Социология – это наука об обществе как социальной системе в целом, функционировании и развитии этой системы через ее составные элементы: личности, социальные общности, институты

СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ХАКАССКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

СОЦИОЛОГИЯ

Конспект лекций

Угдыжеков С.А.

Абакан - 2009

Оглавление

ПРЕДИСЛОВИЕ. 3

СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА.. 4

ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ.. 8

ПРЕДИСТОРИЯ И СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СОЦИОЛОГИИ КАК НАУКИ. 8

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЦИОЛОГИИ КАК НАУКИ ОБ ОБЩЕСТВЕ 12

РУССКАЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ. 16

СОВРЕМЕННЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ. 21

ОБЩЕСТВО КАК ЦЕЛОСТНАЯ СИСТЕМА. 25

СОЦИАЛЬНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ, СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ И МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ. 33

СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ 41

СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ. СЕМЬЯ.. 52

ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО.. 57

СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ.. 63

КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ.. 63

МИРОВАЯ СИСТЕМА И ПРОЦЕССЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ.. 68

СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ. 78

ПРЕДИСЛОВИЕ

Все возрастающее количество обществоведческой литературы, в том числе содержащей основы социологических знаний, предоставляет современному студенту, с одной стороны, широкие возможности по изучению, расширению и углублению знаний в области социологии, а с другой – подчас неоправданно перегружает его дополнительной информацией в случаях, когда необходимо получить систематизированные знания по определенному учебному курсу в сжатые сроки.

В этом случае необходимы учебные пособия, которые в краткой форме излагают основы курса и содержат необходимый и достаточный объем учебного материала, который должен освоить студент. Данное учебное пособие представляет собой один из вариантов изложения в доступной и краткой форме материала по вопросам, закрепленным Государственными образовательными стандартами по курсу «Социология» для неюридических специальностей. Студент, освоивший материал, изложенный в конспекте, получает знания по теории и основным отраслям социологии.

В пособии рассматриваются основные социологические понятия и категории, позволяющие осмыслить принципы и методы функционирования общества как целостной системы

Конспект лекций составлен с использованием следующих учебных пособий:

- Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.И. Добренькова. – М.: Гардарика, 1998.

- Гидденс Э. Социология М.: Эдиториал УРСС, 1999.

- Горбунова. М. Ю. Учебное пособие по общей социологии предназначено для самостоятельной подготовки к семинарам и экзаменам студентов очной и заочной форм обучения. М: изд-во ЭКСМО.

- Рябова Г.Б. Социология: Учебное пособие. - Томск: Томский межвузовский центр дистанционного образования, 2000.

- Токарева Е.М. Социология: Конспект лекций. - М.: МИЭМП, 2005.

Социология: Конспект лекций / составитель С.А. Угдыжеков. – Абакан: ХТИ, 2008.

Конспект лекций предназначен для студентов Хакасского технического института. Печатается по решению научно-методического совета Хакасского технического института.

© Составитель Угдыжеков С.А., 2009

СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА

1. Объект, предмет, структура социологического знания,
социология в системе социальных и гуманитарных наук,
взаимодействие социологии с другими науками.

2. Структура социологического знания.

3. Функции социологии. Социологические подходы в изучении
социальных явлений.

Понятие "социология" (от латинского socius — общественный и др.-греч. λóγος — учение) было введено в научный оборот в 1839 г. французским философом О.Контом. Эту дату принято считать началом самостоятельного существования социологии как науки.

Социология длительное время развивалась как составная часть философии. Но к середине XIX в. в западном обществе социологическое знание стало необходимо:

1) человеку-гражданину, чтобы рационально и с наибольшей эффективностью воспользоваться обретенными свободами и правами;

2) предпринимателям, политикам, государственным и общественным институтам власти, чтобы умело, в своих интересах использовать знание конкретных социальных механизмов, настроений, ожиданий людей, их предпочтений.

Под объектом исследования обычно понимают определенную часть окружающего нас материального или нематериального мира, реальность, существующую независимо от нашего знания о ней.

Объект социологии – общество.

Необходимо отметить, что единого мнения по вопросу о предмете социологии не выработано.В самом общем видепредмет исследования – результат деятельности ученого-социолога, т.е. это изучение общества как социальной системы и составляющих его элементов.

Социология – это наука об обществе как социальной системе в целом, функционировании и развитии этой системы через ее составные элементы: личности, социальные общности, институты.

Научное знание всегда основано на доказательствах, которые могут быть проверены. В социологии формулируются социальные законы. Сами социальные законы –это необходимые, существенные, повторяющиеся и устойчивые взаимосвязи между социальными явлениями и процессами, определяющие характер и общее направление развития общества, его общностей и институтов.

Социальные законы действуют во всех сферах человеческой жизнедеятельности. Как и все научные законы, они обладают следующими (общенаучными) признаками: 1) каждый из них может вступать в действие при наличии определенных, строго оговоренных условий; 2) при этих условиях закон действует всегда и везде без каких-либо исключений; 3) условия, при которых действует закон, реализуются не полностью, а частично, приблизительно.

Социология как самостоятельная наука имеет свои задачи:

- решает научные проблемы, которые связаны с формированием знания о социальной действительности, разработкой методов социологических исследований;

- изучает проблемы, которые связаны с преобразованием социальной действительности, анализом путей и средств целенаправленного воздействия на социальные процессы.

Особенно повышается роль социологии в условиях быстрых изменений, происходящих в нашем обществе, т.к. каждое принимаемое решение, каждый новый шаг, предпринимаемый властями, задевают социальные интересы, меняют положение, поведение множества взаимодействующих групп.

Социология, решая эти задачи, реализует общественные функции:

- познавательную или исследовательскую,

- мировоззренческую,

- прогностическую,

- практическую или социально-инженерную,

- управленческую,

- регулятивную и др., которые все взаимосвязаны и часто
взаимообусловлены.

Учебный курс социологии в техническом вузе выполняет просветительскую функцию.

Социология, как и многие другие науки, сначала развивалась в двух основных направлениях: фундаментальном и прикладном. Первое включает в себя социально-философское осмысление наиболее общих вопросов развития и функционирования общества. На этом уровне осуществляются связи социологии с философией, историей, культурологией, психологией, антропологией, политологией, экономикой и другими науками.

Однако о социальных проблемах нужно было не просто рассуждать. Их необходимо было решать. А для этого требовалась конкретная, оперативная и точная информация, т.е. эмпирические данные. С ними и работает прикладная социология.

Ни тот, ни другой уровень не пригодны для анализа социальных институтов, социальных общностей и процессов. Промежуточное звено – теории среднего уровня.

Таким образом, социологическое знание сегодня имеет три уровня, взаимосвязь и взаимодействие которых могут быть представлены следующей схемой:

Фундаментальные общесоциологические исследования Изучение социальных структур Изучение социального развития, интеграции, дезинтегр. Изучение развития личности Изучение моделей, методик, техники соц. иссл-й
 
    Теории среднего уровня Социальные институты Социальные общности Специализированные социальные процессы
  Семья Малые группы Процессы дезорганизации общества (преступность, наркомания, алкоголизм)
  Образование Организации Конфликты
  Наука, религия Страты, слои, классы Мобильность и миграция
  Искусство Профессиональные категории Урбанизация
  Армия Толпа Процессы коммуникации
  Политика Общности по территориальному признаку Общественные движения
  Труд   И т.д.   И т.д.
И т.д.    
 
   
Первичное обобщение эмпирических данных   Проведение эмпирических исследований в социальных группах и институтах

Реализовать все эти и другие функции социология может в тесной связи с другими науками, причем не только техническими, но и естественными, гуманитарными, общественными. Часто социология использует в своих изысканиях методы и приёмы, заимствованные из других наук, вместе с тем, обогащая другие науки широчайшим эмпирическим материалом, выводами и данными, полученными в ходе социологических исследований. Теснейшим образом социология связанна с философией, статистикой, экономикой, политическими науками и правовыми науками, медициной, биологией, рядом технических наук и другими.

ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ

Наши рекомендации