Эмпирическая школа управления

В процессе дельнейшего развития управленческой мысли произошел переворот к практике управления. Появилось новое направление менеджмента – эмпирическая школа, которая явилась отражением борьбы предыдущих течений.

Эта школа нашла много приверженцев среди видных менеджеров, собственников компаний, ученых и лиц, непосредственно занятых практикой управления (Р. Дэвис, Д. Миллер и др.). Можно выделить два основных направления эмпирической школы (рисунок 1).

Эмпирическая школа управления - student2.ru

Рисунок 1: Основные направления эмпирической школы

Главным направлением исследований в эмпирической школе является изучение содержания труда и функций руководителей. Выбор такого направления исследований связан с тем, что эмпирики акцентируют внимание на профессионализации управления, т.е. превращении труда по управлению в самостоятельный, специфический вид - в особую профессию.

Представители этой школы утверждают, что труд управляющего характеризуется двумя особенностями, которых нет ни у одной другой профессии.

Суть первой особенности заключается в том, что менеджер должен создать из имеющихся разнородных ресурсов подлинно целое единство, а второй – в том, что каждое решение и действие он должен ориентировать на долгосрочные перспективы развития организации.

У представителей эмпирической школы сложились и свои взгляды на выполнение функций менеджерами. Они утверждают, что независимо от занимаемой должности каждый менеджер выполняет следующие главные функции:

· Определение целей предприятия, возможных путей их достижения и в зависимости от этого доведение конкретных задач до работников предприятия;

· Классификация работ, их распределение, создание оптимальной структуры, подбор и расстановка кадров;

· Использование меры поощрения и принуждения для стимулирования и координации деятельности работников, установление контроля на основе постоянных связей между руководителями и подчиненными;

· Установление норм выработки, оценка деятельности предприятия и отельных работников на основе анализа;

· Мотивация работников в зависимости от результатов их деятельности.

Учитывая, что деятельность менеджера носит комплексный характер, представители эмпирической школы считают, что помимо узкой специализации в области технических и гуманитарных наук, он должен владеть научно обоснованными и проверенными на практике методами и приемами управления.

Рекомендуя практические приемы управляющим, эмпирики особое внимание уделяют умению налаживать взаимосвязи, устанавливать линии коммуникаций.

Управляющему рекомендуется придерживаться следующих принципов:

· Стремитесь к ясности своих идей и мыслей, прежде чем приступить к коммуникации;

· Проанализируйте подлинную цель каждого сообщения;

· Принимайте во внимание человеческие факторы всякий раз, когда передаете сообщение;

· Планируя сообщение, консультируйтесь при необходимости с другими лицами;

· Обращайте внимание, как на основное содержание сообщения, так и на его форму;

· Используйте всякую возможность сообщить соответствующим лицам все то, что может иметь определенную ценность для них;

· Следуйте за своим сообщением, поддерживайте обратную связь, позволяющую своевременно принять соответствующие корректирующие меры;

· Устанавливайте коммуникации не только для достижения ближайших целей, но и перспективных;

· Убедитесь в том, что Ваши действия подкрепляют Ваши сообщения;

· Стремитесь к тому, чтобы не только Вас поняли, но и старайтесь понять сами. Будьте хорошим слушателем.

Рекомендаций подобного рода в эмпирической школе чрезвычайно много. И хотя все из них носят научный характер, они подчеркивают главные принципы (рисунок 1).

Эмпирическая школа управления - student2.ru

Рисунок 1: Главные принципы рекомендаций эмпирической школы

Эмпирическая школа управления - student2.ru

Школа социальных систем

Многих исследователей проблем управления не устраивала односторонняя ориентация эмпирической школы на практику менеджмента. Ряд ученых университетского профиля (Д. Марч, Г. Саймон, А. Этциони и др.), пытаясь обосновать дальнейшее развитие рыночных отношений, критически переосмыслили предшествующие управленческие теории с учетом современного опыта и сформулировали новую теорию социальных систем.

Центром этой школы является Институт Карнеги. Эта теория использует в своих воззрениях выводы школы человеческих отношений. Работник в организации рассматривается как социально ориентированное и направляемое существо, потребности которого влияют на среду в организации. В свою очередь среда оказывает обратное влияние на работника.

Считается, что потребности человека и потребности организации не совпадают. Вводится понятие иерархии потребностей человека. Достигнув одного уровня потребностей, работник стремится к удовлетворению следующего уровня, выражая свою индивидуальность в условиях полной свободы. Но так как по своей природе организация ставит преграды на пути удовлетворения потребностей индивида, они вступают в конфликтную ситуацию.

В этом подходе заключается главное различие между школой социальных систем и рассмотренными ранее теориями управления.

Так, теоретики классической (административной) школы считали, что конфликтные ситуации должны быть устранены путем материального поощрения или наказания, школы человеческих отношений – методами гуманизации процесса производства.

Теоретики же школы социальных систем считают, что конфликты обусловлены самой природой организации и главную задачу видят в снижении последствий конфликта. Большое внимание школа социальных систем обращает на анализ частей системы и взаимодействие между ними.

Оказывая в целом положительное влияние на развитие менеджмента, представители школы социальных систем допускают ошибку в том, что отождествляют социальные производственные отношения с организацией производственного процесса. Основу отношений между людьми в обществе составляют экономические отношения.

Эмпирическая школа управления - student2.ru

Управление по целям»

Одним из ярких представителей современного менеджмента является Питер Друкер – американский ученый, известный своей концепцией менеджмента «Управление по целям», согласно которой управление должно начинаться с выработки целей, затем осуществляется проектирование системы управления. Такой взгляд на управление явился революционным подходом.

Друкеркритически относится к идеям «теории человеческих отношений», поведенческие теории он называет деспотизмом, а главной задачей менеджментасчитает умение делать людей производительными.

Он пишет, что менеджер должен заботиться о достижении экономических целей организации и о клиентах, а не о создании «радости для рабочих». Хотя при этом он считал, что отношения в организации должны строиться на основе взаимоуважения.

В начале 50-х годов П. Друкер выдвинул идею самоуправляющегося трудового коллектива, суть которого заключается в том, что в организации создается демократически выбранный из рабочих и служащих орган, на который возлагается решение социальных вопросов организации.

Таким образом, у персонала вырабатывается чувство ответственности за результаты деятельности организации. Друкер считал эту идею самой важной для дальнейшего развития управления в современном обществе.

Одной из наиболее значительных заслуг П. Друкера является идея об исключительном положении и роли профессиональных менеджеров в организации и обществе. Он считал менеджеров элитой общества и отводил им ведущую роль в развитии бизнеса и общества в целом.

Эмпирическая школа управления - student2.ru

Теория «7-S»

Одной из самых популярных в 80-е годы концепций менеджмента является теория «7-S», разработанная двумя парами исследователей.

Первую пару составляли Томас Питерс и Роберт Уотерман – авторы известной книги «В поисках эффективного управления», а вторую пару – Ричард Паскаль и Энтони Атос – авторы не менее известного бестселлера «Искусство японского управления: пособие для американских управляющих».

Исследования данных специалистов в области управления привели их к выводу, что эффективная организация формируется на базе семи взаимосвязанных составляющих, изменение каждой из которых с необходимостью требует соответствующего изменения остальных шести.

Поскольку по-английски название всех этих составляющих начинается на «S», то эта концепция получила название «7-S» (рисунок 1).

Эмпирическая школа управления - student2.ru

Рисунок 1: Составляющие теории «7-С»

· Стратегия – планы и направления действий, определяющие распределение ресурсов для достижения поставленных целей;

· Структура – внутреннее состояние организации, состав подразделений, система их подчиненности и взаимодействия, распределение работ, власти и ответственности между ними;

· Система – процедуры и технологии выполнения отдельных работ;

· Штат – штатное расписание и структура персонала, основные профессиональные и деловые требования, предъявляемые к ключевым должностям аппарата управления;

· Стиль – стиль управленческой деятельности, тип организационной культуры;

· Квалификация – характеристика ключевого персонала в организации по уровню квалификации и потенциальным способностям и возможностям профессионального роста;

· Система ценностей – смысл и содержание основных направлений деятельности, которые организация доводит до своих сотрудников.

Эмпирическая школа управления - student2.ru

Теория хаоса»

Окружающий нас современный мир, в частности экономика, характеризуется неопределенностью, непредсказуемостью последствий принимаемых решений. Менеджеры работают в режиме неопределенности – хаоса.

Основоположником теории хаоса считается Джеймс Глик. В 1987 году он опубликовал книгу «Хаос: становление новой науки». Исследования, проведенные учеными в различных областях, позволили сделать вывод о том, что даже незначительные изменения в любой из частей системы могут привести к радикальным последствиям в развитии системы в целом.

Этот вывод существенно изменил видение учеными окружающего мира. Если теории менеджмента начала ХХ века делали упор на предсказуемость последствий управления, то в конце века управление рассматривается как процесс подверженный воздействиям хаотичности и случайности. На практике поведение даже простых систем трудно предсказуемо, а тем более сложных.

Но это не значит, что хаотичное поведение системы не имеет никакой логики. Второй вывод теории хаоса заключается в следующем: не смотря на кажущееся случайное поведение систем под влиянием случайных изменений, определенные поведенческие рисунки предугадать можно. То есть если нельзя точно предсказать возникновение того или иного возмущения в функционировании системы и степени влияния отдельных случайных явлений на ее развитие, то можно хотя бы смоделировать в общих чертах тенденции развития системы при возникновении этих возмущений.

Так же, как прогнозы погоды на длительное время сделать точным очень сложно, поскольку система «климат» относиться к разряду очень сложных, на нее влияет большое количество случайных неожиданно возникающих факторов. Но возможно предсказать общий «рисунок» погоды в данном регионе и рассчитать вероятность возникновения определенного вида погоды, которая может возникнуть.

Эмпирическая школа управления - student2.ru

9 Вопросы для подготовки к экзамену

1. Менеджмент, его сущность и необходимость использования

2. Субъект менеджмента

3. Объект менеджмента

4. Управленческие революции

5. Управленческая мысль и практика в ранних цивилизациях Востока (месопотамская и египетская цивилизации)

6. Управленческая мысль и практика в ранних цивилизациях Востока (китайская и индийская цивилизации)

7. Управленческая мысль и практика в Европейской цивилизации (Древняя Греция и Древний Рим)

8. Управленческая мысль и практика в Европейской цивилизации (Средневековая Европа и Н. Макиавелли)

9. А. Смит и его вклад в развитие управленческой мысли

10. Р. Оуэн и его вклад в развитие управленческой мысли

11. Ч. Бэббидж и его вклад в развитие управленческой мысли

12. Э. Ур и его вклад в развитие управленческой мысли

13. Ш. Дюпин и его вклад в развитие управленческой мысли

14. Д. МакКэлем и его вклад в развитие управленческой мысли

15. Г. В. Пор и его вклад в развитие управленческой мысли

16. Школа научного управления и ее основные представители

17. Ф. Тейлор и его вклад в развитие управленческой мысли

18. Ф. и Л. Гилбреты и их вклад в развитие управленческой мысли

19. Г. Гантт и его вклад в развитие управленческой мысли

20. Г. Форд и его вклад в развитие управленческой мысли

21. Г. Эмерсон и его вклад в развитие управленческой мысли

22. М. Кук и его вклад в развитие управленческой мысли

23. Школа административного управления и ее основные представители

24. А. Файоль и его вклад в развитие управленческой мысли

25. М. Вебер и его вклад в развитие управленческой мысли

26. Л. Гьюлик и Л. Урвик и их вклад в развитие управленческой мысли

27. Д. Муни и А. Рейли и их вклад в развитие управленческой мысли

28. Г. Черч и его вклад в развитие управленческой мысли

29. А. Слоун и его вклад в развитие управленческой мысли

30. Школа человеческих отношений и ее основные представители

31. Г. Мюнстерберг и его вклад в развитие управленческой мысли

32. М. Фоллет и ее вклад в развитие управленческой мысли

33. Дж. Мэйо и его вклад в развитие управленческой мысли

34. Ч. Бернард и его вклад в развитие управленческой мысли

35. Школа поведенческих наук и ее основные представители

36. А. Маслоу и его вклад в развитие управленческой мысли

37. Ф. Герцберг и его вклад в развитие управленческой мысли

38. Д. МакГрегор и его вклад в развитие управленческой мысли

39. У. Оучи и его вклад в развитие управленческой мысли

40. Р. Лайкерт и его вклад в развитие управленческой мысли

41. Школа «науки управления» (количественный подход к управлению)

42. Процессный подход к управлению

43. Системный подход к управлению

44. Ситуационный подход к управлению

45. Эмпирическая школа управления

46. Школа социальных систем

47. «Управление по целям»

48. Теория «7-S»

49. Теория «хаоса»

50. Маркетинговая концепция менеджмента

Наши рекомендации