Ным причинам неприемлемыми для данного психолога (формирование
Компоненты профессиональной компе- тентности психолога
Мотивационно-волевой компонент включает в себя: мотивы, цели,
Потребности, ценностные установки, стимулирует творческое проявление
Личности в профессии; предполагает наличие интереса к профессиональ-
Ной деятельности.
Функциональный
Компонент в общем слу-
Чае проявляется в виде знаний о способах психологической деятельности,
Необходимых психологу для проектирования и реализации той или иной
Педагогической технологии.
Коммуникативный компонент
Компетентности включает умения ясно и четко излагать мысли, убеждать,
Аргументировать, строить доказательства, анализировать, высказывать
Суждения, передавать рациональную и эмоциональную информацию, уста-
Навливать межличностные связи, согласовывать свои действия с действи-
Ями коллег, выбирать оптимальный стиль общения в различных деловых
Ситуациях, организовывать и поддерживать диалог.
Рефлексивный компонент прояв-
Ляется в умении сознательно контролировать результаты своей деятельности
И уровень собственного развития, личностных достижений; сформированность
Таких качеств и свойств, как креативность, инициативность, нацеленность
На сотрудничество, сотворчество, склонность к самоанализу
Ком муникативная компетентность предполагает наличие следующих умений
Доводить до партнера содержание информации на доступном ему
Языке;
Предоставлять критическую информацию с позитивных, конструк-
Тивных позиций;
Придерживаться в коммуникации общепринятых в человеческом
Обществе ценностей, принципов, идеалов;
Быть внимательным, не умалять достоинство партнеров по общению,
Не проявлять агрессивные намерения;
Доказательно, убедительно отстаивать свою точку зрения на предмет
Обсуждения;
Концентрироваться на содержании информации, обсуждаемой темы,
Не затрагивая личностные качества собеседника;
Контролировать время коммуникации, предоставлять возможность
Партнеру реагировать на получаемую информацию
Основные источники приобретения коммуникативной компетентно- сти — знание языков общения, опыт межличностного общения в деловой, повседневной и праздничной обстановке; знания, общая эрудиция и науч- ные методы обучения общению. Из данных источников формируется слож- ный комплекс коммуникативных знаний и навыков, составляющих коммуни- кативную компетентность личности: — знание норм и правил общения; — высокий уровень речевого развития, позволяющий человеку в про- цессе общения свободно передавать и воспринимать информацию; — понимание невербального языка общения; — умение вступать в контакт с людьми с учетом их половозрастных, социально-культурных, статусных и других характеристик; — умение вести себя адекватно ситуации и использовать ее специфику для достижения коммуникативных целей; — умение воздействовать на собеседника таким образом, чтобы убедить его в силе своих аргументов; — способность правильно оценивать собеседника как личность, потен- циального конкурента или партнера, и выбирать собственную коммуника- тивную стратегию в зависимости от этой оценки; — способность вызвать у собеседника положительное восприятие соб- ственной личности1.
В Рос- сии первая лаборатория экспериментальной психологии основана в 1885 г.
в своем развитии психолог как субъект деятель- ности проходит несколько этапов: — стремление самоутвердиться в практической психологии, реализу- емое часто в поиске и освоении эффективных, общепринятых, «модных» на данный момент методов работы;
— некоторое «разочарование» в общепринятых формах и методах
Работы, связанное с тем, что данные методы не всегда позволяют решать
Проблемы клиентов, а также с тем, что часть методов оказываются по раз-
ным причинам неприемлемыми для данного психолога (формирование