Д) нервная система – материальный субстрат психики, но для психического не менее важным является отношение к материальному объекту, который оно отражает.
77. Физиологическая (материальная) основа психики человека
а) центральная нервная система, головной мозг;
б) нейрохимические процессы в клетках головного мозга;
в) спинной мозг;
г) нейрон;
д) древние структуры мозга.
78. Функциональная организация головного мозга включает в себя (по А.Р. Лурия)
а) энергетический блок мозга;
б) срединный блок мозга;
в) блок приема, переработки и хранения информации;
г) блок программирования, регуляции и контроля деятельности;
д) блок древних структур мозга.
79. Блок тонуса, или энергетический блок мозга имеет характер
а) модально-специфический;
б) модально-неспецифический;
в) полимодально-специфический;
г) полимодально-неспецифический.
80. Источники тонуса коры в энергетическом блоке мозга
а) постоянный приток раздражений с периферии;
б) импульсы от внутренних обменных процессов организма;
в) биологические влечения человека;
г) правильное соотношение сна и бодрствования человека;
д) деятельность волокон активирующей ретикулярной формации.
101. Процесс развития психики от раздражимости у простейших животных до сознания человека
а) антропогенез;
б) онтогенез;
в) социогенез;
г) филогенез;
д) культурогенез.
102. Согласно диалектико-материалистической концепции, развитие
а) количественное нарастание изначально данных качеств, в нем нет места «новому»;
б) процесс, при котором количественные изменения переходят в качественные;
в) процесс, в котором выделяются качественно различные, не сводимые друг к другу этапы или ступени;
г) процесс, при котором качественные различия стираются, специфика разных форм поведения утрачивается;
д) процесс, содержанием которого является борьба между старыми отживающими формами психики и новыми нарождающимися.
103. Согласно положению о единстве строения и функции во всяком органическом развитии
а) психика является продуктом развития органической жизни;
б) с переходом к высшим ступеням развития и повышения пластичности органа возрастает относительная независимость функции;
в) в окончательной своей форме орган является продуктом функционального созревания;
г) определяющую роль в развитии и строения, и функции играет образ жизни живого организма;
д) развитие строения нервной системы рассматривается независимо от образа жизни и эволюции форм поведения.
104. Психическое развитие живых организмов своим содержанием имеет
а) развитие все новых форм познавательного и действенного отражения действительности;
б) совершенствование инстинктов и приспособительных актов поведения;
в) совершенствование органов движения;
г) развитие внутреннего психического плана деятельности;
д) дифференциацию сенсорных и моторных функций.
105. Развитие психологически различных форм поведения животных совершалось в результате борьбы двух тенденций
а) наследственности и изменчивости;
б) адаптивности и дезадаптивности;
в) раздражимости и чувствительности;
г) фиксированности и лабильности;
д) генерализации и концентрации.
106. Способность живого организма реагировать на биотически значимые (необходимые для поддержания ассимилятивно-диссимилятивных процессов) воздействия окружающей среды
а) чувствительность;
б) раздражимость;
в) рефлекс;
г) инстинкт.
107. Способность живого организма реагировать на биотически незначимые воздействия окружающей среды при условии, что они сигнализируют о появлении жизненно значимых воздействий
а) чувствительность;
б) раздражимость;
в) рефлекс;
г) инстинкт.
108. Объективный биологический признак возникновения психики
а) чувствительность;
б) раздражимость;
в) рефлекс;
г) инстинкт.
109. Врожденная форма поведения животного, передающаяся по наследству и определяющаяся исключительно биологическими потребностями
а) интеллектуальное поведение;
б) инстинктивное поведение;
в) индивидуально-изменчивое поведение;
г) чувствительность;
д) активность.
110. Форма поведения, приобретенная в индивидуальной жизни животного и закрепленная в результате многократных повторений
а) интеллектуальное поведение;
б) инстинктивное поведение;
в) индивидуально-изменчивое поведение;
г) чувствительность;
д) активность.
111. Форма поведения животного, характеризующая наличием ориентировочной и исполнительской фаз деятельности
а) интеллектуальное поведение;
б) инстинктивное поведение;
в) индивидуально-изменчивое поведение;
г) чувствительность;
д) активность.
112. Особенности инстинктов
а) обуславливается исключительно биологическими потребностями;
б) формируется в результате многократных проб и ошибок;
в) направлено на понимание причинно-следственных связей и отношений;
г) является врожденным и передается по наследству;
д) появляется при возникновении препятствий на пути к цели.
113. Особенности индивидуально-изменчивого поведения
а) зависит от натуральных форм поведения животного в природе;
б) формируется в результате многократных проб и ошибок;
в) направлено на понимание причинно-следственных связей и отношений;
г) является врожденным и передается по наследству;
д) появляется при возникновении препятствий на пути к цели.
114. Особенности интеллектуального поведения
а) появляется при возникновении препятствий на пути к цели;
б) является следствием знания объективных законов природы;
в) занимает главенствующее положение в поведении;
г) не передается от одного животного к другому;
д) формируется в результате многократных проб и ошибок.
115. Предмет современной психологии как науки
а) сознание;
б) психика;
в) поведение;
г) человек;
д) бессознательное.
116. Свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, построении неотчуждаемой от него картины мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности
а) сознание;
б) психика;
в) поведение;
г) душа;
д) бессознательное.
117. Первичный способ существования психического
а) гносеологическое отношение к окружающей реальности;
б) независимое существование от окружающего мира, человека;
в) связь с мозгом, существование в качестве процесса, деятельности мозга;
г) изначально данное существование в идеальном образе мира.
118. Вторичный способ существования психического
а) гносеологическое (познавательное) отношение к окружающей реальности;
б) независимое существование от окружающего мира, человека;
в) связь с мозгом, существование в качестве процесса, деятельности мозга;
г) изначально данное существование в идеальном образе мира.
119. Изменение одного объекта под воздействием другого объекта и сохранение этого изменения, определяющее последующее взаимодействие изменившегося, но сохраняющего свою природу объекта
а) отражение;
б) психика;
в) поведение;
г) душа;
д) сознание.
120. Самый сложный и наиболее развитый вид отражения, активное отражение мира в связи с какой-то необходимостью, потребностью, субъективное избирательное отражение объективного мира
а) биологическое отражение;
б) зеркальное отражение;
в) физиологическое отражение;
г) физическое отражение;
д) психическое отражение.
121. Основные характеристики психического отражения
а) активно воздействует на среду;
б) отражает явление только в момент его непосредственного воздействия;
в) дает приблизительно правильную копию предметов и явлений действительности;
г) является фотографией окружающей действительности;
д) сигнализирует о жизненно важном для организма.
122. Активность психического отражения раскрывается
а) по своему происхождению;
б) по своим функциям;
в) по характеру отражаемой объективной реальности;
г) по точности отражаемого образа объектам реального мира;
д) по наличию объекта в реальном мире.
123. Основные функции психики
а) отражения;
б) сохранения и целостности;
в) регулирующая;
г) коммуникативная.
124. Функция психики, позволяющая отражать объекты и явления объективной действительности
а) отражения;
б) сохранения и целостности;
в) регулирующая;
г) контролирующая;
д) информационная.
125. Функция психики, позволяющая сохранять целостность организма
а) отражения;
б) поддержание и сохранение гомеостаза;
в) регулирующая;
г) контролирующая;
д) информационная.
126. Функция психики, позволяющая регулировать поведение и деятельность человека
а) отражения;
б) поддержание гомеостаза;
в) регулирующая;
г) активизирующая;
д) информационная.
127. Интегративная функция психики
а) отражения;
б) поддержание гомеостаза;
в) регулирующая;
г) обеспечение адаптации живого организма к условиям среды;
д) информационная.
128. Субъективность психического раскрывается
а) как принадлежность всего психического индивиду, субъекту;
б) как продукт или результат психической деятельности;
в) как духовная деятельность, насыщенная идейным содержанием;
г) как неполная адекватность бытию, объекту познания;
д) как единство знания и переживания.
129. Идеальность психического раскрывается
а) как принадлежность всего психического индивиду, субъекту;
б) как продукт или результат психической деятельности;
в) как духовная деятельность, насыщенная идейным содержанием;
г) как неполная адекватность бытию, объекту познания;
д) как единство знания и переживания.
130. Специфические характеристики психических явлений
а) принадлежность индивиду, испытывающему их субъекту;
б) зеркальность отражения объективной реальности;
в) отношение субъекта к независимому от психики, от сознания объекту;
г) единство реального (материального) и идеального;
д) объективность познания окружающей реальности.
131. Противоречивое внутреннее строение психического выражается
а) в единстве знания и переживания;
б) в единстве активности и пассивности;
в) в единстве объекта окружающего мира и его образа;
г) в единстве биологического и гносеологического.
132. Проблема управляемости психических явлений, возможности их направленного изменения, желательного для человека формирования и воспитания – проблема
а) познания окружающего мира;
б) детерминации психических явлений;
в) возможности познания психических явлений;
г) онтогенетического становления психических явлений;
д) филогенетического становления психических явлений.
133. Основные детерминанты психических явлений человека
а) условия жизни человека;
б) те или иные требования к отражательной деятельности;
в) соответствие образа отражаемому объекту реальности;
г) влияние общественно-исторического процесса на условия жизни человека;
д) общее и специфическое в психике человека.
134. Общее для всех психических явлений у человека
а) представляют осуществляемое мозгом отражение действительности;
б) общественная опосредованность отражения мира;
в) наличие наиболее устойчивого ядра психической деятельности;
г) наличие подвижных (изменчивых) компонентов психической деятельности.
135. Специфические особенности понимания психики человека
а) осуществляемое мозгом отражение действительности;
б) общественная опосредованность отражения мира;
в) наличие наиболее устойчивого ядра психической деятельности;
г) наличие подвижных (изменчивых) компонентов психической деятельности.
136. Общие закономерности психического как функции мозга, как отражения определяют
а) зеркальность отражения окружающего мира;
б) активность отражения окружающей реальности;
в) наличие наиболее устойчивого ядра психической деятельности;
г) наличие подвижных (изменчивых) компонентов психической деятельности.
137. Клеточка, «единица» анализа структуры психических явлений
а) отражение;
б) действие;
в) душа;
г) познание;
д) образ.
138. Структурные компоненты психики
а) психические процессы;
б) психические состояния;
в) психические свойства;
г) психофизиологические функции;
д) нейрохимические процессы.
139. Способ существования психического, первичный регулятор поведения человека
а) психический процесс;
б) психическое состояние;
в) психическое свойство;
г) индивидуально-психологические особенности личности;
д) воля человека.
140. Определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, проявляющийся в повышенной или пониженной активности личности
а) психический процесс;
б) психическое состояние;
в) психическое свойство;
г) эмоциональные особенности личности;
д) воля человека.
141. Наиболее существенные особенности личности, обеспечивающие определённый количественный и качественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека
а) психический процесс;
б) психическое состояние;
в) психическое свойство;
г) эмоциональные особенности личности;
д) воля человека.
140. Определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической
деятельности, проявляющийся в повышенной или пониженной активности личности
а) психический процесс;
б) психическое состояние;
в) психическое свойство;
г) эмоциональные особенности личности;
д) воля человека.
141. Наиболее существенные особенности личности, обеспечивающие определённый
количественный и качественный уровень деятельности и поведения, типичный для
данного человека
а) психический процесс;
б) психическое состояние;
в) психическое свойство;
г) эмоциональные особенности личности;
д) воля человека.
142. Основные характеристики психических процессов
а) длительность;
б) направленность;
в) устойчивость;
г) биологическая обусловленность;
д) интенсивность.
143. Основные характеристики психических состояний
а) длительность;
б) направленность;
в) устойчивость;
г) биологическая обусловленность;
Д) интенсивность.
144. Основные характеристики психических свойств
а) длительность;
б) направленность;
в) устойчивость;
г) определяют индивидуальность человека;
д) интенсивность.
145. Психические процессы включают в себя
а) познавательные процессы;
б) эмоциональные процессы;
в) волевые процессы;
г) мотивы личности;
д) поведение.
146. К психическим состояниям относятся
а) познавательные процессы;
б) настроение, бодрость, страх;
в) эмоциональные процессы;
г) волевые процессы;
д) направленность личности.
147. К психическим свойствам личности относятся
а) познавательные процессы;
б) настроение, бодрость, страх;
в) эмоциональные процессы;
г) волевые процессы;