Стадии и уровни развития психики и поведения животных

Часть I. Введение в общую психологию

стягиваются к головному концу тела (А) и приобретают форму пластинок (В), что позволяет им более точно ориентироваться по отношению к свету. На более высо­кой ступени развития стоят моллюски. Ввиду выгибания пластинок светочувстви­тельные органы приобретают сферическую форму (С), благодаря чему моллюски в состоянии воспринимать движение окружающих объектов.

У животных, достигших в своем развитии стадии элементарного поведения, более развиты органы движения (что связано с необходимостью преследования добычи) и специальный орган связи и координации процессов поведения — нерв­ная система. Первоначально она представляет собой сеть волокон, идущих в раз­личных направлениях и непосредственно соединяющих чувствительные клетки, заложенные на поверхности тела, с сократительной тканью животного (сетевидная нервная система). Особенностью такой нервной системы является отсутствие процессов торможения, а нервные волокна не дифференцированы на чувствитель­ные и двигательные и обладают двусторонней проводимостью.

В процессе дальнейшего развития нервной системы наблюдается выделение центральных нервных узлов, или ганглиев. Этот уровень развития нервной систе­мы получил название узловой нервной системы. Возникновение узлов в нервной системе связано с образованием сегментов тела животного (рис. 3.3). При этом

Рис. 3.3. Узловая нервная система животных

наблюдается усложнение поведения животного. Во-первых, характерно появле­ние цепного поведения, представляющего собой цепь реакций на отдельные, после­довательно действующие раздражители. Описывая данный тип поведения, А. Н. Леонтьев приводит в качестве примера поведение некоторых насекомых, от­кладывающих яйца в коконы других видов. Вначале насекомое направляется к ко­кону под влиянием обоняния. Затем при приближении к кокону насекомое дей­ствует зрительно. Наконец, само откладывание совершается уже в зависимости от того, подвижна ли личинка в коконе или нет, что обнаруживается при прямом кон­такте с коконом, т. е. на основе осязания (рис. 3.4).

Глава 3. Понятие о психике и ее эволюции животных • 79

Цепное поведение характерно для червей, насекомых и паукообразных, у которых оно достигает высшей ступени развития. Поиск пищи у них происходит, как считает извест­ный русский зоопсихолог В. А. Вагнер, «при посредстве какого-либо одного органа чувств без содействия других органов: осязания, реже обоняния и зрения, но всегда только од­ного из них». Следует подчеркнуть, что эта линия развития поведения к дальнейшим прогрессивным и качественным изменениям не ведет.


Рис. 3.4. Пример цепного поведения

Особенностью другой формы поведения является то, что оно осуществляется под од­новременным воздействием все большего ко­личества раздражителей. Такое поведение характерно для хордовых и позвоночных. Например, поведение рыб направляет­ся одновременным воздействием обонятельных, осязательных, зрительных и дру­гих раздражителей. При этом информация о воздействующих раздражителях объединяется, что возможно лишь при более развитой нервной системе, чем узло­вая. Если в узловой нервной системе беспозвоночных отдельные нервные узлы — ганглии связаны лишь тонкими перемычками, то у хордовых и позвоночных не­рвная система представляет сплошной тяж, или трубку, с утолщением головного конца — простейшим головным мозгом, который позволяет совершать животно­му более сложные поведенческие акты на основе одновременного действия раз­ных раздражителей. Эта нервная система получила название трубчатой нервной системы (рис. 3.5).

Рис. 3.5. Трубчатая нервная система

Перемены в поведении животных объясняются развитием нервной системы и головного мозга. Увеличивается объем головного мозга, усложняется его струк­тура. Среди органов чувств начинает преобладать зрение. Одновременно развива­ются и органы движения. Главной физиологической основой поведения живот­ных на этой стадии развития являются процессы образования нервных связей в коре полушарий головного мозга — у слоеных рефлексов.

Нервная деятельность коры головного мозга впервые была изучена И. П. Пав­ловым. К числу важнейших законов и принципов, открытых Павловым, прежде

Часть I. Введение в общую психологию





всего следует отнести принцип замыкания у слов -пых (временных) нервных связей (рис. 3.6). Он заключается в следующем. Если при доста­точно сильном возбуждении участка коры под влиянием раздражителя, вызывающего врож­денную реакцию (безусловный рефлекс) (Б), в другом участке коры создается возбуждение действием раздражителя (В), который сам но себе не вызывает определенного безусловного рефлекса (А), т. е. является нейтральным, то это второе возбуждение вступает в связь с пер­вым. В результате при многократном повторе­нии такой связи нейтральный раздражитель (например, звуки или свет) будет самостоя­тельно вызывать ту же реакцию (например, слюноотделение), которую до этого вызывал безусловный раздражитель (например, нища). Раздражитель, бывший до этого нейтральным, превращается теперь в условный раздражи­тель, а вызванный им рефлекс становится условным рефлексом (Г). Следовательно, в ре­зультате многократного повторения процедуры происходит замыкание новой нервной связи. Далее, в своих исследованиях Павлов от­крыл принцип торможения этих связей. При этом Павлов выделял два типа торможения: внешнее и внутреннее. Если во время действия условного раздражителя начнет действовать какой-либо новый, посторонний раздражи­тель, то условный рефлекс не проявится, — он затормозится.

Рис. З.Ь. Образование условного реф­лекса у животных (по И. П. Павлову). Объяснения в тексте

В этом случае мы сталкиваемся с явлением внешнего торможения. Примером внутреннею торможения является угасание условного рефлекса. Если условный раздражи­тель (например, звук или свет) несколько раз подряд не подкрепляется безусловным раздражителем (например, нищей), то этот условный раздражитель перестает вызы­вать условный рефлекс — наступает его временное торможение.

Следующим принципом, установленным в исследованиях Павлова, был прин­цип генерализации и концентрации возбуждения в коре полушарий. Он выражает­ся в том, что всякий условный раздражитель дает сначала генерализованное («раз­литое») возбуждение, которое затем при определенных условиях начинает кон­центрироваться в определенных участках коры. Если, например, условный рефлекс вырабатывается в ответ на какой-либо раздражитель, то первоначально его будут вызывать и многие другие сходные раздражители (например, другие звуки).Но если безусловным раздражителем (пищей) будет подкрепляться толь-

Глава 3. Понятие о психике и ее эволюции • 81

ко один строго определенный звуковой раздражитель, то рефлексы в ответ на дру­гие звуки затормозятся, — произойдет дифференцировка условного рефлекса.

Павлов также открыл закон взаимной индукции процессов возбуждения и тор­можения. Этот закон заключается в следующем. Если один участок коры нахо­дится в состоянии возбуждения, то в других участках коры, функционально с ним связанных, возникает торможение; и наоборот, если условный раздражитель вы­зывает в определенном участке коры торможение, то в других участках, согласно закону индукции, возникает возбуждение.

Наличие описанных выше механизмов, а также возможность предметного вос­приятия окружающего мира позволяют формировать у животных определенные поведенческие навыки. Поэтому развитие животных, обладающих подобными ме­ханизмами и способностями, находится на стадии навыков и предметного воспри­ятия.

Основной особенностью этой стадии является закрепление сформированных движений, т. е. животное может в соответствующей ситуации многократно совер­шать движения, которые и составляют основу приобретенного навыка. При этом изменяется форма закрепления сенсорного опыта: у животного впервые появля­ются представления. Например, если на глазах собаки спрятать хлеб в одном ме­сте, а мясо в другом, затем отвести собаку в такое место, откуда мяса не видно, то собака сначала побежит к тому месту, где спрятано мясо, а потом — к тому месту, где спрятан хлеб. Это говорит о том, что у собаки воспроизводится образ внешней среды, т. е. •— представление о ней. Приведенный пример позволяет также гово­рить о том, что у животных на стадии навыков и предметного восприятия развива­ется не только двигательная, но и образная память.

Конечно, у животных развита не только память. Например, если в качестве воз­действия использовать звук, — при этом один звук связан с таким биологически важным воздействием, как пища, а другой ничем не подкреплен, — то животное

Часть I. Введение в общую психологию

будет реагировать на первый звук и игнорировать второй. Следовательно, живот­ное дифференцирует звуки. Наоборот, если с одним биологически значимым воз­действием связать оба звука, то животное будет одинаково реагировать на любой из этих звуков. Следовательно, животное в состоянии сделать определенное обоб­щение, касающееся биологически важных воздействий. Таким образом, на данной стадии развития у животных возникает способность различения и обобщения воз­действии. Однако эти способности не могут быть интерпретированы как призна­ки мышления, поскольку способность различать и обобщать связана в основном с биологической ролью воздействия.

Следующая, наивысшая стадия развития поведения животных называется стадией интеллектуального поведения, или интеллекта. Но сразу следует огово­риться: интеллект животного и интеллект человека — не одно и то же.

Благодаря экспериментам, проведенным сотрудниками Павлова и его после­дователями, сегодня мы имеем четкое представления об уровне развития живот­ных на этой стадии к об особенностях развития их интеллекта. В этих экспери­ментах банан или апельсин подвешивается в недоступном дляобезьяны (шим-

Глава 3. Понятие о психике и ее эволюции • 83

панзе) месте. Для того чтобы достать пищу, ей необходимо воспользоваться каки­ми-то приспособлениями, например ящиками или палкой. В этих экспериментах были выявлены отличительные особенности животных, находящихся на стадии интеллектуального поведения.

Во-первых, если на более низкой ступени развития операции формировались постепенно, методом многочисленных проб и ошибок, то стадия интеллектуаль­ного поведения характеризуется сначала периодом полного неуспеха — множе­ство попыток, из которых ни одна не является успешной, а затем, как бы внезапно, к животному приходит решение поставленной задачи.

Во-вторых, если повторить опыт, найденная операция, несмотря на то что она была выполнена только один раз, будет воспроизведена относительно легко, т. е. обезьяна решает поставленную задачу сразу.

В-третьих, обезьяна легко применяет найденное решение задачи в других усло­виях, сходных с теми, в которых решение возникло впервые. Например, если после того как обезьяна научилась доставать плод с помощью палки, ее лишить этой пал­ки, то для решения задачи она будет искать сходный предмет.

В-четвертых, животные на стадии интеллектуального поведения способны к объединению в одном акте двух последовательных самостоятельных операции, из которых первая подготавливает осуществление второй. Например, обезьяна находится в клетке, к потолку которой подвешен банан. Рядом с клеткой лежат две палки: короткая и длинная. Длинная палка лежит на недоступном для обезья­ны расстоянии, ее можно достать с помощью короткой палки, которая находится совсем рядом. Поскольку с помощью короткой палки обезьяна не может достать банан, но может достать длинную, то она сначала должна достать с помощью ко­роткой палки длинную и только потом с помощью длинной палки достать банан.

Таким образом, при переходе к третьей ступени развития животных наблюда­ется усложнение их поведения. В актах поведения присутствует фаза подготовки к выполнению основного действия. Именно наличие фазы подготовки и составля­ет характерную черту интеллектуального поведения. Об интеллекте можно гово­рить тогда, когда возникает необходимость подготовки к осуществлению той или иной операции. При этом новые условия выполнения определенной операции вызывают у животного не любые «пробные» действия, а попытку применения выработанных ранее операций или навыков.

Необходимо также отметить, что поскольку обезьяна уже в состоянии связать два таких предмета, как палка и плод, то соответственно для уровня интеллекту­ального поведения характерно наличие некоторой способности обобщать отно­шения и связи вещей. Анатомо-физиологичсской основой возникновения и разви­тия интеллекта у животных является достаточно высокий уровень развития коры головного мозга, и в первую очередь — лобных долей. Экспериментально доказа­но, что именно так называемые префронтальные поля определяют возможность выполнения двухфазных задач. Если их удалить, то животное 'теряет свои способ­ности к выполнению сложных задач.

Таким образом, мы рассмотрели основные стадии развития поведения у раз­личных животных. Эти стадии описаны А. Н. Леонтьевым. Позднее на основе но­вейших зоопсихологических данных К. Э. Фабри развил взгляды Леонтьева и раз -работал концепцию развития психики Леонтьева—Фабри. В данной концепции

Часть I. Введение в общую психологию

выделяются две стадии. Первая — стадия элементарной сенсорной психики — име­ет два уровня: низший и высший. Вторая — стадия перцептивной психики — име­ет три уровня: низший, высший и наивысший. В основе выделения этих двух ста­дий развития психики лежат основные характеристики способов получения ин­формации об окружающем мире. Для первой стадии характерен сенсорный способ, или уровень ощущений. Для второй — перцептивный способ, или уровень восприятия (см. табл. 3.1).

Следует отметить, что помимо данного подхода к изучению развития психики животных существуют и другие. Например, Пьер Тейяр де Шарден, один из пер­вых исследователей, обнаруживших останки синантропа, подходит к рассмотре­нию данной проблемы с идеалистической точки зрения. Говоря о существовании в мире идеального начала, которое развивается совместно с материальным, он пи­шет: «Обе энергии — физическая и психическая, находящиеся соответственно на внешней и внутренней сторонах мира... постоянно соединены и некоторым обра­зом переходят друг в друга». В результате этого взаимодействия и происходит по­явление разнообразных форм психики.

Таблица 3.1

Стадии и уровни развития психики и поведения животных

(по А. Н. Леонтьеву и К. Э. Фабои)*

Стадии и уровни психического отражения, его характеристика   Особенности поведения, связанные с данной стадией и уровнем Виды живых существ, достигших этого уровня развития
1. Стадия элементарной сенсорной психики
А. Низший уровень. Примитив­ные элементы чувствительно­сти. Развитая раздражимость А. Четкие реакции на биологи­чески значимые свойства среды через изменение скорости и на­правления движения. Элемен­тарные формы движений. Сла­бая пластичность поведения. Несформированная способ­ность реагирования на биологически нейтральные, лишенные жизненного значения свойства среды. Слабая, нецеленаправленная двигательная активность А. Простейшие, Многие низ­шие многоклеточные организ­мы, живущие в водной среде
Б. Высший уровень. Наличие ощущений. Появление важней­шего органа манипулирова­ния — челюстей. Способность к формированию элементарных условных рефлексов   Б. Четкие реакции на биологи­чески нейтральные раздражите­ли. Развитая двигательная ак­тивность (ползание, рытье в грунте, плавание с выходом из воды на сушу). Способность из­бегать условий среды, уходить от них, вести активный поиск положительных раздражителей. Индивидуальный опыт и науче­ние играют небольшую роль. Главное значение в поведении имеют жесткие врожденные про­граммы Б. Высшие (кольчатые) черви, брюхоногне моллюски (улит­ки), некоторые другие беспо­звоночные

Глава 3. Понятие о психике и ее эволюции • 85

Окончание табл. 3.1
Стадии и уровни психического отражения, его характеристика Особенности поведения, связанные с дачной стадией и уровнем Виды живых существ, достигших этого уровня развития
II. Стадия перцептивной психики
А. Низкий уровень. Отражение внешней действительности в форме образов предметов. Ин­теграция, объединение воздей­ствующих свойств в целостный образ вещи. Главный орган ма­нипулирования — челюсти А. Формирование двигательных навыков. Преобладают ригидные, генетически запрограмми­рованные компоненты. Двига­тельные способности весьмасложны и разнообразны (ныря­ние, ползание, ходьба, бег, прыжки, лазанье, полет и Др.). Активный поиск положитель­ных раздражителей, избегание отрицательных (вредных), раз­витое защитное поведение А. Рыбы и другие низшие по­звоночные, а также (отчасти) некоторые высшие беспозво­ночные (членистоногие и головоногие моллюски). Насекомые  
Б. Высший уровень. Элемен­тарные формы мышления (ре­шение задач). Складывание определенной«картины мира» Б. Высокоразвитые инстинктив­ные формы поведения. Способ­ность к научению Б. Высшие позвоночные (пти­цы и некоторые млекопитаю­щие)
В. Наивысший уровень. Выде­ление в практической деятель­ности особой, ориентировоч­но-исследовательской, подго­товительной фазы. Способ­ность решать одну и ту же за­дачу разными методами. Пере­нос однажды найденного прин­ципа решения задачи в новые условия. Создание и использо­вание деятельности примитив­ных орудий. Способность к по­знанию окружающей действи­тельности независимо от на­личных биологических по­требностей. Непосредственное усмотрение и учет причинно-следственных связей между явлениями в практических действиях (иисайт) В. Выделение специализирован­ных органов манипулирования лап и рук. Развитие исследова­тельских форм поведения с ши­роким использованием ранее приобретенных знаний, умении и навыков В. Обезьяны, некоторые другие высшие позвоночные (собаки, дельфины)

В заключение можно сказать следующее.

Во-первых, способ и уровень адаптации животных к условиям существования определяется степенью развития психики животных. Имеющийся научный мате­риал позволяет выделить несколько стадий развития психики животных. Эти ста­дии различаются способом и уровнем получения информации об окружающем

Часть I. Введение в общую психологию

мире, который побуждает животного к действию. В одном случае — это уровень отдельных ощущений, в другом — предметное восприятие.

Во-вторых, наивысший уровень развития психики животных, находящихся на стадии предметного восприятия, позволяет говорить о простейшем интеллекту­альном поведении животных. Однако особенностью поведения животных в основ­ном является удовлетворение своих основных биологических потребностей.

Наши рекомендации