Создание семиологии. Теория лингвистического знака. Учение о языке как системе.
Соссюр рассматривал язык как систему знаков. Собственно, и эта идея не была новой. Системность языка почувствовал Аристотель, системным явлением считали язык авторы знаменитой «I рамматики Пор-Рояля», о том же говорили В. фон Гумбольдт, учёные Казанской и Московской лингвистических школ.
Схематично лингвистический знак можно изобразить так:
Изображение показывает, что лингвистический знак двусторонен.
Языковые знаки, по Соссюру, реальны, так как имеют местонахождение в мозгу. Они-то и составляют предмет лингвистики языка. Языковые знаки — это, прежде всего, слова, нечто центральное в механизме языка.
Дав определение языковому знаку, Соссюр называет два определяющих признака, отличающих языковую систему от других знаковых систем и от общественных явлений: 1) произвольность и 2) линейность.
Произвольность знака Соссюр понимал широко — и как условность тоже, но чаще как немотивированность. По Соссюру, знак произволен, т.е. условен, не связан внутренними отношениями с обозначаемым предметом
мотивировано лишь небольшое количество звукоподражательных слов и выражений (ср. рус. кукареку, мяу-мяу, гав-гав).
Соссюр считал характерным признаком лингвистического знака линейность. Обозначающее представляет собою протяжённость, которая разворачивается во времени, т.е. линию.
Центральное место в соссюровской концепции языка занимает учение о теоретической ценности лингвистического знака
В силу того, что языковой знак произволен и двусторонен, Соссюр говорит о двух типах ценностей: 1) концептуальной и 2) материальной.
Концептуальная (понятийная) ценность связана с внутренней стороной знака, с означаемым. Она является лишь частью значения и не совпадает с ним полностью.
Материальная ценность— это различие акустических образов, или означающих (так, в словах жёны — жён в род. падеже мн. числа нет окончания как положительного материального элемента, а суть постигается сопоставлением с другими формами.
Учение о языке как системе
Системность языка проявляется, говорит Соссюр, на фонетическом, грамматическом и лексическом уровнях. Система языка обладает двумя свойствами: она 1) находится в равновесии и
замкнута. В ней обнаруживается два типа отношений: синтагматические и ассоциативные. (Крушевский называл такие отношения ассоциациями по смежности и ассоциациями по сходству.) Эти типы отношений соответствуют двум формам нашей умственной деятельности.
Синтагматические отношения возникают, когда элементы выстраиваются один за другим в потоке речи.
Такие сочетания, имеющие протяжённость, можно назвать синтагмами.
Синтагма всегда состоит как минимум из двух следующих друг за другом единиц (морфем, слов, словосочетаний, предложений). Член синтагмы получает значимость в меру своего противопоставления тому, что с ним соседствует. Это отношения по смежности.
Ассоциативные (термин Соссюра), или парадигматические (новый термин) отношения возникают вне процесса речи, в мозгу человека на том основании, что слова, имеющие нечто общее, ассоциируются в памяти.
По сходным чертам они могут объединяться в группы (например, по общности корня или суффикса; по общности грамматических форм.
Если лингвистика языка находится в области синхронии, говорит Соссюр, то лингвистика речи — в области диахронии.
Диахронические исследования возможны в проспективном и ретроспективном планах (можно предсказать развитие языка либо заниматься реконструкцией праязыка). Лингвистику, которая должна заниматься состоянием языка, Соссюр предлагает назвать статической лингвистикой, или синхронической, а науку, которая должна описывать последовательные состояния языка, — эволюционной лингвистикой, или диахронической.