I. Теоретические аспекты методов получения знания.

Введение

Сегодня на российском рынке представлено несколько сотен разнообразных моделей стиральных машин. Среди наиболее популярных производителей можно назвать BOSCH, SIEMENS, AEG, MIELE (Германия), ARISTON, INDESIT, CANDY, ARDO, ZANUSSI, SILTAL (Италия), WHIRLPOOL (США), ASKO, ELECTROLUX (Швеция), LG, SAMSUNG (Корея). К маркам, появившимся на отечественном рынке сравнительно недавно, относятся BEKO (Турция), GORENJE (Словения), HOOVER (Великобритания), HANSA (Германия). Доля стиральных машин в ассортименте этих производителей различна. Так у Asko и Zanussi - это 70%, у Miele и Candy - 50%. У некоторых производителей ассортиментный ряд практически в равных частях делится между стиральными машинами, плитами и посудомоечными машинами, поэтому доля первых сокращается до 30-40% (Ardo, AEG, Ariston, Electrolux, Indesit) или даже до 25% (Bosch, Siemens). Есть производители, которые производят стиральные машины для расширения ассортимента, например, Hoover - 15% (основное направление - пылесосы) или корейские компании Samsung и LG, доля стиральных машин у которых - порядка 7%.

Российские производители представляют марки: «Атлант», «Вятка», «Евго», «Ролсен» и «Фея», ЗВИ, «Малютка», «Ока», «Эврика». Эти приборы относятся к разряду наиболее дешевых - стоимость отечественных моделей, как правило, не превышает $ 200-250. Фирма «Вятка» является ветераном отечественного рынка стиральных машин. Сегодня в ее ассортименте имеется две серии машин - автоматов: «Мария» и «Катюша» (узкие с глубиной 42 см, с загрузкой 3,5 кг), отличие моделей внутри серии также состоит в скорости отжима. Компания «Ролсен» для расширения ассортимента бытовой техники ввела линию стиральных машин (порядка 7 моделей). В 2002 г. на российском рынке появились малогабаритные машины - автоматы под маркой «Фея». Максимальный объем загрузки у них - 2,2 кг, а малые габариты (ширина - 44 см, высота 70 см) и небольшой вес (18 кг) делают их мобильным вариантом для часто переезжающих людей. Стиральные машины отечественного производства имеют механическое управление, обеспечивают минимальный набор функций, но просты в эксплуатации. Основное их преимущество очевидно - доступность для широкого класса покупателей.

Среди иностранных стиральных машин эконом-класса ($ 300-400) - по большей части итальянские и корейские модели. К числу самых дорогих марок относятся ASKO, SIEMENS, AEG, MIELE. Стоимость этих изделий может доходить до $ 1300-2000.

Исходя из того, что большинство отечественных нормативных документов, связанных с классификацией стиральных машин, устарело и они не отвечают современным требованиям, сделаем попытку упрощенной классификации, основываясь на том парке стиральных машин, который в настоящее время представлен на российском рынке бытовой техники. Современные стиральные машины делятся по способу активации моющего раствора: с вращающимися рабочими органами, вибрационные, с направленным потоком жидкости или воздуха.

Стиральные машины первого типа самые распространенные. Из используемых в нашей повседневной деятельности мы знаем стиральные машины активаторного (вспомните известную нам МАЛЮТКУ и другие машинки, получившие широкое распространение в середине прошлого века) и барабанного типов (почти все современные стиральные машины).

Отметим, что стиральные машины активаторного типа имеют бак, в котором имеется вращающийся активатор (лопасти, диск с лопастями). Хотя возможен другой вариант - активатор стоит на месте, а вращается бак, но, повторимся - этот вариант в быту уже давно не встречается. Ничего мудреного в этих машинках нет - они просты и дешевы. Правда, о качественной стирке в подобных стиральные машины для бытового применения можно забыть.

Есть еще один класс стиральных машин - так называемые воздушно-пузырьковые. В них перемешивание моющего раствора (и вымывание грязи из белья) происходит за счет того, что в раствор с помощью специального нагнетателя формируются воздушные пузырьки. Эти пузырьки имеют значительное проникающее действие - они как бы вталкивают белье в объемный водяной поток, тем самым, увеличивая эффективность стирки. Однако в последнее время по разным причинам подобные стиральные машины производятся в малых объемах.

Другое дело - стиральные машины барабанного типа, они получили наиболее широкое распространение. В основном, эти машины конструктивно различаются только по способу загрузки белья - с вертикальной и фронтальной загрузкой. За счет различных дополнительных технических нововведений качество стирки на машинах этого типа может быть не хуже, чем в стиральные машины, предназначенных для стирки в промышленных масштабах. Основа такой машины - бак с моющим раствором, в котором вращается барабан с загруженным в него бельем.

Приведем основные параметры, по которым классифицируются стиральные машины: по степени механизации и автоматизации процессов обработки белья (малогабаритные активаторного типа, полуавтоматические (например, ЭВРИКА), автоматические и автоматические стирально-сушильные); по возможности нагрева раствора с моющими средствами; по скорости отжима (по классу отжима - степени остаточном влажности белья - существует международная буквенная классификация); по размерам и типу корпуса (классические полноразмерные, вертикальные, встраиваемые, узкие и др.); по максимальному весу загружаемого (сухого) белья; по набору основных программ стирки и дополнительных функций; по возможности сушки белья; по системе управления (механическая, электронно-механическая, электронная); по энергопотреблению (существует международная буквенная классификация); по классу (качеству) стирки (существует международная буквенная классификация) и др.

I. Теоретические аспекты методов получения знания.

1.Наблюдение
Научное наблюдение, как наиболее элементарный метод, лежит в основе всех методов получения знания. И измерение, и сравнение включают в себя наблюдение, но последнее может осуществляться и без первых. В науке наблюдение используется для получения информации относительно исследуемой области, а также для проверки и обоснованности истинности эмпирических суждений. Научное наблюдение – это метод познания, который заключается в преднамеренном, целенаправленном, непосредственном, систематическом восприятии предметов и явлений внешнего мира. В акте наблюдения можно выделить: 1) объект наблюдения; 2) субъект наблюдения (наблюдатель); 3) средства наблюдения; 4) условия наблюдения; 5) систему знаний, исходя их которой задают цель наблюдения. Следует подчеркнуть следующие особенности наблюдения: — опирается на развитую теорию или отдельные теоретические положения; — служит решению определенной теоретической задачи, постановке новых проблем, выдвижению новых или проверке существующих гипотез; — имеет обоснованный планомерный и организованный характер; — является систематичным, исключающим ошибки случайного происхождения; — использует специальные средства наблюдения — микроскопы, телескопы, фотоаппараты и т. п., существенно расширяя тем самым область и возможности наблюдения. Важнейшим требованием к наблюдению является требование интерсубъективности. Это подразумевает, что наблюдение может повторить каждый наблюдатель с одинаковым результатом. Лишь при соблюдении этого требования результат наблюдения будет включен в науку. Интерсубъективность наблюдения важна потому, что она свидетельствует об объективности результата наблюдения. Если все наблюдатели, повторившие некоторое наблюдение, получили один и тот же результат, то это дает нам основание считать результат наблюдения объективным научным свидетельством. Конечно, интерсубъективность наблюдения не может с достоверностью обосновать его результат, так как заблуждаться могут все наблюдатели (если все они, например, исходят из ложных теоретических предпосылок), однако интерсубъективность предохраняет нас от ошибок того или иного конкретного наблюдателя. Наблюдения разделяются на непосредственные и косвенные. При непосредственном наблюдении ученый наблюдает сам избранный объект. Однако далеко не всегда это возможно. Например, объекты квантовой механики или многие объекты астрономии невозможно наблюдать непосредственно. О свойствах таких объектов мы можем судить лишь на основе их взаимодействия с другими объектами. Подобного рода наблюдения называют косвенными наблюдениями. Косвенное наблюдение опирается на предположение об определенной закономерной связи между свойствами непосредственно наблюдаемых объектов и наблюдаемыми проявлениями этих свойств, и содержит логический вывод о свойствах ненаблюдаемого объекта на основе наблюдаемого эффекта его действия. Например, изучая поведение элементарных частиц, физик непосредственно наблюдает лишь их треки в камере Вильсона, которые представляют собой результат взаимодействия элементарной частицы с молекулами пара, заполняющего камеру. По характеру треков физик судит о поведении и свойствах изучаемой частицы. Следует заметить, что между непосредственным и косвенным наблюдением нельзя провести резкой границы. В современной науке косвенные наблюдения получают все большее распространение по мере того, как увеличивается число приборов, используемых при наблюдении, и расширяется сфера научного исследования. Наблюдаемый предмет воздействует на прибор, а ученый непосредственно наблюдает лишь результат взаимодействия предмета с прибором. В наблюдении активность субъекта еще не направлена на преобразование предмета изучения. Объект либо остается недоступным целенаправленному изменению, либо сознательно ограждается от возможных воздействий с целью сохранения его естественного состояния. Возможность зафиксировать объект в его естественном состоянии – преимущество метода наблюдения.
Не вызывает сомнений, что вести точное наблюдение возможно, но мы порой не удосуживаемся это делать. Часто мы смотрим на мир сквозь очки, окрашенные нашим опытом и убеждениями. Если мы убеждены, что черные более спортивны, чем белые, то мы, скорее всего, будем «видеть», что в баскетбольном матче конкретный черный спортсмен переигрывает белого спортсмена — даже если этого не происходит. Если мы убеждены, что итальянцы вспыльчивы по натуре, мы, скорее всего, «увидим», как итальянец демонстрирует угрожающие жесты и готовится ударить другого человека, когда наблюдаем за ним в оживленном споре, — даже если эти жесты в реальности не выражают враждебности. Как именно такие искажения наблюдения происходят, может объясняться следующим образом:
Прежде чем мы увидим мир, нам о нем рассказывают. Прежде чем мы попробуем большую часть вещей, мы их воображаем. И эти предубеждения, если образование не наделит нас исключительной проницательностью, властно управляют всем процессом восприятия. Они маркируют определенные объекты как знакомые или незнакомые, подчеркивая различие, так что едва знакомое видится как хорошо знакомое, а чуть-чуть незнакомое как совершенно чуждое. Они пробуждаются слабыми сигналами, которые могут варьироваться от реального признака до смутной аналогии. Пробужденные, они наполняют новое видение старыми впечатлениями и проецируют в мир то, что было восстановлено в памяти.

2. Лекции

Лекция (от лат. lektio – чтение) представляет собой систематическое устное изложение учебного материала. С учетом целей и места в учебном процессе различают лекции вводные, установочные, текущие, обзорные и заключительные. В зависимости от способа проведения выделяют лекции:

› информационные. Они проводятся с использованием объяснительно иллюстративного метода изложения; это традиционный для высшей школы тип лекций;

› проблемные. В них при изложении материала используются проблемные вопросы, задачи, ситуации. Процесс познания происходит через научный поиск, диалог, анализ, сравнение разных точек зрения и т. д.;

› визуальные. Они предполагают визуальную подачу материала техническими средствами обучения, аудио– и видеотехники, мультимедийных технологий, с кратким комментированием демонстрируемых материалов;

› бинарные (лекция-диалог). Они предусматривают изложение материала в форме диалога двух преподавателей (например, ученого и практика, представителей двух научных направлений и т. д.);

› лекции-провокации, т. е. занятия с запланированными заранее ошибками. Это делается с расчетом на то, чтобы стимулировать обучающихся к постоянному контролю предлагаемой им информации и поиску неточностей в ней. Диагностика знаний слушателями и разбор сделанных ошибок осуществляются в конце лекции;

› лекции-конференции. Данный вид представляет собой научно-практическое занятие с заслушиванием докладов и выступлений студентов по заранее поставленной проблеме в рамках учебной программы. Итоги подводит преподаватель, он дополняет и уточняет информацию, формирует основные выводы;

› лекции-консультации. В них материал излагается в виде вопросов и ответов или вопросов, ответов и дискуссий.

Лекции могут подразделяться и по другим основаниям. Например, по общим целям выделяют лекции учебные, агитационные, пропагандистские, развивающие, воспитывающие. По содержанию дифференцируют академические и научно-популярные лекции По способу воздействия на слушателей различают лекции, действующие на уровне эмоций, пониманий, убеждений.

Метод извлечения знаний из лекций предполагает, что эксперт передает свой опыт инженеру по знаниям в форме лекций. При этом инженер по знаниям может заранее сформулировать темы лекций. Если этого не удается сделать, то когнитолог конспектирует лекции и задает вопросы. Качество информации, предоставленной экспертом в ходе лекции, определяется четкостью сформулированной темы, а также способностями лектора в структурировании и изложении своих знаний и рассуждений.

Одна из возможных классификаций людей по психологическим характеристикам делит всех на три типа:

· мыслитель (познавательный тип);

· собеседник (эмоционально-коммуникативный тип);

· практик (практический тип).

Достоинства:

- Свобода самовыражения для эксперта;

- Структурированное изложение;

- Высокая концентрация;

- Отсутствие влияния аналитика и его субъективной позиции.

Недостатки:

- «Зашумленность» деталями;

- Слабая обратная связь;

- Недостаток хороших лекторов среди экспертов-практиков.

В структуре лекций обычно различают три части: вводную, основную и заключительную. В первой части формулируется тема лекции, сообщаются ее план и задачи указывается литература (основная и дополнительная) к лекции, устанавливается связь с предшествующим материалом, указывается теоретическая и практическая значимость темы. В основной части раскрывается содержание проблемы, обосновываются ключевые идеи и положения, осуществляется их конкретизация, обозначаются связи, отношения, анализируются явления, дается оценка сложившейся практике и научным исследованиям, раскрываются перспективы развития. В заключительной части подводится итог лекции, кратко повторяются и обобщаются ее основные положения формулируются выводы, факты; здесь же могут быть ответы на вопросы слушателей.

Анкетирование

Преимуществом методов анкетирования является то, что анкета или вопросник составляются инженером по знаниям заранее и используются для опроса экспертов. Составление анкеты следует проводить с учетом рекомендаций, выработанных в социологии и психологии. Основными требованиями к анкетам являются следующие:

1. Анкета не должна быть монотонной и однообразной, чтобы не вызывать скуку или усталость. Для этого необходимо разнообразить тематику и форму задания вопросов, включить вопросы-шутки и применить стиль игры.

2. Анкета должна быть приспособлена к языку эксперта.

3. Следует учитывать, что вопросы влияют друг на друга, поэтому важно расположить их в правильной последовательности.

4. В анкете должно содержаться оптимальное число избыточных вопросов, часть которых предназначена для контроля правильности ответов, а другая часть — для снятия напряжения.

Анкетирование - это процедура проведения опроса в письменной форме с помощью заранее подготовленных бланков. Анкеты (от фр. «список вопросов») самостоятельно заполняются респондентами.

Данный метод обладает следующими достоинствами:

- высокой оперативностью получения информации;

- возможностью организации массовых обследований;

- сравнительно малой трудоемкостью процедур подготовки и проведения исследований, обработки их результатов;

- отсутствием влияния личности и поведения опрашивающего на работу респондентов;

- невыраженностью у исследователя отношений субъективного пристрастия к кому-либо из отвечающих,

Однако анкетированию свойственны и существенные недостатки:

- отсутствие личного контакта не позволяет как, скажем, в свободном интервью изменять порядок и формулировки вопросов в зависимости от ответов или поведения респондентов;

- не всегда достаточна достоверность подобных «самоотчетов», на итоги которых влияют неосознаваемые установки и мотивы респондентов или желание их выглядеть в более выгодном свете, сознательно приукрасив реальное положение дел.

В современной психологии анкетирование считается вспомогательным методом исследования, в таких науках, как социология или демография - одним из основных, обеспечивающим, по некоторым данным, до 80% собираемой информации.

Рассмотрим основные виды вопросов в анкете.

По содержанию (или направленности) вопросов выделяют три вида:

1) о личности респондента, касающихся его пола, возраста, образования, профессии, семейного положения и т. д. Их наличие позволяет в дальнейшем обрабатывать материал анкетирования в пределах той или иной подгруппы людей, при необходимости сопоставляя сходную информацию из различных подгрупп;

2) о фактах сознания, предназначенных для выявления мнений, мотивов, ожиданий, планов, оценочных суждений отвечающих;

3) о фактах поведения, выявляющих реальные поступки, действия и результаты деятельности людей.

В зависимости от формы ответа вопросы подразделяются на закрытые, полузакрытые и открытые.

Закрытый вопрос содержит полный набор возможных ответов. При этом респондент лишь обозначает графически свой выбор из данных ему вариантов. Количество делаемых выборов (один или несколько) обычно оговаривается инструкцией.

Текстологические методы

Текстологические методы включают методы извлечения знаний, основанные на изучении текстов учебников, специальной литературы и документов. Текстология — это наука, целью которой является практическое прочтение текстов, изучение и интерпретация литературных источников, а также рассмотрение семиотических, психолингвистических и других аспектов извлечения знаний из текстов. Схема извлечения знаний из специальных текстов приведена на рис. 8.6, где М1 — смысл, заложенный автором и основанный на его собственной модели мира; М2 — смысл, который постигает инженер по знаниям; I — интерпретация текста, изложенного словесно; Т — словесное изложение знаний; V — результат вербализации.

I. Теоретические аспекты методов получения знания. - student2.ru

Рис. 8.6. Схема извлечения знаний из текста

Научный текст Т, который формируется автором на основе модели M1, включает в себя пять компонентов, погруженных в языковую среду L; I. Теоретические аспекты методов получения знания. - student2.ru , где I. Теоретические аспекты методов получения знания. - student2.ru - первичный материал наблюдений; I. Теоретические аспекты методов получения знания. - student2.ru — система научных понятий; I. Теоретические аспекты методов получения знания. - student2.ru — субъективный взгляд автора; I. Теоретические аспекты методов получения знания. - student2.ru — дополнительная информация, не касающаяся научного знания (общие места); I. Теоретические аспекты методов получения знания. - student2.ru — заимствования. На процесс понимания (интерпретации) I и на модель М2 влияют следующие компоненты: М2 = I. Теоретические аспекты методов получения знания. - student2.ru , где I. Теоретические аспекты методов получения знания. - student2.ru - экстракт компонентов, почерпнутый из текста Т; I. Теоретические аспекты методов получения знания. - student2.ru — предварительные знания аналитика о предметной области; I. Теоретические аспекты методов получения знания. - student2.ru — общенаучная эрудиция инженера по знаниям; I. Теоретические аспекты методов получения знания. - student2.ru — личный опыт аналитика.

Автор книги, являющийся в данном случае экспертом, на основании собственной модели мира М1 пишет книгу, представляя свои знания в виде текста. Затем инженер по знаниям на основании своей модели знаний М2 и информации, почерпнутой из текста Т, интерпретирует знания эксперта. Схема процесса извлечения знаний из текста показывает, что смысл М1, заложенный автором книги, отличается от смысла М2, который постигает читатель (инженер по знаниям). Эти различия определяются тем, насколько развиты факторы I. Теоретические аспекты методов получения знания. - student2.ru , I. Теоретические аспекты методов получения знания. - student2.ru и I. Теоретические аспекты методов получения знания. - student2.ru у конкретного аналитика (читателя).

Немецкий философ и языковед В. Фон Гумбольдт так охарактеризовал сложную и трудно формализуемую процедуру взаимного понимания людей: «Люди понимают друг друга не потому, что передают собеседнику знаки предметов, и даже не потому, что взаимно настраивают друг друга на точное и полное воспроизведение идентичного понятия, а потому, что взаимно затрагивают друг в друге одно и то же звено цепи чувственных представлений и зачатков внутренних понятий, прикасаются к одним и тем же клавишам инструмента своего духа, благодаря чему у каждого вспыхивают в сознании соответствующие, но не тождественные смыслы».

Особую сложность представляет извлечение знаний из специальной литературы и методик, поскольку в них очень высока степень концентрации специальных знаний.

Простейший алгоритм извлечения знаний из текстов включает следующие шаги.

1. Составить «базовый» список литературы для ознакомления с предметной областью.

2. Выбрать текст для извлечения знаний.

3. Беглое знакомство с текстом. Провести консультации со специалистами для определения значений незнакомых слов.

4. Сформировать первую гипотезу о макроструктуре текста.

5. Внимательно прочитать текст и выписать ключевые слова и выражения, определив тем самым «смысловые вехи».

6. Определить связи между ключевыми словами, разработать макроструктуры текста в форме графа или реферата.

7. Сформировать новое представление знаний на основании макроструктуры текста.

Наши рекомендации