Эмпирическая (практическая) школа
По мнению приверженцев этой школы,главная задачатеоретиков в области менеджмента – получение, обработка и анализ практических данных и выдача на этой основе рекомендаций управляющим.
Можно выделить два основных направления эмпирической школы:
- исследования в области практики управления;
- и разработка теоретических основ современного капиталистического общества.
Их представители исходят из того, что современное капиталистическое общество не следует отождествлять с рыночной экономикой раннего капитализма, когда производство базировалось только на частнокапиталистической собственности. В современном капиталистическом производстве нет прежней эксплуатации человека человеком, все люди равны и имеют равные возможности в получении и распределении прибыли. Это положение обосновывается теориями, которые доказывают изменение характера экономических и социальных взаимоотношений в современной рыночной экономике США и стран Запада между работниками и владельцами капитала. Среди них такие теории, как участие в прибылях, участие в управлении и др., отражающие изменения в экономической и социальной жизни стран с развитыми рыночными отношениями.
Наиболее видные представители эмпирической школы:П. Драккер, Р. Дэвис, Д. Миллер, Д. Карнеги, Э. Петерсен,Э. Плоумен, Т. Питерси др.
Главным направлением исследований в эмпирической школе является изучение содержания труда и функций руководителей.
Представители этой школы утверждают, что труд управляющего характеризуется двумя особенностями, которых нет ни у одной другой профессии. Суть первой особенности заключается в том, что менеджер должен создать из имеющихся разнородных ресурсов подлинно целое единство, а второй – в том, что каждое решение и действие он должен ориентировать на долгосрочные перспективы развития организации.
У представителей эмпирической школы сложились и свои взгляды на выполнение функций менеджерами. Они утверждают, что независимо от занимаемой должности каждый менеджер выполняет следующие главные функции:
– определение целей предприятия, возможных путей их достижения и в зависимости от этого доведение конкретных задач до работников предприятия;
– классификация работ, их распределение, создание оптимальной структуры, подбор и расстановка кадров;
– использование меры поощрения и принуждения для стимулирования и координации деятельности работников, установление контроля на основе постоянных связей между руководителями и подчиненными;
– установление норм выработки, оценка деятельности предприятия и отдельных работников на основе анализа;
– мотивация работников в зависимости от результатов их деятельности.
Учитывая, что деятельность менеджера носит комплексный характер, представители эмпирической школы считают, что помимо узкой специализации в области технических или гуманитарных наук он должен владеть научно обоснованными и проверенными на практике методами и приемами управления.
Рекомендуя практические приемы управляющим, эмпирики особое внимание уделяют умению налаживать взаимосвязи, устанавливать линии коммуникаций.
Управляющему рекомендуется придерживаться следующих принципов.
Стремитесь к ясности своих идей и мыслей, прежде чем приступить к коммуникации.
Проанализируйте подлинную цель каждого сообщения.
Принимайте во внимание человеческие факторы всякий раз, когда вы передаете сообщение.
Планируя сообщение, консультируйтесь при необходимости с другими лицами.
Обращайте внимание как на основное содержание сообщения, так и на его форму.