Для чего нужно сознание Аллахвердов
Пока обстоятельства соответствуют ожиданиям, у идеального мозга нет никаких проблем и никакое сознание ему не нужно.
Но вдруг ожидания нарушаются. Столкновение с неожиданностью служит сигналом недостаточной эффективности познавательной работы, поскольку, как выясняется, не всё в окружающем мире соответствует ожиданию. В среде, которая предполагается детерминированной, такая ситуация обязательно требует выяснения причин, по которым эта неожиданность произошла. Ведь мозг вычислил по имеющимся у него критериям на основе утверждений, принятых за очевидно правильные, самые ожидаемые варианты возможного развития событий — и, оказалось, был не прав. Как быть? Заранее не может быть известно, что является в такой ситуации лучшим решением. Так возникает особый тип буридановых проблем, который можно назвать познавательными головоломками. Именно для решения этих головоломок и предназначен механизм сознания. Сказанное отчасти напоминает позицию! функционалистов: осознание необходимо лишь тогда, когда возникает! препятствие, когда субъект находится в состоянии нерешительности —1 т. е. тогда, когда, иначе говоря, он не знает, как себя вести.
“Когда возникает противоречие между ожиданиями и реальными фактами, то происходит борьба между неравными соперниками: теория сильнее данных” 2. Отнесение опытных данных к имеющимся осознанным логическим конструкциям, т. е. то, что обычно называется опытной проверкой, не может быть полностью независимой от самих проверяемых гипотез — ведь сознание всегда методом последовательных приближений подгоняет одно к другому. Тем самым работа сознания направлена как бы на защиту осознанных гипотез. Вся информация проходит через защитный пояс сознания. А этот пояс умело помогает вытеснять, не осознавать возникающие противоречия и двусмысленности.
До сих пор мы трактовали явление сознания как эмпирический факт представленности субъекту картины мира и самого себя. Сказанное позволяет теперь разделить представленные сознанию факты на осознаваемые и неосознаваемые. Введём несколько терминов, значение которых далее будет постепенно уточняться. Не осознаваемую в данный момент информацию, которая, тем не менее, влияет на то, что мы осознаём, будем называть базовым содержанием сознания. Часть базового содержания может стать осознанной, но всё базовое содержание не может стать полностью осознанным никогда. В базовое содержание сознания, в частности, включается то, что обычно называется установками, ожиданиями, контекстом, предварительными гипотезами и пр., а также то, что именуется воспринятыми стимулами, сигналами, раздражителями и т. д. На основе этого базового содержания протосозна-гельные процессы порождают догадки о мире. И выставляют эти догадки на проверку. В процессе проверки часть базового содержания (например, стимулы) сопоставляется со сделанными догадками. Как сами догадки, гак и сопоставляемая с ними в процессе проверки информация образуют поверхностное содержание сознания, или поверхность сознания. Поверхностное содержание сознания (т. е. догадки и выставленная на проверку этих догадок информация) есть специальным образом маркированная часть базового содержания. Поверхностное содержание сознания как раз и отличается от базового наличием специальной, субъективно воспринимаемой маркировки, осознанностью
Окружающий нас мир настолько сложен, что случайная догадка практически никогда не будет с абсолютной точностью ему соответствовать. Однако нельзя отвергать догадку как ошибочную из-за неполного её соответствия поступающей информации — такое отвержение с неизбежностью приведёт к отбрасыванию любых результатов прото-сознательного процесса. Поэтому все догадки необходимо не только проверять, но и корректировать.
Введём определения: базовое и поверхностное содержания сознания вместе образуют сферу сознания. Процессы проверки догадок и последующей их корректировки (изменения поверхностного содержания сознания) будем называть работой в сфере сознания, или просто работой сознания. Сама работа сознания может частично осознаваться — эта часть работы сознания будет называться далее сознательной (или умственной) деятельностью, а может не осознаваться. Поскольку работа сознания не исчерпывается сознательной деятельностью, постольку необходимо строить психологические теории, так как никто с непосредственной очевидностью не знает, в чем эта неосознаваемая работа сознания заключается.