О некоторых, несвязностях в развитии и функционировании профессионала.

Сложные многофакторно обусловленные системы претерпе­вают и столкновения со средой, и внутренние противоречия; про­цессы их развития протекают не без "завихрений", не плавно.

Это нормально, диалектично, а что касается человека-"делателя", то и желательно, поскольку в некоторых пределах противоречия ведут к позитивному развитию, если вовремя осознаются и сопровождаются разумными тактиками, стратегиями выхода из складывающихся стечений внешних и внутрен­них обстоятельств (противоречия разрушают систему лишь то­гда, когда за указанные пределы выходят).

Например, человеку поручили дело по душе, но пока не по плечу — студента-первокурсника избрали председателем студен­ческой организации факультета. Тут есть некоторая несвязность, создающая, в частности, и внутренние напряжения у этого сту­дента ("Я еще плохо знаю факультет, боюсь не оправдать дове­рие..." и т.п.). Но поскольку и он, и окружающие это понимают, то происходят позитивные процессы: студент интенсифицирует процесс вхождения в курс дела, учится тому, что не умел, а окру­жающие ему содействуют, отмечают его даже малые успехи, под­бадривают; в результате новичок вырастает в хорошего лидера.

А вот другой вариант. Очень способный выпускник аспиран­туры приглашен работать сразу в три организации. Все пре­стижные. Разрешается совместительство. И человек начинает работать в трех местах. Где более интенсивно, где — менее. По­степенно привыкает не смущаться тем, что то в одном месте ра­боты, то в другом отделывается отписками, отговорками, а то и явной халтурой; привыкает не выполнять обещания, играть роль вечно занятого человека. Мобилизуется лишь в самых необхо­димых случаях. Это все же, согласитесь, не самый лучший вари­ант развития профессионала (если еще — не деградация, то и не прогресс).

Указанного рода "миллиграммы" психических фактов, сум­мируясь на жизненном пути, дают соответствующие устойчивые эффекты и в развитии, и в общественном положении профес­сионала. И их важно замечать и учитывать.

Итак, противоречия между человеком и средой и между внутри-субъектными психическими структурами могут вести не только к позитивному развитию его как профессионала, субъекта, личности, индивидуальности, но и к застою или даже к деградации.

В отношении ситуаций обсуждаемого рода нет бесспорных численных средств оценки, измерения тех или иных рассогласо­ваний, дисбалансов; полагаться приходится на "экспертное мне­ние", на здравое разумение, мудрость как самого субъекта, ока­завшегося в сложной ситуации, так и тех, кто приходит к нему с той или иной "душевной помощью". Ведь даже детям разъясня­ют, "что такое хорошо и что такое плохо". Полагаем, что не все задачи надо перепоручать электронным процессорам; то, что касается развития психики человека (в частности, и тех пределов обострения противоречий, которые не следовало бы преступать), пусть обсуждает и оценивает человеческий интеллект.

Следовательно, разумная тактика по отношению к профес­сионалу (включая и отношение профессионала к самому себе) должна состоять в том, чтобы, как минимум, знать о возможных типичных вариантах свойственных ему противоречий, чтобы не придти к ситуации слишком острого кризиса или личной ката­строфы на профессиональном пути.

Выделим (по А.К. Марковой [207]) следующие несвязности, дисбалансы указанного рода:

Противоречия между особенностями данного специалиста, профессионала (формирующегося, функционирующего) и социальной средой:

а) между ситуацией конкурентной на рынке труда и недос­таточно развитым умением или желанием человека ориентиро­ваться в социально-экономической ситуации и своевременно делать самостоятельные выборы в профессиональной области (скажем, использовать возможности внутрипрофессионального разделения труда, повышения квалификации или приобретения смежных профессий, переквалификации).

Не согласующаяся с социальной ситуацией особенность че­ловека может состоять и в том, что он не готов к возможным своим ошибкам, не имеет продуманных запасных вариантов вы­бора на случай неодолимых непредвиденных препятствий или не умеет "подать себя" как потенциального работника на новом месте;

б) между высоким уровнем квалификации работника, "знающего себе цену", и его использованием не вполне по на­значению со стороны работодателя, администрации — ситуа­ция "забивать гвозди микроскопом можно, но лучше бы не на­до". Результатом оказывается не только потеря ценного спе­циалиста для общества, но и его отрицательное эмоциональное состояние (хроническое недовольство со всеми возможными следствиями).

Кто-то здесь должен отрефлексировать ситуацию и понять ее нелепость (либо администрация, либо сам профессионал, либо психолог-консультант), поискать конструктивные исходы.

Противоречия внутри структуры самого профессионала как субъекта:

а) в структуре компетентности (знаний, умений, осведомленности, подготовленности, опыта):

• между специальной компетентностью и социальной — знает свое дело, но плохо, неверно понимает людей — ру­ководителей, подчиненных, если таковые есть, коллег; не­удачно или с трудом строит с ними отношения, часто "влипает" в конфликты; не ориентирован в вопросах со­циальной психологии, не интересуется ими, как бы не видит эту реальность;

• между специальной компетентностью и личностной — знает свое дело, но плохо, неверно знает и рефлексирует себя, свои психические состояния, функции, свойства; не ориентирован на какие-либо средства сознательной само­регуляции, самоизучения, самокоррекции; заметна душеведческая "слепота" в отношении себя и отсутствие вы­раженного интереса к соответствующей области явлений как к ненужному "копанию в душе";

• между однобокой личностной компетентностью и соци­альной — придавая значение своим психическим состояниям, переживаниям, плохо представляет себе внутренний мир других людей, приписывая им свои возможные со­стояния и принимая без заметной критики за истину то, что самому приходит в голову; человек мало способен "влезть в шкуру" другого и глянуть на ситуацию его гла­зами, с его стороны; это происходит безотчетно и поэтому человек может быть искренне убежден в правильности своих мнений о других, нимало не подвергая их пере­смотру; это закономерно ведет к затяжным и трудно одолимым межлюдским конфликтам на работе;

• между неравномерным освоением человеком отдельных уме­ний, действий и общей системой профессиональной дея­тельности — некоторые действия могут быть освоены очень хорошо, что порождает у человека на основании отдельных "точечных" успехов иллюзию своей высокой профессио­нальной успешности; другие умения, освоенные плохо, рано или поздно дают себя знать; если это недостаточно осознает­ся, в результате получаются как бы "неожиданные" неудачи, "срывы", травмирующие самого работника, дающие задерж­ки или регресс в росте мастерства;

б) в структуре личностных ценностей, ценностных ориента­ции:

• между ориентацией "на себя в деле" и "на дело в себе" — может слишком преобладать ориентация на показ себя, демонстрацию себя другим, тогда как реальный уровень мастерства и продукт работы могут мало волновать, по­скольку истинные причины не слишком высокого успеха могут выталкиваться из сознания и видеться ложно — "помешали", "не дают ходу" и пр.; как следствие, возни­кают снижение уровня работы над собой и достоинства самого продукта, замедление .роста мастерства или даже "застой" и деградация. Если преобладает, наоборот, ори­ентация только "на дело", то это тоже имеет некоторый нежелательный "край" — сниженная забота о здоровье, о поддержании себя в порядке, что в конце концов тоже может аукнуться снижением продуктивности и качества деятельности;

• между ориентацией на результат работы и на ее процесс — преобладание плохо сознаваемой установки на резуль­тат, достижение при недооценке процессуальной стороны работы — "результат любой ценой" — ведет к развитию специалиста либо как халтурщика, либо как человека, не­осмотрительно или даже неэтично пользующегося любыми средствами, включая и недозволенные, хотя и "уголовно не наказуемые"; здесь мы имеем как бы недостаточное пси­хологическое обеспечение результата, и он в конце кон­цов оказывается не наилучшим. Если же человек слишком застревает, увязает в процессуальной стороне работы, на­ходя в этом, впрочем, удовольствие, то при обычно высо­ком итоговом качестве результата человек, как говорят, платит слишком большую "психологическую цену": им могут быть недовольны в ходе работы, его могут счесть недостаточно продуктивным, торопить, долго недооцени­вать; это, в свою очередь, его гнетет, вызывает неприят­ные переживания;

• между ориентацией на саморазвитие и самосохранение — установка на саморазвитие связана с тенденцией брать на себя все новые и новые нагрузки, ограничивать отдых, сон; эта, казалось бы, благая направленность может в пределе привести к переутомлению, невротическим состояниям и последующему снижению работоспособности с такими следствиями, как неудовлетворенность собой вплоть до зачисления себя в категорию неудачников и пр. Установка на преобладание самосохранения, основанная на предпосылке типа "от работы кони дохнут", на деле приводит не к сохранению себя, а к задержкам профес­сионального развития, поскольку способности, умения развиваются в напряженной, активно мотивированной деятельности, а в покое они скорее утрачиваются. При­лагая к чему-то свои физические и. духовные силы, мы отнюдь не тратим их, а именно сохраняем, развиваем, приобретаем.

• между ориентацией на профессиональные образцы, эта­лоны (результата, процесса работы, стиля жизни), за­даваемые ближайшим социальным окружением, культивируемые в нем, и ориентацией на оригинальные образцы, построенные самим человеком и не до кон­ца известные и понятные окружающим (скажем, человеку навязывают "передовой опыт" кого-то из коллег, не заме­чая, что он сам генератор оригинального и ценного опы­та); сам интересующий нас человек не может не испыты­вать при этом противоречивых переживаний, которые могут усугубляться, если он склонен считаться с мнением других и недооценивать себя;

• между деловой ориентацией на узкую специальность и склонностью к универсализму, выраженными интересами к многим областям жизни и деятельности. Иногда челове­ку не просто жалко тратить время на то, что прямо не связано с его узкой специальностью, но он запрещает себе посторонние занятия, что ведет к ограничениям профес­сионального развития (хотя бы в том отношении, что в голову все меньше и меньше приходят широкие мыслен­ные сопоставления, сравнения; меньше условий создается для полезного анализа через синтез, широта интересов во многих профессиях является профессионально ценным качеством (скажем, в деятельности практического педа­гога, психолога, политика, руководителя, которым важно понимать именно разных людей); но за пределами разум­ного и в сочетании со склонностью удивить других, блес­нуть осведомленностью она ведет к поверхностному все­знайству;

в) в структуре человека как субъекта деятельности:

• между стойкими особенностями психики человека, кото­рые по случайному стечению обстоятельств оказались трудно совместимыми с работой именно по данной про­фессии. Скажем, хорошая память на знаковосимволические объекты, цифры, формулы плюс общительность, непоседливость, да еще и хорошие организаторские спо­собности у человека, занятого программированием для ЭВМ и подготовленного к этому. Работа у него ладится, но переживания неудовлетворенности тут неизбежны и... постепенно он находит себя в другом деле — становится менеджером;

• между особенностями проявлений активности в профес­сиональной и внепрофессиональной областях. Например, человек находит в себе силы быть сдержанным, внима­тельным к людям на работе, но невольно "выпускает пар" дома, среди родных, где он вспыльчив, бестактен или ху­же — тиран, хам. Ситуация тоже провоцирует не только внешние, но и внутренние конфликты; нет оснований ду­мать, что это благоприятно с точки зрения совершенство­вания профессионального мастерства;

• между темпами развития мотивационных и операцио­нальных составляющих деятельности — человек еще не овладел техникой исполнения дела, а уже хочет "хватать звезды", берет на себя творческие функции; в результате — высока вероятность неуспеха с сопровождающими это переживаниями. Возможно и обратное — человек уже технически перерос те задачи, к которым обращен, но у него еще не сложились побуждения к более сложным ви­дам деятельности, скажем, по причине заниженной само­оценки — так называемой "ложной скромности" — или из-за того, что не склонен к бескорыстной инициативе в условиях, когда за инициативу не ожидается поощрение; это тоже виды внутренних тормозов на пути развития профессионала;

• между процессами развития и компенсации личных ка­честв, содействующих или препятствующих успеху в рабо­те. По разным причинам человек может осознавать или не осознавать, использовать или не использовать сильные свои стороны, качества и соответственно преодолевать или оставлять без внимания слабые; скажем, он переоце­нивает свою память, которая его обычно не подводит, не создает себе хранилище внешней памяти в виде хотя бы записей, а после тратит уйму времени на поиск утрачен­ной нужной информации.

Упражнение

Ценно, если при ознакомлении с текстом параграфа у вас в созна­нии возникали критические соображения ("наоборот", "не совсем так" и пр.). Мобилизуя свой опыт:

а) приведите примеры (или контрпримеры) на описанные выше разновидности противоречий развития профессионала;

б) если есть основания, измените приведенную группировку "дисбалансов" в желательном для вас направлении (сделайте другую, возможно, лучшую).

Вопросы и темы для размышления и разработки

1. Что-то уж слишком много тонкостей надо знать о субъек­те... не помешает ли это быть нам счастливыми ("Во многой мудрости много печали" Екклесиаст).

2. Какие из описанных выше несвязностей в субъектном раз­витии вам довелось пережить лично?

3. Нет ли в вашем окружении людей, характеризующихся теми или иными из описанных несвязностей? Возможно, вы су­меете им помочь.

Тема 1. Типичные внутрисубъектные рассогласования сту­дентов и возможные пути "душевной помощи" им (варианты в зависимости от курса обучения специальности).

Тема 2. Типичные внутрисубъектные рассогласования начи­нающих профессионалов (молодых специалистов, новичков в сфере труда) и возможные пути "душевной помощи" им (варианты в зависимости от специальности).

Тема 3. Типичные внутрисубъектные рассогласования про­фессионалов, завершающих трудовой путь (предпенсионный возраст, ситуация "шока отставки" и т.п.) и возможные пути "душевной помощи" им (варианты в зависимости от обществен­ного статуса, специальности, возраста).

Некоторые вопросы психологии профессий

Термин "профессия" (о его происхождении см. раздел 1.6) в специальной литературе употребляется в наши дни по крайней мере в четырех разных значениях, и поэтому приходится всякий раз определять, о чем идет речь. Рассмотрим типичные выска­зывания: "Эта профессия требует от человека усидчивости", "Представители данной профессии должны быть общительны­ми", "У него есть профессия", "Чтобы описать профессию, нужно наблюдать профессионала на его рабочем месте".

В приведенных утверждениях интересующее нас слово упот­реблено соответственно в следующих значениях:

1. Область при­ложения сил человека, или, если избежать слова "силы", область, в которой человек осуществляет свои трудовые функции.

2. Общность людей, занятых определенного рода трудовыми функциями.

3. Подготовленность (знания, умения, навыки, ква­лификация), присущая человеку, благодаря которой он оказыва­ется в состоянии выполнять определенного рода трудовые функции.

4. Деятельность, работа профессионала, т. е. сам "живой" распределенный во времени процесс реализации тру­довых функций.

Все эти варианты понимания термина правомерны в том смысле, что каждому из них соответствует вполне определенная реальность. Более того, все обозначаемые рассматриваемым тер­мином реальные многопризнаковые системы взаимосвязаны, и, таким образом, термин всякий раз употребляется "по делу".

Профессия как социально фиксированная область возмож­ного осуществления определенных трудовых функций существу­ет в виде множества трудовых постов, распределенных в общест­ве. Каждый такой трудовой пост может быть и вакантен, т. е. может существовать как бы "без человека", но даже и в этом случае он потенциально предъявляет некоторый комплекс тре­бований к тому человеку, который намеревается этот пост занять, или к тому, кем хотят заместить соответствующую вакансию, скажем, руководители трудового сообщества.

Профессия как общность людей относительно независима от соответствующей системы трудовых постов в том смысле, что отдельные люди не перестают быть представителями данной общности профессионалов как в свободное от работы время, так и при перемене места работы. Они характеризуются определен­ным самосознанием, складом личности, ума (менталитета) с со­ответствующими социально типичными, профессионально ти­пичными и индивидуально своеобразными чертами. У каждого из нас есть интуитивное представление о типичном биологе, инженере, учителе, бухгалтере, музыканте и т.д. Психологиче­ские проблемы профессиональных общностей изучены в нашей науке пока еще мало. Разработка этих проблем имеет важное значение для информационно-психологического обеспечения практики руководства профессиональным самоопределением, воспитания будущих профессионалов. Выбрать профессию — это не только облюбовать себе будущую работу, но и влиться в определенную общность людей с их специфической субкульту­рой, принять и соответствующий образ мыслей, и образ жизни.

Вопросы подготовленности, профессиональной квалифици­рованности человека разрабатываются, прежде всего, в профес­сиональной педагогике (обычно — в нормативном плане, т. е. как бы безотносительно к определенным людям, — в ответ на вопрос: "как должно быть?"). Психологический подход к этому делу должен давать ответы на вопросы такого рода: "Какова пси­хологическая структура профессионального мастерства, профес­сионализма, каковы условия его формирования в зависимости от личных качеств человека?" Соответствующие проблемы ставятся и решаются в контексте психологических основ трудового обу­чения, профессионального образования, индивидуального стиля деятельности [61], [71], [109], [217], [283], [293], [305], [325], [331], [348], [355], [365], [373]; особое внимание вопросам про­фессионализма человека в возрасте зрелости уделяется в относи­тельно новой отрасли знания — акмеологии [2], [9], [33], [34], [80], [167].

Психологические проблемы деятельности на материале разных профессий представлены в нашей науке относительно полно. При этом наиболее повезло в последние десятилетия различным видам операторского труда, в связи с анализом которых возникла и бур­но развилась инженерная психология (см., например, [27], [45], [81], [101], [102], [130], [172], [188], [260 - 262], [343], [350] и др.). Она иногда даже противопоставлялась психологии труда. По вер­ному утверждению Ю.К.Стрелкова, "инженерная психология со­средоточена на проектировании, изучении и преобразовании сложных человеко-машинных систем" [318].

В тех случаях, когда профессия понимается как деятель­ность, распространенным подходом часто оказывалось рассмот­рение деятельности как самостоятельной сущности: бессубъект­ных информационных процессов, функций или функций, вы­полняемых как бы неким стандартным (усредненным) субъек­том. Важной и нелегкой задачей здесь являются, в частности, культивирование так называемого личностного подхода, рассмот­рение проблем деятельности и личности в их единстве.

Необходимым звеном профессиональной культуры работни­ка, занятого в сфере человеческих факторов труда, производства, является обзорная ориентировка в мире профессий. В связи с этим ниже будет кратко изложена одна из возможных классификаций профессий. В основание первого яруса классификации положен признак предмета (предметной области) труда. Принимая во внимание не вызывающее особых споров понимание развития форм материи и представление о типах объектных систем, с ко­торыми взаимодействует в профессиональном труде человек, можно выделить пять типов профессий. А прини­мая во внимание основные уровни профессиональной подготов­ки в каждом случае, можно в пределах каждого типа выделить по три разновидности. В результате мы полу­чим некоторое общеориентирующее системное представление мира профессий, упорядоченного в виде пятнадцати подтипов, или зон (табл. 2.1). С остальными ярусами рассматриваемой клас­сификации можно ознакомиться по литературе [140], [149], [156].

Приведем краткие примеры описаний профессий — профессиограмм (для целей общего профессионального просвещения молодежи), представляющих первые пять подтипов в соответст­вии с табл. 2.1.

1. Оператор по ветеринарным обработкам, (по О.Г.Носковой и О.Н.Чернышевой [349, вып.8, с. 15—18].). Одна из перспек­тив развития животноводства как отрасли сельского хозяйства — перевод его на промышленную основу. Создание индустриаль­ных комплексов по производству молока и мяса требует надеж­ной службы охраны здоровья животных. В крупных комплексах особенно опасны инфекционные заболевания.

Главная обязанность ветсанитара — помощь ветеринарному врачу или фельдшеру при всех обработках животных: осмотре, проведении прививок, операций, при переливании крови и т. д.

Очень важно умело обращаться с животными. Существуют специальные станки, в которых животных фиксируют для обра­боток (устанавливают, привязывают и пр.). Нужно знать видо­вые и индивидуальные особенности поведения, повадки живот­ных (приходится иметь дело с животными весом до полутонны и более). В работе могут быть неожиданные случаи, требующие от работника смелости, находчивости, сообразительности и расто­ропности. Так, ветсанитар должен уметь оказать животному пер­вую помощь при травмах, а в случаях, когда его нельзя вернуть к жизни, правильно забить его (мясо павшего животного непри­годно к использованию). Таблица 2.1

Обзорная группировка профессий

Тип профессий по главному признаку Типы профессий по признаку главного предмета труда
Разновидности необходимого профессионального образования П "Природа" - биологические системы Т "Техника" и неживые природные системы Ч "Человек" — социальные системы "Знак" -знаковые системы X "Художествен­ный образ"
Обучение непосредственно на про­изводстве, в профтехучилище, про­фессиональной школе
Обучение в среднем профессиональ­ном учебном заведении
Обучение в высшем профессиональ­ном учебном заведении

Ветсанитар должен знать назначение инструмента, готовить его к работе (например, стерилизовать шприцы для инъекций), обрабатывать раны животных, готовить их к операциям (убирать загрязнения, удалять в необходимых местах волосяной покров, дезинфицировать поверхность раны для последующей врачебной обработки).

Имеется ряд обязанностей, требующих повышенной акку­ратности, точности в работе (например, взвешивание и раздача микроэлементных добавок к корму).

Ветсанитар должен быть способен ответственно ориентиро­ваться на неявные реальности (такие, как активность вредных микроорганизмов, возможные отдаленные последствия наруше­ния правил в работе и т.п.). Кроме того, ему должно быть обяза­тельно свойственно ровное и положительное отношение к жи­вотным. Ибо они своеобразно чувствуют, например, злобность, неприязненное отношение людей к ним, и это отражается в их поведении, физиологических и хозяйственных показателях — снижается аппетит, а значит, прирост, привес, дойные коровы дают меньше молока.

Ветсанитар должен уметь преодолевать брезгливость и не бо­яться грязной работы, воспитать в себе привычку работать при неприятных запахах. Не бояться грязи — это не значит привык­нуть к ней и быть неряшливым, а толково с ней бороться. К за­ботам ветсанитара относятся создание и поддержание дезинфек­ционного барьера на входе в ферму и ее блоки (он наливает со­ответствующие растворы на специальные коврики, поддержива­ет чистоту в производственных блоках, пользуясь, в частности, средствами механизации труда, требует соблюдения чистоты от персонала фермы). От усилий ветсанитара, его тщательности в работе зависят не только производственные показатели хозяйст­ва, но и здоровье персонала.

Работать ветсанитарами могут юноши и девушки. Получить подготовку для работы ветсанитаром можно непосредственно на производстве или в некоторых сельских учебных заведениях ти­па профтехучилищ. Продолжить образование можно в средних и высших учебных заведениях зоотехнического, зооветеринарного, зооинженерного профиля (в связи с изменениями в системе профессионального образования целесообразно обращаться к периодически переиздаваемым справочникам).

2. Наладчик гибких производственных систем (по Г.П.Кузь­мину [349, вып. 9, с. 17 — 24]). Гибкое автоматизированное производство — завтрашний день машиностроения. ("Гибкость" здесь означает идею относительно легкого переналаживания технологических систем на новую продукцию — за счет не "выламывания" их звеньев, а за счет перепрограммирования управляющих блоков). Гибкая производственная система — это, например, участок станков с числовым программным управле­нием, соединенных единой транспортно-накопительной систе­мой. Этот комплекс управляется головной электронной вычис­лительной машиной. Кроме того, в гибкую производственную систему входит автоматически управляемая система складиро­вания заготовок и деталей, система автоматической техниче­ской диагностики, контроля износа инструмента, параметров изделий.

Поскольку в целом гибкая производственная система очень сложна, ее обслуживает группа, бригада наладчиков разных спе­циализаций (электронщики, механики, гидравлики, электрики и др.). Они не находятся неотлучно при данной системе, но могут быть заняты на других участках, приходя по сигналу вызова.

Наладчик должен отличаться большим интересом к технике, иметь четкое представление о расположении и функциях скры­тых от глаз элементов обслуживаемой системы, хорошо удержи­вать в уме разнообразные схемы поиска причин сложных неис­правностей, уметь правильно применять измерительные прибо­ры и мысленно проигрывать разные пути поиска, предусматри­вая их последствия, прежде чем фактически осуществлять те, которые наиболее правдоподобны в конкретной ситуации. Это важно, чтобы не тратить лишнее время на ненужную, быть мо­жет, разборку-сборку узлов, снятие кожухов и пр.

Важное качество, требуемое от наладчика, — способность быстро входить в деловой контакт и взаимопонимание со спе­циалистами разных технических профилей. Ведь наладчика мо­гут вызвать к обслуживаемой системе и вместе с электронщи­ком, и с механиком (а сам он, скажем, электрик). В иных случа­ях вызывается не бригада, а один определенный специалист-наладчик; надо уметь работать и в одиночку, самостоятельно ориентироваться в конкретной обстановке.

Работа по обслуживанию труднодоступных мест предполагает и неудобные позы, и ручные действия вслепую, а для этого нужны хорошо развитые двигательные навыки, ручная умелость. Оборудование "говорит" с наладчиком на языке, в частности, своих рабочих шумов, поэтому важна хорошая сенсорная тренированность (и слуховая, и вибрационная, кожно-температурная и др.), которая приходит с опытом.

Приобрести подготовку можно непосредственно на предпри­ятии на базе квалификации наладчика, полученной в соответст­вующем профессиональном учебном заведении. Продолжить об­разование можно во многих средних и высших профессиональ­ных учебных заведениях машиностроительного, электротехниче­ского, радиоэлектронного профиля.

3. Проводник пассажирского вагона дальнего следования (по Р.Д.Кавериной [349, вып. 2, с. 95 — 102]). Рабочая смена проводника начинается задолго до отправления поезда. В назна­ченное время бригада проводников (12—15 человек) собирает­ся, чтобы выслушать новые приказы, распоряжения руководства, отметить положительный и отрицательный опыты прошлого рейса, обсудить пути повышения культуры обслуживания пасса­жиров (здесь мы обратим внимание на нормативный вариант деятельности проводника и обойдем те ее стороны, которые по­рождены культивируемыми некоторыми людьми идеями лич­ного обогащения и соответственно искусством "как ободрать клиента", в данном случае — пассажира. — Е.К.).

После инструктажа проводник нового рейса принимает на­значенный ему вагон от проводника предшествующего рейса;

затем он получает необходимое пассажирам постельное белье, чай, сахар, возможно, другие продукты, а также свежие газеты, журналы, которые он должен реализовать во время рейса. Подготовленный состав вагонов за 30 — 40 мин до отправления по­езда подается на платформу посадки. Проводник занимает место на платформе у входа в вагон, уточняет по билетам необходимые данные (например, номер вагона, поезда), поскольку, например, малоопытные или, скажем так, слишком "предприимчивые" пассажиры могут занять места не в своем поезде или вагоне. Окончательная проверка билетов производится уже в пути сле­дования. При этом проводник собирает билеты в специальную папку с ячейками, чтобы хорошо ориентироваться, кто из пас­сажиров и до какого пункта следует, какие места в вагоне оказа­лись свободными. Это важно и для того, чтобы сообщить необ­ходимые сведения на ближайшую станцию (о свободных и осво­бождающихся местах), и для того, чтобы, если необходимо, раз­будить тех пассажиров, которым нужно выйти из поезда ночью, напомнить рассеянным пассажирам о необходимости своевре­менно собрать вещи и т.п.

Проводник в ответе за жизнь пассажира. Это обязывает его быть наблюдательным, предупредительным, заботливым, а в не­обходимых случаях требовательным. Он должен вовремя вклю­чать и выключать вентиляцию, следить за чистотой в вагоне. Бывают случаи, что в кассе продадут билет на верхнюю полку женщине с ребенком или старому человеку. Здесь проводник должен проявить чуткость, внимание, такт, чтобы уладить взаи­моотношения пассажиров, организовать обмен местами, если необходимо.

У пассажиров возникают деловые вопросы: "Как закомпо­стировать билет?","Где ближайшая гостиница в городе?", "Куда прибывает поезд?" и пр. В хороших бригадах проводников орга­низуются своего рода справочные бюро "добрых услуг" — име­ются справочные пособия о движении поездов, а также других видов транспорта на узловых станциях пути следования поезда.

Современный вагон — достаточно сложная техническая сис­тема, требующая грамотной эксплуатации (иногда даже случает­ся некоторый "перегиб" в построении подготовки проводников — их готовят как "эксплуатационников", не уделяя должного внимания вопросам общения с пассажирами, обслуживания их). Проводник должен знать устройство и работу электрооборудо­вания, вентиляции, водоснабжения и правила их использования. Он наблюдает за работой тормозов, ударно-тяговых устройств вагона (при подозрительном громыхании, скрежете и пр. он должен немедленно сообщить механику-бригадиру). Предметом внимания проводника является и поведение пассажиров (достаточно сказать, что из-за их небрежности может возникнуть пожар). Проводник заботится о чистоте в вагоне, проводит влажную уборку, заправляет вагон водой и в необходимых слу­чаях топливом (углем). На стоянках заботится о безопасной вы­садке пассажиров и посадке, о своевременном возвращении в вагон тех кто решил погулять по платформе.

По завершении рейса проводник окончательно наводит чис­тоту в вагоне и в установленном порядке сдает его сменщику.

От работника этой профессии требуются хорошее здоровье (нерегулярность нагрузки, "ломаный" режим сна и т.п.), ровное положительное отношение к разным людям, навыки вежливого обращения с людьми, "отстройка" от чисто личного плана об­щения и фиксация на деловой его стороне (ведь и пассажиры могут быть отнюдь не безупречными с точки зрения вежливости, корректности обращения друг с другом и с проводником). Про­водник обеспечивается форменной одеждой, имеет ряд льгот.

Получить необходимую подготовку можно в соответствую­щих профессиональных учебных заведениях типа профтехучи­лищ (в частности, для проводников вагонов международных со­общений предусматривается квалификация со знанием ино­странного языка). Продолжить образование можно в средних и высших учебных заведениях железнодорожного профиля.

4. Корректор (по Г.Т.Гвоздецкой [349, вып. 1, с. 120—126]). Каждый день в нашей стране с типографских конвейеров сходят миллионы экземпляров книг, не говоря уже о неисчислимой газетной продукции. Чтобы все, что мы читаем, точно соответ­ствовало издательскому оригиналу — отредактированной руко­писи, правилам грамматики и требованиям технологии поли­графического производства, в издательствах и типографиях тща­тельно и многократно проверяются оттиски с печатной формы будущего издания.

После того как авторская рукопись отредактирована, набрана и сверстана с помощью современных автоматизированных сис­тем, верстка попадает к корректору издательства. Он исправляет обнаруженные грамматические и синтаксические ошибки, ошибки набора, проверяет подписи под рисунками, схемами, диаграммами, соответствие их ссылкам в тексте, правильность нумерации (страниц, таблиц и пр.), следит, чтобы соблюдалось единообразие в сокращении слов и пр.

Корректор обращает внимание на длину строк, на расстоя­ние между словами и между буквами в слове, на точность вос­произведения таблиц, формул, рисунков, фотографий, на пра­вильность постановки скобок, расположения заголовков, даже на наличие так называемых "коридоров" (случайно получаю­щихся конфигураций пробелов, бросающихся в глаза). Все эти погрешности не улавливаются компьютерными программами проверки текстов — спеллерами.

После исправления верстка поступает на правку, и коррек­тор еще раз внимательно читает оригинал-макет, который и по­ступает в типографию. С полученной в результате набора печат­ной формы делают пробный отпечаток — корректурный оттиск, который с этого момента станет основным объектом труда кор­ректора типографии. Какие ошибки могут быть в печатной форме? Может случайно оказаться стертая литера (буква), не дающая четкого отпечатка, может вкрасться "чужая" (другого рисунка, размера, "полужирная" вместо "светлой" и пр.).

После того как корректор специальными знаками укажет за­меченные недостатки на оттиске, последний возвращается в цех для исправления печатной формы. Затем снова оттиск и снова работа корректора. Таким образом, корректоры прочитывают подготавливаемый к публикации текст несколько раз, прежде чем он увидит свет. При печати тиража корректор просматрива­ет отпечатанные листы через каждые пять-десять тысяч экземп­ляров (контроль качества печати).

Считку корректурного оттиска (сличение его с оригиналом) делают как в одиночку, так и вдвоем ("подчитчик" читает ори­гинал вслух, а корректор следит по оттиску; от того и другого требуются хорошее понимание тонкостей дела, взаимопонима­ние, бдительность). Чтобы контролировать текст на иностран­ных языках, надо знать иноязычные алфавиты, наиболее упот­ребительные сокращения и пр.

Из сказанного ясно, что корректор должен прежде всего иметь интерес к работе над текстом, любить корпеть над его тонкостями, видеть в нем множество — целый мир — интерес­ных признаков, особенностей. Только в этом случае он может быть собранным, предельно внимательным в своей работе (внимание само по себе не существует в человеке; одни внима­тельны к поведению, манерам детей, как например учителя, другие — к тонкостям технических шумов, например автомеха­ники, и т.д.).

Профессию можно приобрести в учебном заведении типа профтехучилища полиграфического профиля, а продолжить об­разование — в соответствующих средних и высших профессио­нальных учебных заведениях.

5. Маляр по художественной отделке зданий и помещений (по А.И.Смирнову [349, вып.5, с. 141—146]). Сравнительно несложно вымазать или обрызгать по инструкции помещение, здание, сооружение, чтобы получить влагозащитный, противопылевой или иной технический эффект. Но есть причины, вследствие которых искусство украшения жилища, обществен­ных зданий всегда было одним из важнейших видов эстетиче­ской деятельности человека. Результат, который должен быть получен "альфрейщиком" (так прежде называлась рассматри­ваемая профессия — от итал. al fresco), — эстетическое воздей­ствие помещения, здания на человека (помимо отчасти упомя­нутых технических эффектов).

Сначала альфрейщик тщательно анализирует поверхность, подлежащую обработке, определяет ее состояние. Затем удаляет старую краску, выступившие известковые соли. Если необходимо, удаляет ослабевший слой старой штукатурки, шпаклюет, грунтует поверхность (она может быть сложной, на ней могут быть лепные украшения, очертания которых важно сохранить). Для правильного выбора красочных составов требуются и опыт, и умение мысленно соотнести их с назначением обрабатывае­мого помещения, особенностями его освещения и др.

Маляр по художественной отделке может по эскизам худож­ника выполнять орнаментальные и изобразительные компози­ции, а также разделку поверхности под ценные породы дерева, камня, под ткани и пр. Выполняя роспись или разделку, альфрейщик постоянно анализирует ее декоративное решение, фор­му и пропорции деталей оформления, особенности используе­мых материалов, фактуру поверхности. В соответствии с задачей он может сам готовить необходимые трафареты, картоны. Тех­нология нанесения фона и рисунка достаточно сложна. Инстру­менты — ручные и механизированные (кисти, пульверизаторы). Высоки требования к зрительно-двигательной координации по­ведения и действий. Необходимы хороший художественный вкус, эстетическая культура.

Получить профессию можно в соответствующих учебных за­ведениях типа профтехучилищ, а продолжить образование — в средних и высших учебных заведениях строительного, художест­венного, художественно-конструкторского профиля.

* * *

Описание профессии (профессиограмма) в зависимости от той цели, ради которой оно составляется, может быть разным как по структуре, так и по объему. Выше мы привели описания про­фессий, которые могут оказаться полезными для предваритель­ной обзорной ориентировки в мире профессий, например, в связи с начальным обдумыванием выбора будущей профессии. Для целей профессионального отбора нужны иного рода описа­ния, содержащие указания о допустимых пределах варьирования тех или иных профессионально ценных качеств, выраженные в показателях какой-либо измерительной шкалы. Для построения педагогической системы (обучения профессии, воспитания бу­дущего профессионала) описание должно быть обстоятельным, детализированным.

Традиционно считались и считаются важными вопросы о ме­тодах изучения профессий и вопросы классификации, группиров­ки профессий для разных целей (для профориентации молодежи, для совершенствования систем профессионального образования).

Более подробно с указанными вопросами можно ознако­миться по литературе [4], [38], [43], [47], [53 - 55], [56], [58], [60], [70]. [73], [82]. [97], [107], [110], [114], [115 - 118], [120], [124], [133], [205], [215], [216], [218 - 223], [235], [265], [267], [270], [280], [285], [314],[323],[341],[354].

Упражнения

1. Разберитесь в приводимом ниже наборе высказываний (из кн. Профессиональная ориентация молодежи. М., 1978) и укажите, в каких случаях профессия понимается как "область", в каких — как "общность", в каких "подготовленность" или "деятельность":

а) "Существенной составной частью профпросвещения является пропаганда среди молодежи тех профессий, в которых ощущается большая нехватка...";

б) "Современное производство — это сложная система разделения труда с большим разнообразием профессий, измен­чивым по своей природе";

в) "Профессиональное просвещение ставит перед собой цель — ознакомить трудоспособное население... с формами и сроками овладения профессией";

г) "Профессиональное просвещение молодежи должно основываться на реальной потребности в конкретных профессиях";

д) "Данные профессиографии дают возможность... опре­делить требования профессии к работающему";

е) "Следует особенно подчеркнуть, что профпросвещение не должно ограничиваться озна­комлением учащихся с различными... способами и путями обучения... профессиям";

ж) "Используя местный материал, они... показывают значение конкретных рабочих профессий в решении поставленных за­дач";

з) "... наиболее прогрессивной отраслью профессиографии явля­ется ее раздел, посвященный конструированию новых профессий вза­мен стихийно переходящих к нам из прошлого".

2. Ниже перечислены некоторые известные вам по житейскому опы­ту области приложения сил трудящихся (обозначены заглавными буква­ми) и названия профессий (обозначены строчными буквами). Приведите в соответствие названия профессий с типами областей труда.

А. Биологические системы (растения, животные, их среда). Б. Технические системы, предметы материалы. В. Социальные системы (люди,их группы). Г. Знаковые системы (естественные и искусствен­ные языки, тексты, таблицы, формулы). Д. Системы художественного отображения действительности и художественного оформления среды обитания человека;

а) слесарь-сборщик, б) плиточник-мозаичник, в) продавец, г) каль­кулятор предприятия общественного питания, д) плодоовощевод, е) ткачиха, ж) лаборант государственной семенной инспекции, з) про­граммист для ЭВМ, и) бортпроводник воздушного флота, к) гравер.

Вопросы и темы для размышления и разработки

1. Разве может психолог труда сносно знать о всем мире профес­сий (ведь профессий тысячи, и профессионалы уделяют каждый своему делу лучшее время жизни)?

2. Как представить ориентировочную основу решения чело­века, выбирающего будущую профессию? Реализуемо ли это?

3. Неосведомленность о мире профессий не есть ли неосве­домленность об обществе? Или культурному человеку достаточ­но знать о сникерсах, памперсах, политических фигурах?

Тема 1. Компьютерные средства информационной поддерж­ки психолога-профконсультанта.

Тема 2. Профессиоведческая осведомленность как состав­ляющая общей культуры человека (о пингвинах, белых медве­дях знать важно, и о множестве профессий — не менее того).

Тема 3. Психолого-профессиоведческая информация в кон­тексте истории культуры (кстати, боги, созданные людьми, ле­пили горшки, ловили рыбу, шили одежду, учили, лечили, зани­мались вопросами организации и вообще отнюдь не бездельни­чали).

Наши рекомендации