Реклама и механизм ее разработки
Реклама - от латинского слова гес1аmаге, что в переводе означает «выкрикивать». Такое название уходит корнями в Древнюю Грецию и Рим, где простейшими формами привлечения внимания являлись объявления, которые громко выкрикивались в местах скопления народа. Таким образом, появление рекламы началось задолго до появления книгопечатания.
Новый качественный скачок в развитии рекламы отмечается с появлением печатных изданий.
Сегодня реклама - один их активных инструментов управления предприятием и главный элемент комплекса маркетинга.
Реклама - это платное неличное обращение к определенной целевой аудитории по привлечению ее внимания к достоинствам предприятия, товарам, услугам, идеям с целью обеспечения конкурентных преимуществ и коммерческого результата. Из данного определения вытекают нижеследующие характеристики этого понятия.
- Платная форма подачи рекламного обращения.
- Неличный характер (коммуникационный сигнал поступает не лично от продавца, а посредством рекламных каналов: прессы, телевидения, радио и т.д.).
- Определенная направленность информации на конкретную аудиторию.
- Результативность (привлечение большого числа потребителей, получение прибыли).
Содержание рекламы раскрывается посредством выполняемых функций:
• информационной (формирование осведомленности и знания о товаре, предприятии, конкретном событии и т.д.);
• увещевательной (постепенное формирование у потребителей предпочтения товара);
• поощрительной (убеждение купить товар на основе уступок в цене, предоставления купонов, премий).
Реклама должна отвечать определенным требованиям:
- Правдивость
- Конкретность
- Целенаправленность
- Гуманность
- Компетентность
Правдивостьобязывает организаторов рекламы давать сведения о товарах (качество, достоинство, преимущество), соответствующие действительности.
Конкретностьвыражается в убедительных аргументах и цифровых данных, используемых в рекламном обращении.
Целенаправленностьтребует составления рекламного обращения с учетом особенностей определенного объекта или целевой аудитории.
Гуманностьозначает, что реклама должна способствовать развитию личности, расширению кругозора, укреплению здоровья.
Компетентностьзаключается в том, что реклама базируется на новейших достижениях науки, искусства, психологии, медицины, дизайна и т.д.
Сущность рекламы ярко проявляется в ее видах (табл. 1).
Таблица 1 - Классификация рекламы
Критерии классификации рекламы | Виды рекламы |
Тип спонсора | Производителя Торговых посредников Частных лиц От имени правительства или общественных институтов |
Целевая аудитория | Потребительская, деловая |
Географический сегмент | Зарубежная, общенациональная, местная (регион, город, сегмент рынка) |
Субъект рекламной деятельности | Товарная Предприятия, фирмы. Услуг, идей и т.д. |
Средства для передачи сообщения | В прессе Печатная Радио- и телереклама На транспорте Компьютерная Упаковочная Сувенирная |
Рекламная деятельность является целостным логически выстроенным процессом, который можно представить в виде схемы (рис. 2).
Постановка задач |
Определение целевой аудитории |
Разработка рекламного обращения |
Определение рекламного бюджета |
Оценка эффективности |
Выбор средств рекламы |
Рис. 2 Механизм разработки рекламной стратегии
Постановка задач.Задачи рекламной стратегии зависят от общей стратегии предприятия, маркетинговых и коммуникационных целей. В целом их можно свести к двум большим группам:
- задачи по увеличению объемов продаж (расширению числа потребителей, освоению новых рынков, сегментов);
- коммуникативные задачи (формирование имиджа предприятия, изменение отношения к товару, формирование постоянных групп потребителей).
Определение целевой аудитории. Целевая аудитория - группа потребителей, на которую направлено рекламное обращение. Основными целевыми группами могут выступать потребители, поставщики, посредники, контактные аудитории.
В свою очередь потребители могут быть дифференцированы по:
• географическому признаку (город, село, регион и т.д.);
• демографическому признаку (возраст, пол, семейное положение);
• культурному признаку (образование, национальность, религиозные убеждения);
• социально-экономическому признаку (уровень доходов, уровень затрат на группы товаров в общем доходе потребителей и т.д.);
• социальному статусу (руководители, специалисты, рабочие, неработающие - пенсионеры, студенты, домохозяйки).
Разработка рекламного обращения. Рекламное обращение- это послание адресату в конкретной форме с помощью определенного канала коммуникации. Главная задача при разработке обращения - сделать его эффективным и действенным. Для этого следует обратить особое внимание на его содержание, форму и структуру.
Выбор средств рекламы.Определяется поставленными задачами, целевой аудиторией, на которую будет направлено рекламное обращение, и финансовыми возможностями предприятия.
Определение рекламного бюджета.Весь комплекс работ по формированию рекламного бюджета можно разделить на две группы:
• определение общих размеров ассигнований на рекламу;
• распределение средств рекламного бюджета по отдельным статьям расходов.
При определении общих размеров ассигнований на рекламу следует принять во внимание следующие факторы:
• объем и размер рынка;
• вид товара, его специфика, ЖЦТ;
• роль рекламы в комплексе маркетинга;
• затраты конкурентов.
Распределение средств рекламного бюджета по отдельным статьям расходов может быть осуществлено по следующим направлениям:
• функций рекламы;
• территориальным сегментным рынкам;
• средствам рекламы;
• группам товаров (услуг).
Оценка эффективности.Различают экономическую и психологическую эффективность рекламы. Экономическая эффективностьрассчитывается на основе увеличения показателей прибыли, объема товарооборота, рентабельности. Психологическая эффективностьопределяется глубиной впечатления - степенью привлечения внимания, степенью действенности. Для расчета эффективности применяются специальные показатели.