Определить с помощью теста склонность к риску.
ХАРЬКОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра безопасной жизнедеятельности человека
Безопасность жизнедеятельности
Практическое занятие№5
к разделу: - личное отношение к безопасной жизнедеятельности
Харьков 2008 год.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №5
Цель работы: используя предложенные тесты и опираясь на практические занятия по БЖД проделанные ранее, дать субъективную оценку своему, личному отношению к вопросам безопасности в повседневной жизни.
Основные положения. В настоящее время отсутствуют объективные характерологические критерии оценки подверженности рискованным действиям отдельного человека и предпринимателя, поэтому предлагаем произвести примерную оценку ваших склонностей и предрасположенности к риску (рискованным действиям).
Следует отметить, что в психологии, как одной из важных научных баз изучения риска, термину «риск» соответствует три взаимосвязанных значения:
1) риск – мера ожидаемого неблагополучия при неуспехе в деятельности, определяемая сочетанием вероятности неуспеха и степени неблагоприятных последствий в этом случае;
2) риск – действие, в том ином отношении грозящее субъекту потерей (проигрышем, травмой, убытком и т.п.);
3) риск – ситуация выбора между двумя возможными вариантами действий, например – менее привлекательным, однако более надёжным или наоборот, более привлекательным, но менее надёжным (его исход всегда проблематичен и связан с возможными неблагоприятными последствиями). Такой подход к пониманию риска позволяет в рамках концепции мотивации достижения объяснить проявление у личности тенденции к риску в условиях свободного выбора задач различной сложности, выяснить связи между чертами и качествами человека, его темпераментом, мотивами поведения, с одной стороны, и повышения или понижения склонности к риску – с другой.
Достаточно серьёзное место в психологии занимает и подход к риску с точки зрения теории мотивации достижения, теории решения и контроля над ситуативной активностью. Таким образом, разные подходы предполагают и различное понимание феномена «риск».
Исходя из вышеизложенного, риск с позиций БЖД и ОТ представляет собой количественные убытки и потери, поэтому наиболее приемлемой количественной оценкой опасности является риск.
Ситуация риска –это такая ситуация, когда существует возможность количественно и качественно оценить степень вероятности опасности от определённого действия или бездействия. Рискованная ситуация всегда связана со статистическими процессами, и ей сопутствует три сосуществующих условия:
1-е – наличие неопределённости;
2-е – необходимость выбора альтернативы (при этом необходимо учитывать, что отказ от выбора действия также является разновидностью выбора);
3-е – возможность оценить вероятность осуществления выбираемых альтернатив (в некоторых «ситуациях риска» времени для оценки последствий у человека нет).
Рискованная ситуация – разновидность ситуации неопределённой, когда наступление событий вероятно и может быть определено, т.е. в этом случае объективно существует возможность оценить вероятность происходящего события и последствия.
Поэтому стремясь «снять» рисковую ситуацию, человек делает выбор и стремится реализовать его. Этот процесс находит своё выражение в понятии «риск».
Задание №1. Тесты на личное отношение к безопасности жизнедеятельности.
Порядок выполнения работы.
Определить с помощью теста склонность к риску.
Внимательно, не торопясь, прочтите вопрос. Ознакомьтесь с предложенным набором возможных ответов. Выберите из предложенного перечня ответов тот, который соответствует Вашему мнению. Выпишите номер этого ответа.
Варианты ответов на вопросы и баллы:
нет, никогда - 1; - иногда, может быть - 2; - да, почти всегда - 3;
- да, во всех случаях - 4.
Вопросы теста:
1. Превысили бы ВЫ установленную скорость, чтобы оказать медицинскую помощь тяжелобольному человеку?
2. Согласились бы Вы ради хорошего заработка участвовать в опасной и длительной экспедиции?
3. Встали бы Вы на пути убегающего вооружённого преступника?
4. Могли бы Вы ехать на подножке товарного вагона при скорости около 100 км/ч?
5. Можете ли Вы после бессонной ночи нормально работать?
6. Стали бы Вы первым переходить не знакомую горную реку?
7. Одолжили бы Вы другу (подруге) большую сумму денег будучи не совсем уверенными в том, что он (она) сможет вернуть долг?
8. Вошли бы Вы вместе с укротителем в клетку со львом, при его заверении, что это безопасно?
9. Могли бы Вы залезть на высокую фабричную трубу?
10. Могли бы Вы без тренировки управлять парусной лодкой?
11. Рискнули бы Вы схватить за уздечку бегущую лошадь?
12. Могли бы Вы после 10 стаканов пива ехать на велосипеде по автомобильной дороге?
13. Могли бы Вы совершить прыжок с парашютом?
14. Могли бы Вы совершить поездку в автомобиле, если за рулём сидит Ваш знакомый, который недавно вышел из больницы после тяжелого ДТП?
15. Могли бы Вы просто спрыгнуть с высоты 10 метров (4 – 5 этаж) на натянутый пожарный тент?
16. Решились бы Вы проехать без билета на пассажирском поезде от Харькова до Львова?
17. Согласились бы Вы на опасную для жизни операцию, чтобы избавиться от затяжной болезни с постельным режимом?
18. Спрыгнули бы Вы с подножки ж/д вагона поезда при скорости ≈ 50 км/ч?
19. Могли бы Вы в виде исключения сесть 7-м пассажиром в кабину лифта и подняться, зная что лифт рассчитан только на 6 человек (блокировкой лифт не оборудован)?
20. Могли бы Вы за большое вознаграждение перейти с завязанными глазами перекрёсток с интенсивным автомобильным движением?
21. Взялись бы Вы за опасную для жизни работу, если бы за неё хорошо заплатили?
22. Могли бы Вы после 10 рюмок водки (≈ 600-700 грамм) производить математические вычисления связанные с процентами?
23. Могли бы Вы по указанию Вашего начальника взяться за высоковольтный провод и убрать его, если бы он заверил Вас, что провод обесточен?
24. Решились бы Вы после некоторых предварительных объяснений управлять вертолётом?
25. Решились бы Вы, имея ж/д билеты, но без денег и запаса продуктов, совершить поездку из Харькова до Владивостока?
Ключ. Определите сумму баллов и оцените свою склонность к риску:
· Низкая склонность к рискованным поступкам – 51 и менее;
· Умеренная склонность к рискованным действиям – от 52 до 72;
· Высокая склонность к рискованным действиям – 73 и более.
Высокая склонность к рискованным действиям и поступкам предполагает стремление человека к неосознанным действиям, ведущим к нарушению безопасной жизнедеятельности, что создаёт (вызывает) различные опасности для индивида и окружающих.
В тоже время низкая склонность к рискованным действиям свидетельствует о высокой защитной реакции, повышенной осторожности, боязни несчастного случая, что также в определённых жизненных ситуациях может создать опасность для индивида и окружающих.
Задание №2. Определить с помощью теста уровень личной тревожности.
Уровень тревожности (УТ) – это биологически и социально необходимое явление, обеспечивающее реакцию человека на изменение состояния системы «Человек – Машина – Среда обитания» и адаптацию к новому состоянию системы. Уровень тревожности определяет возможность тревоги как реакции на складывающуюся ситуацию.
Каждый человек имеет свой определённый уровень тревожности. Для оценки УТ необходимо воспользоваться шкалой самооценки на момент оценки, то есть, определить реактивную тревожность (РТ), и использовать шкалу самооценки черт характера, то есть определить личностную тревожность (ЛТ).
Порядок выполнения работы:
Внимательно, не торопясь, прочтите вопрос. Ознакомьтесь с предложенным набором возможных ответов. Выберите из предложенного перечня ответов тот, который соответствует Вашему мнению. Выпишите номер этого ответа.
А) Шкала самооценки РТ.
Варианты ответов:
- нет, это совсем не так - 1; - пожалуй, это так - 2; - верно - 3; - абсолютно верно - 4.
Вопросы теста:
Показатель тревожности на момент оценки – РТ – определяется:
PT = S1 – S2 + 50
Где S1 – сумма ответов по вопросам 3, 4, 6, 7, 9, 12, 13, 15, 17, 19;
S2– сумма ответов по вопросам 1, 2, 5, 8, 10, 11, 14, 16, 18, 20.
Б) Шкала самооценки ЛТ.
Варианты ответов:
- почти никогда – 1; - иногда – 2; - часто – 3; - почти всегда – 4.
Вопросы теста:
Показатель тревожности как черты характера – ЛТ (личной тревожности) определяется следующим образом:
ЛТ = S3 – S4 + 35
Где S3 – сумма ответов на вопросы 1, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 13, 15, 16, 17, 18, 19;
S4 –сумма ответов на вопросы 2, 3, 10, 11, 12, 14, 20.
Оцените свою тревожность по значениям показателей РТ и ЛТ:
· низкая тревожность – 30 и менее;
· умеренная тревожность – от 31 до 45;
· высокая тревожность – 46 и более.
Низкая тревожность – характеризуется отсутствием должной осторожности и неумение прогнозировать развитие ситуации при возникновении опасности.
Умеренная тревожность – это оптимальный вариант, позволяющий адекватно прогнозировать развитие ситуации и реагировать на опасность.
Высокая тревожность – в условиях опасности может привести к паническим реакциям с сужением сознания и автоматизма действий, что в конечном итоге может быть причиной неадекватного поведения в складывающейся обстановке.
Сравните реактивную и личностную тревожность. Если они отличаются, попробуйте объяснить почему.
Сделайте вывод.
Контрольные вопросы:
1. Дать определение понятию «риск».
2. Поясните, что следует понимать под ситуацией риска, и как следует понимать рискованную ситуацию.
3. От каких факторов зависитУровень тревожности (УТ)человека?
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №6