Проблема насилия в детской среде. Физическое насилие, телесное наказание в исторической перспективе и в 21 веке. Виды насилия и возможности противодействия

Близкие к современным представления о необходимости гуманного обращения с детьми возникли в 18-м веке. До этого времени чрезвычайно высокая рождаемость приводила к тому, что во многих семьях рождалось больше детей, чем родители могли прокормить и воспитать, поэтому к детоубийству было либеральное отношение.

Современная ситуация характеризируется не столько сокращением распространенности жестокого обращения с детьми, сколько признанием существования этого явления и готовностью общества принять все необходимые меры для предупреждения насилия по отношению к детям.

В архаичных культурах дети в момент рождения, автоматически, не получали право на жизнь. Это право даровалось им в результате ритуала, когда отец признавал ребенка своим. В ряде случаев признанию ребенка предшествовало испытание его жизнеспособности, в результате которой слабые дети погибали. Лишение жизни ребенка, не прошедшего такого ритуала, не считалось сколько-нибудь существенным проступком. Получение ребенком имени – другой широко распространенный способ признания его права на существование. Дети, рожденные вне брака, долгое время считались незаконными и поэтому часто становились жертвами детоубийства.

В древности детоубийство часто использовалось для избавления от недоношенных и больных детей. Но и в наше время дети-инвалиды имеют более высокий риск стать жертвой жестокого обращения.

Отношение к ребенку как к будущему работнику, поддержке в старости делало для родителей более желательным рождение мальчика, а не девочки. Не имея возможности повлиять на пол ребенка до рождения, родители добивались желаемого пола потомства, убивая новорожденных девочек. Подобная практика, хотя и не в столь широком масштабе, сохраняется до наших дней, например в Китае.

Смертельную опасность для маленьких детей представляет не только физическое насилие, но и пренебрежение основными потребностями ребенка, отсутствие необходимо ухода за ним. По данным исследования, проведенного в США каждый десятый случай внезапной смерти грудного ребенка связан с ненадлежащим исполнением родителями своих обязанностей. В Российской Федерации ежегодно около 1000 детей первого года жизни погибают от несчастных случаев и отравлений, то есть, фактически, вследствие невнимательности своих родителей.

Наиболее распространенной формой жестокого обращения с детьми в прошлом являлся детский труд. Условия труда детей были таковы, что давали основание расценивать его как физическое и психическое насилие, а не как экономическую эксплуатацию. Это было характерно для наемного труда детей на начальном этапе промышленной революции, когда от работника не требовалось особой квалификации. Наиболее широко детский труд использовался в тех странах, которые раньше стали на путь индустриализации, например, в Великобритании. Позором Англии назвал поэт Уильям Блейк малолетних трубочистов, которых специально плохо кормили, чтобы они оставались маленькими и могли чистить узкие трубы.

В наши дни главной причиной использования детского труда в развивающихся странах является низкий уровень жизни и высокая рождаемость, вследствие чего родители не могут прокормить всех детей. Однако характер и условия труда детей существенно изменились. Детский труд рассматривается как экономическая эксплуатация детей, если он ограничивает им доступ к образованию, не оставляет времени для отдыха или представляет угрозу для здоровья.

Наука и общество неохотно признали реальные масштабы жестокого обращения с детьми. Еще в 1860 г. Тардье описал последствия физического насилия в отношении детей и отметил широкую распространенность этого явления. В середине 20-го века педиатры установили, что множественные переломы в сочетании с кровоизлияниями под оболочки головного мозга характерны для детей, избитых своими родителями. Однако эти публикации не привлекли к себе внимания. Ситуация изменилась только в 1962 г. после появления статьи Генри Кемпе «Избитый ребенок». В этой статье автор описал типичные признаки неслучайных телесных повреждений и предположил, что в США ежегодно происходит около 500 случаев тяжелого физического насилия в отношении детей. Работа Кемпе привела к возникновению в США специализированной службы по защите детей, созданию национальной системы регистрации случаев жестокого обращения с детьми.

Виды насилия:

1. Физическое насилие – это преднамерен­ное нанесение ребёнку родителями или людьми, их замещающими, физических (телесных) повреждений, причиняющих ущерб его здоровью, нарушающих его полноценное развитие, лишающих жиз­ни (избиение, истязание, сотрясение по­средством пощёчин, подзатыльников, уда­ров, укусов, прижигание сигаретами и го­рящими предметами, применение отравляющих или снотворных веществ, удуше­ние, утопление).

2. Психическое (эмоциональное) насилие – воздействие на пси­хику ребёнка путём запугивания, угроз с целью сломить его волю к сопротивлению и к отстаи­ванию своих прав;периодическое или постоянное, вербаль­ное или невербальное воздействие роди­телей или лиц, их замещающих на ребён­ка, приводящее к возникновению у него негативных черт ха­рактера, деформации развития его лично­сти.

3. Пренебрежение интересами и потребно­стями ребёнка – отсутствие со стороны родителей или лиц, их замещающих, не­обходимой заботы о ребёнке, в силу че­го нарушаются его психофизическое здо­ровье и правильное развитие (оставление детей без присмотра, недостаток питания, одежды, отсутствие внимания и забо­ты, вовлечение в употребление алкоголя, наркотиков, отсутствие любви и др.).

4. Сексуальное насилие – использование ребёнка родителями, другими взрослыми членами семьи для удовлетворения сексу­альных потребностей или получения вы­годы (вовлечение его в сексуальные отношения, проституцию, порнобизнес).

5. Экономическое насилие – использование ребёнка родителями, другими взрослыми членами семьи для удовлетворения мате­риальных и финансовых потребностей и выгод (растрата взрослыми семейных де­нег в своих интересах, контроль поведения ребенка с помощью де­нег, использование ребёнка при разводе как средства экономического торга).

6. Моральное насилие – унижение достоин­ства ребенка, которое проявляется в словесном оскорбле­нии, брани, угрозах в его адрес, демонстрации не­приязни к нему, а также в уничижительном срав­нении с другими детьми.

Возможные противодействия:

· необходимо проводить работу по формированию психологической компетентности с родителями,

· специалистам школ следует выступать на родительских собраниях, проводить просветительские беседы, вечера,

· учить родителей понимать как себя, так и подростков, возрастные особенности и потребности детей и свои,

· обучать родителей элементарным приемам психологической саморегуляции,

· оказывать психологическую поддержу и помощь детям,

· следить за их физическим и психологические здоровья,

· в случае необходимости обратиться в правоохранительные органы.

Наши рекомендации