Физическое наказание, уместно ли оно?
00:11:05 Один из великих святых, мы можем сказать наших дней Шри Шрим, во второй половине 20 века проповедовавший ведическое знание на западе в это время также цитировал этот афоризм Ченаки Пандита. Но, когда однажды от своих учеников он узнал о том, что учитель в школе ударил по лицу ученика, он сказал, что этого учителя нужно повесить. И хотя он не имел в прямом смысле такого рода наказание, свое отношение к применению физической силы к детям, он выразил в довольно такой сильной, прямой эмоциональной форме. И это заставляет думать, что иногда высказывание ведических писаний мы принимаем, не то, чтобы слишком буквально, но перенося значения слов, которые читаем, в переводе с санскрита буквально на те обстоятельства или те ситуации, проецируем на них те ситуации, то наше восприятие вещей, которые мы имеем живя далеко не в ведических условиях. Таким образом, современная позитивная, позитивная практика воспитания людей, или практика позитивного родительства она рассматривает три аспекта наказания – это применение физической силы, угроза применения физической силы, и, также пристыжение или критика, посрамление. Посрамление может быть имеет даже внешне довольно сильную… внешне довольно безобидную форму, форму сравнения, например, с другим ребенком. Но при этом все равно содержать в себе значительную долю насилия.
00:13:27 И мы с вами говорили, что в вопросах воспитания серьезным риском для родителей становится то, что вместо того, чтобы стать покровительственным для ребенка или покровителем, силой защищающей, помогающей ему развиться, реализовать свои цели в этой жизни, согласно своему вкусу счастья, родители могут стать одним из трех видом проблем или страданий, с которым сталкивается человек в этой жизни. Если родители очень строги в своем воспитании, применяют наказание в настроении невежества или страсти, то в этом случае, они попадают в категорию не покровителей и опекающих, а попадают в категорию, которая на санскрите называется адхибхаутика-клеша, то есть страдания, причиняемыми другими живыми существами. Если же родители не принимают никаких мер, что попадает в категорию воспитание в невежестве, то есть растут как трава или как еще говорят «на автопилоте», то в этом случае родители провоцирует ребенка на другой вид страдания, подталкивают его к другому виду страдания – страдания, причиняемые собственным телом и умом. И, поэтому определение баланса между, как бы, найти ту точку, золотую середину, чтобы не впасть ни в одну крайность, ни в другую, не стать источником страданий непосредственно для ребенка, ни косвенно создать условия, для того, чтобы он страдал от собственной природы. Как в произведении Достоевского «Подросток», юноша пишет, что иногда в его уме, его природе проявляется как будто бы черти, как будто бы темные силы заставляют его сделать какой-то отвратительный поступок, например, взять, снять со стены образ, икону и разбить его об пол. На самом деле каждый ребенок переживает такой опыт, когда какие-то силы в нем, которыми он не то что мог бы и управлять, а даже не может правильно охарактеризовать, они диктуют ему определенным образом вести себя.
00:16:06 При том, что ребенок понимает, что то, что он делает, вряд ли приведет к хорошим последствия, вряд ли это улучшит его отношения с родителями. Но при этом он не имеет силы сопротивляться этому, он сам. Поэтому роль родителей состоит в том с одной стороны, чтобы защитить ребенка помимо обеспечить ему сытое и благополучное детство – это защитить от первого вида страданий, защитить его от других живых существ, включая самих себя. Любое покровительство предполагает защиту, и защита, в том числе от других живых существ, которые могут причинить проблемы и в воспитании детей очень важным фактором является – защитить от самих себя. Как от грубых проявлений, как бы от грубых нападок, так и от тонких. Грубыми нападками обычно славятся мужчины, больше в кавычках профессионалами в этом является мужчины. А тонким террором, психическим террором, на основе подавления нереализованных эмоций, гнева в том числе, здесь непревзойденными, к сожалению, остаются матери. Поэтому вопрос наказания стоит рассматривать в первую очередь с точки зрения гигиены эмоций. И форма общения и самое главное с точки зрения наличия или отсутствия методов очищения сознания в семье. Потому что в конечном итоге, Веды говорят о том, что негативные эмоции, как таковые, являются с одной стороны естественной частью в нашей жизни, но они их присутствие тем более заметно и тем более тягостно или влияние их, чем менее правильные цели ставят люди, живущие в социуме или семье.
00:18:12 Таким образом, знание различных вкусов счастья, знания о смысле жизни, которое семья может получить только от человека, обладающего реализованным, полным знанием, от духовного наставника, на самом деле является лучшим средством для того, чтобы избежать этого как бы самоотравления, угара от негативных эмоций. То есть когда в семье нету правильной техники, нет понимания как правильно заниматься очищением сознания из-за неправильно поставленных целей, и на основе этого возникших неправильных отношений возникают своего рода токсины, как в прошлой беседе мы сравнивали это с огнем и дымом, когда семья, как бы пространство семьи оно загрязняется ядовитыми выхлопами эмоциями, возникающие на основе неправильно поставленных целей. И, в конечном счете, отношения и гармония в семье, они разрушаются настолько, ущерб настолько большой, что даже дети, которые вырастают, они не могут построить правильные отношения в своих семьях. И об этом опыте я думаю многие из вас знают не понаслышке.
00:19:38 Если говорить с точки зрения ситуации на сегодняшний день, в вопросах законодательства и наказания, то это спорный вопрос и наш семинар не призван обсуждать какие-то темы в подобном, в подобном, с подобной точки зрения, но, тем не менее, все больше и больше звучит голосов в пользу того, чтобы, например, отменить смертные казни в европейском сообществе такой вопрос поднимается тоже как одной из самых, можно сказать, жестких форм наказания. И Веды они оспаривают, можно сказать, высказывают конкретное мнение насчет смертной казни. В Ведах говорится, что такого вида наказания оно помогает человеку избежать страданий в последующих жизнях, то есть с этой точки зрения, почему я об этом упоминаю, можно было бы сказать, что родители, которые наказывают ребенка, физически причиняя ему боль действуют просто исходя из его кармы, и вот таких… каких родителей, заслужил, такие мы и есть.
00:20:53 А второе, можно также сказать, что мы действуем по принципу «пожалеешь палку – испортишь ребенка», мы, таким образом, заботится об его будущем в этой жизни и в следующей. Но, опять-таки есть одно серьезное «но» - это тот факт, чтобы для того, чтобы наказать человека в таком сознании, чтобы, в конечном счете, это было для него только очищением, никак не разрушало психику его. И самое главное, не приводило либо к саморазрушению, либо к тому, чтобы он мстил всему, всем тем людям, которые будут окружать его в последующей жизни для этого, для того, чтобы такого эффекта не было наказания, необходимо огромное благочестие того, кто наказывает. В ведические времена царя, который обладал святостью и абсолютным знанием принципов наказания называли Раджа Риши– то есть святой царь. В каком-то смысле, чтобы получить лицензию, получить право на физическое наказание на сегодняшний день человеку нужен статус святого родителя. Ибо если человек не обладает благочестием, через наказание он тем самым пытается, действует под воздействием своей собственной, под давлением своей собственной дурной судьбы и, в конце концов, только увеличивает эту плохую судьбу. В реальности на сегодняшний день об этом вы тоже наверняка задумывались, анализировали, слышали, читали, видели. Реальность такова, что методы наказания, которые применяются на сегодняшний день, одинаково неуспешны как в семьях, так и в обществе.
00:22:52 Как мы уже говорили, если грубая физическая сила или унижение, бесконечное унижение, бесконечное дерганье, критика, сравнение, неудовлетворение ребенка, происходит в отношении девочки, понадобится многие годы серьезной терапии, общение с очень сильными эмоциональными людьми и серьезными духовными практиками, чтобы человеку восстановить свой... девочке, девушке, впоследствии женщине восстановить свой естественный уровень, можно было бы сказать, самооценки, чувства собственного достоинства, способности не только служить, что естественно для женской природы, но и получать то необходимое служение, и ту необходимую заботу, дав себе право на это, которое необходимо ей, чтобы продолжать свое служение, как самый большой источник счастья в жизни. Если же такое обращение, такое насилие во имя чего бы оно ни было терпит мальчик, то мы создаем сами себе создаем очень, очень несветлое будущее, потому что, психика мужская психика, мы уже говорили об этом, устроена таким образом, что если насилие совершенно над мужчиной, он совершает насилие над окружающими, независимо от того, заслуживают они или нет, имеют прямое отношение к тому насилию, которому он подвергся или нет. С этой точки зрения понятно, почему большинство мест заключений как бы преобладающий, преобладающее число заключенных в нем мужчины, и почему на консультации астрологов, психологов, психотерапевтов на 80% пациентки, клиентки – это женщины.
00:24:56 Экономически современные или применявшиеся до сих пор методы наказания показывают также полную свою несостоятельность. В среднем содержание одного заключенного – это западные данные, возможно в России ситуация отличается, и тем не менее, содержание одного заключенного обходится налогоплательщикам в год 25 тысяч долларов. В любом случае даже… какую бы страну, какую бы территорию мы не взяли, намного… это гораздо дороже, чем просто обеспечить существование минимальное какое-то прожиточный уровень. Системы охраны сами по себе очень дорогостоящие, системы контроля и в итоге если человек получает в США, например, такое возможно, получает 25 лет, или набирает за несколько судимостей 25 лет тюремного заключения, то, он обходится, один всего лишь человек, обходится обществу в полмиллиона, более чем в полмиллиона доллара 625 примерно тысяч долларов. Это деньги, которые истрачены ни на что, то есть ничего не произошло – психологи, социологи, приходят к выводу, что тюрьмы в настоящее время на сегодняшний день становятся место повышения квалификации и обмена опытом среди заключенных. То есть человек выходит на свободу еще более озлобленным на общество, еще более квалифицированным, чтобы взять реванш, либо полностью уничтоженным как личность, с очень высоким уровнем собственного достоинства вряд ли способный функционировать в обществе, как полезная единица.
00:27:06 Тема не совсем, возможно, как бы затронута, связанная с воспитанием детей, но я хотел бы упомянуть об этом, потому что сам принцип наказания, сама идея о том, что мы считаем себя достаточно квалифицированными, уполномоченными, чтобы определить ту меру наказания, которую достоин ребенок. И главным критерием является его непослушание, то есть его нежелание сотрудничать, однако, позитивные методы воспитания, сама философия позитивного родительства, она говорит о том, что повысить мотивацию ребенка, увеличить его желание сотрудничать. Еще раз должен напомнить, сказать, о том, что сам факт очень светлый, этот факт очень светел и значим, но в силу нашей, нашего опыта, какой-то обусловленности мы забываем о нем – в каждом ребенке существует естественная склонность, иногда глядя на некоторых детей в это трудно поверить, трудно об этом помнить, существует естественная склонность стремление порадовать и удовлетворить своих родителей. То есть склонность сотрудничать. Эта склонность заложена в психике ребенка как самый лучший способ получить от родителей все то, что в дальнейшем, перенять у них, научиться, все то, что в дальнейшем поможет ему существовать в этом, достаточно сложном мире, развиваться и совершенствоваться духовно, двигаясь дальше и дальше по пути самосознания.
00:29:13 И, два, два фактора, которые методики позитивного родительства рассматривают как важные для увеличения мотивации ребенка к сотрудничеству. Первое – это коммуникативные навыки родителей, это большей частью связано с знанием природы ребенка, пониманием как строить с ним общение, то есть это требует знания, также как любая сфера деятельности, она требует знания. Если бы мы, если бы нас, предположим, врачи, медики, они лечили бы и заботились бы о нас, с тем уровнем, с тем же уровнем знания, или на том же уровне знания, на котором находится наше понимание природы, нужд и особенностей психики детей, то, пожалуй, бы практически не осталось бы в живых ни одного пациента ни в одной больнице. Поэтому первый фактор, коммуникативные навыки, он сродни с диагностикой в медицине, прежде чем лечить человека, необходимо точно установить точный диагноз, и определение точного диагноза в большей степени, в значительной степени определяет успех самого лечения. Второй метод - это непосредственно повышение мотивации, увеличение мотивации ребенка к сотрудничеству, это можно сравнить уже с самим лечением. Об этих темах мы, я постараюсь, как-то более подробно еще сказать, отвечая на ваши вопросы, поскольку тема связанная с, более углубленным знанием различных типов природ детей, их психофизиологической конституции – это одна из последующих тем нашего семинара.