и притязаниями, не проводилось.
3) Представлениями о возможности возникновения агрессивности как реакции на внугриличностное противоречие (между самооценкой и притязаниями). Внутренний конфликт является типичной моделью фрустрации, а фрустрация, согласно необихевиористским представлениям Дж. Долларда [23] - источник агрессии.
4) Наблюдениями и впечатлениями автора, полученными при обследовании людей с конфликтными СО и УП. Это были специфические враждебные реакции: часто агрессия, ни коей мере не обращенная к экспериментатору, была как бы "разлита" во всем, о чем бы ни говорили испытуемые. Она выражалась в негативных характеристиках всех персонажей, о которых шла речь (врачей, родных, правительства, соотечественников, иностранцев...), в недовольном и раздраженном тоне, мимике, жестах. Нередко агрессивность выглядела "непонятным" всплеском негативных эмоций на фоне демонстративно благожелательного поведения по отношению к собеседнику.
Объектом исследования были две группы испытуемых -соматически здоровые люди и страдающие язвенной болезнью 12персгной кишки (по 50 человек в каждой). Выбор психосоматических больных не случаен. Именно у них можно увидеть ярко выраженный конфликт СО и УП [1]. Им же приписывается выраженная агрессивность [I, 28]. При этом некоторые авторы отмечают склонность язвенных больных
174__________Агрессивность, самооценка и уровень притязаний
к подавлению агрессии [25, 28]. Таким образом, использование нормальной и клинической подвыборок позволяло уточнить не только интенсивность агрессии в связи с сочетанием высот СО и УП, но и особенности ее проявления.
Методика.
Для диагностики агрессивности были использованы "Тест руки" Э.Вагнера [19] и методика "Рисунок Человека" [15,25].
Выбор "Теста Руки" определялся в первую очередь тем, что он позволяет оценить не только общий уровень агрессивности, но и составляющие его установки - как способствующие ее внешнему проявлению, так и блокирующие ее, что соответствовало поставленным задачам.
Стимульным материалом в данной методике служил набор из 10 карточек, одна из которой пуста.а на 9-ти остальных даны изображения человеческой кисти в различных положениях. Испытуемый должен был перечислить действия, которые может производить изображенная на карточке рука. Он побуждался к описанию как можно большего числа гипотетических действий. При необходимости ответы уточнялись и затем расклассифицировались по следующим категориям:
Агрессия: сюда относились ответы, в которых рука была доминирующей, оскорбляющей, хватающей и т.п. (например: рука, дающая пощечину; наносящая удар противнику ; и т.д.).
Директивность: Рука олицетворяла руководство, влияние на других (например:"дирижирует оркестром", "указывает, что надо делать", "требует, чтобы человек шел туда-то"и т.д.).
Страх: ответы отражают страх перед агрессией со стороны другого лица ("поднятая в страхе рука", "защищается от удара" и т.п.).
Эмоциональность: Рука выражала привязанность, теплое отношение ("рука гладит кошку", "ласково трогает ребенка").
Коммуникация: рука предстает пытающейся общаться с кем-либо, причем нуждаясь в контакте так же или больше партнера ("показывает, как пройти", "подзывает к себе").
Зависимость: действия руки выражают зависимость от доброжелательности собеседника, партнера, связаны с подчинением другому лицу ("рука просит что-то - корочку хлеба, например", "солдат салютует своему генералу") [19].
Н.Д.Былкина
Ответы испытуемых могли быть отнесены также к категориям Демонстративность, Ущербность, Активная безличность, Пассивная безличность, Описание, однако в подсчете баллов агрессивности они не участвовали [19]
Для уточнения данных об агрессивности использовалась также методика "Рисунок человека" В литературе указы вается на возможность диагностики по "Рисунку человека" агрессивности [15, 25] Описанные в литературе принципы использовались в настоящей работе Испытуемого, которому давался чистый лист стандартного формата, простой каран даш и ластик, просили, согласно инструкции [15], "нарисовать человека" От дальнейших комментариев экспе риментатор старался воздерживаться, давая их в самых крайних случаях и в самом общем виде
(например "нарисуйте так, как вы считаете нужным" и т п) В протоколе отмечались положения листа, наличие или от сутствие переворачиваний, перерисовываний, стираний, а также вербальные комментарии испытуемого
Результаты и обсуждение.
Агрессивность испытуемых оценивалась на основе описаний ими действий рук, изображенных на карточках Теста Вагнера Каждое высказывание оценивалось в 1 балл и могло быть отнесено только к одной категории Суммарный балл агрессивности подсчитывался по формуле А = (Агр+Дир) -(Стр + Эмоц + Коммун + Завис) и мог принимать как положительные, так и отрицательные значения
ТАБЛИЦА 1 Показатели агрессивности по Тесту Руки у здоровых людей и язвенных больных
НО] | эма | больные | |
шкала | СО=УП | СОхУП | СОхУП |
агпессия | 3 80 | ||
пиоективность | 3 30 | ||
стоах | |||
эмопиональн | |||
коммуникация | |||
зависимость | 3 62 | ||
общ балл агрессивности | -204 | -275 |
176__________Агрессивность, самооценка и уровень притязаний
Полученные результаты свидетельствуют об общих весьма невысоких показателях агрессивности (общий ее балл принимает везде отрицательные значения).
В целом это соответствует данным аналогичных работ, проведенных на отечественной выборке и демонстрирующих отрицательные значения баллов агрессивности у взрослой нормы (в отличие от психопатов, делинквентов и т.п.) [19].
Отрицательный знак баллов агрессивности у всех подгрупп отражает превалирование установок на социальную кооперацию и запрещение агрессии над собственно агрессивными тенденциями.
Как видно из таблицы, наибольший суммарный балл по агрессивносги получили здоровые испытуемые с согласованными СО и УП; наименьший - язвенные больные с расхождением СО и УП; наконец, промежуточный уровень агрессивности фиксируется у здоровых людей с расхождением СО и УП.(Статистический анализ с помощью критерия Фишера показывает, что наиболее сильно выражены различия между больными и здоровыми людьми с расхождением СО и УП (F=4.I9, p=0.04), тогда как различия в агрессивности между двумя подвыборками нормы слабее (F=3.05,p=0.09)).
Из сопоставления суммарных баллов агрессивности следует, что, во первых, ее уровень ниже при конфликте между самооценкой и притязаниями, и, во-вторых, что язвенные больные демонстрируют значимо более низкий общий уровень агрессивности, нежели здоровые люди.
Кроме тоге, данные таблицы указывают, что количество ответов у язвенных оольных значительно меньше, чем у здоровых людей. Это может отражать несколько пониженный уровень их психической активности, обусловленный, возможно, общей соматической ослабленностыо. Косвенным подтверждением может служить то, что время выполнения и данного, и других заданий у больных было значительно больше; более выраженными были паузы перед ответами; нередко язвенники довольно долго и с трудом подбирали подходящие слова и определения, быстро уставали.
Анализ полученных результатов был бы неполным без учета данных о выраженности установок, способных как содействовать ее внешнему проявлению, так и блокировать его.
Н.Д.Былкина_________________________JT7
Среди здоровых испытуемых баллы по первым двум "собственно агрессивным" категориям выше у людей с расхождением СО и УЛ.Разница в директивных установках между людьми с различным типом соотношения СО и УП весьма значительна (F=3.89; p=0.05) (Табл.1). Эти данные могут отражать тот факт, что конфликт между оценкой себя и привычным уровнем целей приводит к росту агрессивных тенденции. Возникает потребность во враждебных, разрушительных поступках; окружающие воспринимаются как противостоящие субъекту; увеличиваются конфронтацион-ные установки, стремление находиться в позиции превосходства. Этот факт может быть объяснен с точки зрения представления о дискордантности СО и УП как модели фрустрации. Действительно, низкая оценка себя, ощущение своего несоответствия желаемому образу, уровню развития тех или иных качеств, как и неудачи в попытках достичь потребной высоты самоуважения (вследствие, в частности, ошибочной -завышенной или заниженной относительно самооценки - высоты целеполагания) носят для человека ярко выраженный фрустрирующий характер. Одним из результатов переживания фрустрации, как известно, является рост агрессивности, более частое возникновение гнева [20, 22]. Именно эти реакции, отразившиеся в ответах Теста Руки и, нередко, во внешних проявлениях недовольства, раздражения, казавшихся немотивированными вспышках враждебности, мы и могли наблюдать у людей с рассогласованием СО и УП.
Однако само по себе увеличение агрессивных установок не означает общего повышения уровня личностной агрессивности - важен их удельных вес в общей структуре агрессивных диспозиций.
Сравнение баллов по категориям истинной агрессии и кооперации демонстрирует, что выраженность таких "кооперативных" установок, как "зависимость" и "коммуникация", более велика в случае несоответствия высот СО и УП ( для случая "зависимости" F=2.48, p=O.IO; для "коммуникации" F= 12.03, р=0.0009); показатели же по категориям "страх" и "эмоциональность" в обсуждаемых подгруппах примерно равны (Табл. 1).
Люди с расходящимися СО и УП чаще отвечали фразами, отражающими установки на подчинение другому лицу, зависимость от благорасположенности окружающих, стремление получать помощь: "просит милостыню", "поднял руку -
178__________Агрессивность, самооценка и уровень притязаний
хочет попросить разрешения выйти" и т.д. Кроме того, у испытуемых с рассогласованностью СО и УП более часто встречались вербальные реакции, свидетельствующие о стремлении к установлению контакта, потребности во взаимодействии, общении с окружающими ("коммуникация"). Важно, что подобные ответы (например: "рукой показывает: подойди сюда","объясняет, как добраться","показывает, что получил пятерку" и т.п.), как правило, подразумевают, что общающееся лицо нуждается в партнере так же, или в большей степени, чем партнер - в нем [19]. Здесь как бы "сливаются" потребность в межличностных контактах и зависимость от "внешних объектов" - других людей. Таким образом, сравнение показателей агрессивности у здоровых людей с разным типом соотношения СО и УП показало, что общий уровень агрессивности (готовности к открытому проявлению агрессии) при рассогласовании высот самооценки и притязаний ниже. Этот результат оказывается следствием блокирования агрессивно-директивных устремлений
(превышающих таковые у людей с конкордантными самооценкой и притязаниями) со стороны также более активных у них диспозиций социального типа - к кооперации и сотрудничеству.
Общий уровень агрессивности у язвенных больных, как видно из таблицы, невелик: -4.58 балла. Эта величина показывает, что "кооперативные" диспозиции в этой группе проявлены значительно сильнее агрессивных.
Среди тенденций, блокирующих проявления агрессии и доминирования, у больных, как и у здоровых испытуемых с той же формой соотношения СО и УП, особенно выражены установки зависимости и коммуникации (Табл.1). Язвенники приписывали изображенным на карточках рукам действия подчинения, выражения согласия (например:" подайте, пожалуйста, мне руку, я не могу сам сойти"(исп. UI.,N44)), попыток установления контакта, демонстрации нужды в ком-то и т.д. Эти результаты еще раз подтверждают, что общий для язвенников и значительной части здоровых людей феномен рассогласования высот самооценки и притязаний порождает зависимость от окружающих, стремление быть с ними постоянно в тесном взаимодействии, получать извне поддержку и признание. Активность подобных тенденций, как уже указывалось, может быть следствием неспособности этих людей к самостоятельному регулированию самооценки,
Н.Д.Былкина 179
высоты целей, и связанных с ними эмоциональных состоя-, ний дистресса, в частности, тревоги.
I Величина баллов по категориям агрессии и директив-I ности у язвенных больных относительно невелика. Значимо | меньшее по сравнению со здоровыми людьми количество ответов по этим категориям ( для "агрессии" F=I6.37, p=0.000; для "дефективности" F=10.54, p=0.001) могло быть следствием нескольких факторов. Язвенные больные в целом дали меньшее количество ответов, что может быть связано, как уже указывалось, с их несколько пониженной психической активностью. Кроме того, важную роль играл, как представляется, "межличностный" характер тестирования агрессивности. Испытуемые должны были давать ответы, обращаясь непосредственно к экспериментатору. Последний, во избежание искаженной интерпретации ответов, мог попросить уточнить описание, "развернуть" ситуацию и т.д. Возможно, именно боязнь потери доброжелательного к себе отношения, страх неодобрения со стороны экспериментатора-эксперта, оценивающего самые разные стороны их личности, приводил язвенных больных, как людей с наиболее выраженными (среди обследованных групп) потребностями зависимости, к стремлению исключить из своего поведения любые агрессивные проявления и уменьшал количество открыто агрессивных ответов, даже в тех случаях, когда такой ответ прямо провоцировался характером рисунка.
Так, в частности, многие язвенные больные, беря в руки карточку с изображением сжатой в кулак руки, давали описание следующего типа :"Нет, ну это только не нападение, не удар. Это... человек рассматривает свои муску-лы"(исп.Н.,Ы34). В отличие от других "кооперативных" категорий, под категорию "эмоциональность" у язвенных больных подпало значимо меньшее количество ответов, нежели у здоровых людей с расхождением СО и УП (F=l 1.65; р=0.001). Эти результаты частично могут отражать и специфику эмоциональности язвенников, поскольку под категорию "эмоциональность" в Тесте Руки попадают ответы, отражающие адекватное выражение этих чувств и отношений -рукопожатие, "обнимание", гладящие движения и т.д. Возможно, язвенные больные, испытывая сильную потребность в тесном контакте, поддержке, будучи зависимыми от благожелательности окружающих, неспособны к проявле-
180__________Агрессивность, самооценка и уровень притязаний
шло и выражению подобных чувств по отношению к другим людям (следует отметить в этой связи, что данные о низкой развитости "эмоциональных" установок у язвенных больных хорошо согласуются с общепринятыми идеями о дефицитар-ности их эмоциональной сферы, отсутствии адекватных средств переживания, выражения и коммуницирования эмоций [24,26,27,28]).
Итак, в соответствии с Тестом Руки разница в уровнях агрессивности здоровых и больных язвой людей образуется за счет уменьшения у последних количества ответов агрессивного и доминантного характера при примерном равенстве баллов по категориям социального сотрудничества.
В свете полученных результатов важно было уточнить выраженности непосредственно агрессивных установок у язвенных больных, поскольку, как показал анализ, ответы в Тесте Руки, связанные с демонстрацией агрессивности, могли быть подвержены у язвенников особому влиянию факторов социальной желательности. Соответствующие данные были получены благодаря "Рисунку человека". На основании принципов, предложенных авторами оригинальной методики и ее отечественной модификации [15, 25], нами были выделены следующие критерии, или признаки, той или иной степени агрессивности рисующего:
1. Особенности изображения лица: выдающиеся зубы, выдвинутый подбородок, раздвинутые, выдающиеся ноздри, сдвинутые брови.
2.Характерная агрессивная поза: руки, сжатые в кулаки, или поставленные на пояс, свирепое выражение лица, раздвинутые ноги.
3.Особенности изображения конечностей: длинные ноги, руки, разведенные в сторону руки, большие, длинные пальцы, более пяти пальцев, выделенные суставы, отделенные пальцы или кисти рук, пальцы-стрелы, пальцы-палочки, голые пальцы ног.
4.Особенности графики: наличие большого числа ломаных линий, острых углов, линий с нажимом.
В зависимости от выраженности всех этих признаков каждому рисунку присваивался балл от 1 до 5 : 5 - наименее агрессивный рисунок, 1 - наиболее агрессивный. Оценка осуществлялась 5-ю экспертами-психологами; две крайних оценки отбрасывались, из оставшихся трех рассчитывался средний балл.
Н.Д.Былкина_____________________________ Ш
Как видно из Табл.2, в целом уровень агрессивности всех рисунков невелик. Внутри выборки здоровых испытуемых люди с дискордантными отношениями СО и УП показали значимо большую агрессивность. У язвенных больных - наивысшие баллы, значимо отличающиеся от таковых как у здоровых людей с расхождением СО и УП, так и с их согласованностью. Таким образом, по результатам анализа проективного рисунка человека величина агрессивных установок значимо выше в клинической выборке.
Таблица 2. Баллы по агрессивности язвенных больных и здоровых людей в зависимости от соотношения СО И УП (по "Рисунку Человека").
нш рма | язв. больные |
СО=УП СОхУП | СОхУП |
4.54 3.87 | 2.85 |
182__________Агрессивность, самооценка и уровень притязаний
как правило, в виде схемы, символа. Часто отсутствовало лицо, одежда, важные части тела; они могли не иметь объема, "содержимого". (Следует отметить, что эти характерные черты рассматриваются рядом авторов как свидетельство низкой дифференцированности образа тела, характерного для психосоматических больных, знак их невысокой психической организации в целом [28]). Важно, что в качестве признаков агрессивности в рисунках выступали в основном остроконечные, похожие на стрелки или палки ноги и руки, отделенные длинные пальцы, большое количество ломаных линий, острых углов.
Агрессивность же в рисунках здоровых людей была более "художественно разработанной": она выражалась в открыто агрессивной позе, сдвинутых бровях, наличии ору-жия,"грозном" выражение лица, увеличенности ноздрей, сильном нажиме при рисованиии т.п. Рисунки здоровых людей казались гораздо более "очеловеченными", разработанными; абстрактных изображении, схем, в отличие от лино-графических рисунков язвенных больных, практически не встречалось.
Можно предположить, что эти различия отражают раз ницу форм и уровней агрессивности здоровых людей и пси хосоматических - язвенных - больных. Возможно, кумуляция агрессивных элементов рисунка здоровых людей в лице, при сутствие предметов, несущих агрессивную функцию (в част ности, оружия) свидетельствует об их способности к вер бальному, опосредованному выражению агрессии. В отли чие от них, у психосоматических пациентов можно увидеть более примитивный агрессивный символизм,
"приуроченный" к действиям, причем действиям непосред ственным, когда части тела сами представляют собой ору дия, средства выражения агрессии - руки-палки, пальцы-стрелы, вытянутые, заостренные, ломаные конечности в со вокупности с отсутствием прорисовки лица. Уместно вспомнить здесь данные некоторых авторов, предпола гающих, что переживание неопосредованных культурными способами эмоций способно оказывать особенно патоген ное воздействие на телесное функционирование [24,28].
В заключение некоторые выводы.
Выявлена связь между соотношением высот самооценки и уровня притязаний с показателями агрессивности. Агрессив-
Н Д. Былкина
ные, директивные и доминантных устремления, тенденции к противостоянию, враждебности сильнее при несоответствии между тем, как человек оценивает себя, и высотой его притязаний. При дисгармоничности СО и УП возрастают также и противодействующие агрессивным зависимые установки - к кооперации, тесным контактам с окружающими. Это приводит к блокированию внешнего направленного выражения агрессии, и общий уровень агрессивности у людей с неравенством высот СО и УП оказывается значимо ниже, чем у людей с конкордантностью самооценки и притязаний.
Сравнение данных "нормальной" и клинической выборок показало, что, с одной стороны, большая глубина конфликта самооценки и притязаний связана с большей величиной собственно агрессивных побуждений и, с другой стороны, с меньшей готовностью к ее открытому проявлению (по сравнению со случаем небольшого расхождения высот СО и УП).
Обнаруженные данные указывают на "примитивность" способов переживания и выражения агрессии у психосоматических больных, что, возможно, отражает особенности их психического функционирования и связано с патогенезом заболевания.
Литература:
Былкина Н.Д. (1995). Соотношение самооценки и уровня притязаний в норме и при психосоматической патологии. Автореферат дис. канд. психол. наук.
Бороздина Л.В., Былкина Н.Д., Щедрова Л.В. (1995). Соотношение высот самооценки и уровня притязаний у больных язвенной болезнью 12перстной кишки. Рукопись, депон. в ЩНМБ N24786. Москва.
Божович Л.И., Славина Л.С. (1976). Случаи неправильного взаимоотношения ребенка с коллективом и их влияние на формирование личности. Вопросы психол., N1.
Бороздина Л.В. (1993). Исследование уровня притязаний. Москва.
Бороздина Л.В., Видинска Л. (1980). Соотношение самооценки и уровня притязаний. Личность в системе общественных отношений. Курск.
Бороздина Л.В., Залученова Е.А. (1993). Увеличение индекса превожности при расхождении самооценки и притязаний. Вопросы психол. N1.
184__________Агрессивность, самооценка и уровень притязаний
Бороздина Л.В., Русаков С,В. (1983). Концепция Я и характер реакции на фрустрацию как детерминанты социальной адаптации молодежи, в: Понимание и общение в учебно-воспитательном процессе. Фрунзе.
Бороздина Л., Шулепова О.В. (1987). Соотношение самооценки и уровня притязаний в норме и при некоторых видах психосоматической патологии в: Личность и труд. Сб., де-пон.в ИНИОН. Москва.
Бурлачук Л.Ф., Морозов СМ. (1989). Словарь-справочник по психодиагностике. Киев.
Джемс У. (1991). Психология. Москва.
Залученова Е.А.(1995). Соотношение самооценки и уровня притязаний на некоторые личностные особенности. Дис. канд. психол.наук. Москва.
Захарова А.В. (1989). Уровень притязаний как показатель самооценки. В: Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. N1.
Зейгарник Б.В. (1981). Теория личности Курта Левина. Москва.
Коломинский Н.Л. (1972). Самооценка и уровень притязаний учащихся старших классов вспомогательной школы в учебной деятельности и межличностных отношениях. Дис.канд.психол.наук. Минск.
Каталог интерпретаций "Дом-дерево-человек". (1990). Москва.
Миславский Ю.М. (1991). Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. Москва.
Роджерс К. (1986). К науке о личности. В .История зарубежной психологии. Москва.
Романова Е.С., Потемкина О.Ф. (1993). Графические методы в спхологии. Москва.
Руководство по применению Теста Руки. (1992). Москва.
Судаков К.В. (1981). Системные механизмы эмоционального стресса. Москва.
Харченко А.И. (1995). Системный анализ явления агрессии человек-человек. Москва.
Хекхаузен X. (1986). Мотивация и деятельность, тт.1, 2. Москва.
Dollard J., et at. (1939). Frustration and aggression. New Haven.
Krystal H. (1979). Alexithymia and psychotherapy. AmerJ. Psychoiher. v.33(l).
Н.Д.Былкина______________________________UJS'
Machover К. (1949). Personality Projection in the Drawing of Human Figure. Springfield.
Neill L., Sandifer M. (1982). The clinical approach to alexithymia. A review. Psychosoraatics. v.23(12).
Sifiieos P. et al. (1977).The phenomenon of alexithymia observations in neurotic a. psychosom. patients. Psychother. a. Psychosom., v.28(l-4), -p.47.
Taylor G. (1987). The Psychosom. medicine and contemporary psychoanalysis. Madison Connecticut .v.3 p.391.
СЕМЬЯ И ШКОЛА
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
М.Р.Битянова
Московский Педагогический
Государственный Университет
При всей своей внешней парадоксальности тема, заданная названием этой работы, сегодня чрезвычайно актуальна и популярна. На данный момент уже не обсуждается вопрос о том, нужна ли теория школьной психологической деятельности. Дискуссия развернулась вокруг ответа на вопрос, который значительно интереснее и продуктивнее предыдущего, а именно: какая теория нужна школьному психологу? (Цукерман ГА.)
Мы с удовольствием присоединяемся к этой дискуссии и в своей небольшой статье поразмышляем о возможных вариантах ответа на поставленный вопрос, сформулируем свой взгляд. Но прежде подчеркнем, что дискуссия эта носит отнюдь не отвлеченный научный характер. Психологическая школьная практика как разветвленный социальный институт, как массовая форма внедрения в реальные формы межличностного взаимодействия научного психологического знания существует уже около 15-ти лет. Все эти годы она функционирует и развивается, не имея разработанной методологической базы, продуманной модели деятельности.
В существующих сегодня различных авторских концепциях в той или иной степени проработаны методологические или отдельные содержательные аспекты, однако пока не предложено целостного подхода, органично увязывающего теоретические основы с содержательными, процессуальными и организационно-методическими компонентами деятельности школьного психолога-практика. То есть, институт школьной психологии функционирует, не имея четкого ответа на вопросы: зачем? что? и как?
Такое положение дел, несомненно, сказалось на актуальном состоянии института школьной практической психологии, его жизнеспособности. Более того, мы считаем, что отсутствие теории, общей модели практической деятельности в наибольшей степени ответственно за возникновение того кризисного состояния, в котором он сейчас находится.
М.Р.Бшпянова 189
Теоретическое осмысление проблем школьной практической деятельности для нас начинается с ответа на вопрос -а чем вообще по своей сути является работа школьного психолога? Известно много видов профессиональной психологической деятельности. Можно преподавать психологию или, что очень близко, заниматься психологическим просвещением. Есть психологическая исследовательская работа, есть прикладная психологическая деятельность или, как говорит Ф.Е.Василюк. «чужая» практика в различных сферах социальной жизни - бизнесе, медицине, педагогике и др. Особенность этой последней деятельности в том, что ее цели, задачи и ценности определяются той социальной системой, на которую «работает» психолог. Есть, наконец, еще один вид практической деятельности - «своя» практика психолога, представленная сегодня самими различными видами психологических служб. В этих службах психолог сам формирует цели и ценности своей профессиональной деятельности, планирует и осуществляет определенную систему профессиональных действий.
К какому из этих видов деятельности относится работа школьного психолога? Очевидно, что это практика, но какая? Чужая или своя? На наш взгляд, в большинстве существующих ныне отечественных подходов школьная деятельность программируется и осуществляется как «чужая практика». Школьные психологи занимаются обоснованием педагогических программ и методов общения, диагностикой готовности к обучению и усвоению различных специализированных программ, выявляют уровень психического развития ребенка, занимаются профориентацией и т.д. При этом их деятельность в большинстве случаев организуется по конкретным текущим запросам педагогов и администрации, определяется задачами педагогического процесса. Учитывая тот факт, что конкретный ребенок, школьник не всегда является целью педагогической деятельности, а присутствует в ней как средство или как условие, он может «выпадать» и из психологической практики или присутствовать в ней на втором плане.