Инкульту рация и социализация
Берри Дж., Пуртинга А., Сигалл М., Дасен П. Кросс-культурная психология. Харьков, 2007. С. 42-53, 101-126
ИНКУЛЬТУ РАЦИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ
На рисунке различаются два процесса культурной трансмиссии: инкультурация и социализация.
Понятие инкультурации ... означает, что человек заключен в культуру или окружен ею. Через научение он овладевает тем поведением, которое в культуре считается необходимым. При этом процессе не происходит чего-либо преднамеренного или дидактического: часто научение осуществляется без специального учебного процесса. Процесс инкультурации втягивает родителей и других взрослых и сверстников в сеть влияний (вертикальную, непрямую и горизонтальную), все они могут ограничивать, формировать и направлять развивающегося человека. Конечным результатом (если инкультурация прошла успешно), является человек, который компетентен в языке, ритуалах, ценностях культуры и т. д.
\...\ Когда культурная трансмиссия включает преднамеренное обучение, направленное изнутри группы, мы имеем дело с процессом социализации. Ресоциализация происходит тогда, когда преднамеренные влияния приходят из-за пределов собственной культуры человека. Возможным результатом как инкультурации, так и социализации является развитие сходства в поведении в пределах культур и поведенческих различий между культурами. Таким образом, они являются важнейшими механизмами культуры, которые приводят к распределению сходства и различий.\...\
Процесс культурной трансмиссии не обязательно приводит к точному копированию паттернов культуры последующими поколениями. Он протекает где-нибудь в интервале от жесткой трансмиссии (с едва заметными различиями между родителями и детьми) до полного отсутствия трансмиссии (с детьми, которые не похожи на своих родителей). Тем не менее, мы можем говорить о том, что культурная трансмиссия тяготеет к полной, чем к своему отсутствию, но не проявляется в крайностях, так как любая крайность создавала бы проблемы для общества. Строгая трансмиссия не позволила бы появляться новшествам и изменениям, и, следовательно, способности реагировать на новые ситуации. В то же время, отсутствие трансмиссии не благоприятствовало бы согласованной совместной деятельности поколений.
\...\ Исследования культурной трансмиссии, использующие этнографический архив, определяются как «голокультурные», так как они позволяют изучать материалы из культур всего мира. В одном из таких исследований, Уайтинг и Чайльд попытались найти связь взрослой личности с практикой обучения детейпутем исследования способов объяснения болезни обществом. Были проанализированы этнографические данные из семидесяти пяти обществ и пять «систем поведения» (определенные как «привычки и обычаи, мотивированные общим стимулом и ведущие к общему удовлетворению»), включая такие типы, как оральные, анальные, сексуальные, зависимости и агрессии. \...\ Уитинг и Чайльд использовали их не только из-за статуса в психоаналитической теории, но также из-за отношения к трем первичным потребностям или побуждениям (голод, испражнение и секс), которые наряду с двумя другими типами поведения (зависимость и агрессия), вероятно, универсальным образом подвергаются социализации. Эксперты составили рейтинги практик в каждой из этих пяти областей по трем параметрам: начальное удовлетворение или терпимость ребенка, возраст социализации и строгость социализации.
В результате этого исследования получены два очень обобщенных вывода. Во-первых, по всему миру обучающиеся дети в некотором отношении идентичны - в том, что касается определенных универсальных проблем поведения. Во-вторых, воспитание ребенка отличается в разных обществах. В этой паре заключений содержатся два прототипных и наиболее часто используемых эмпирических результата, которые встречаются в кросс-культурной психологии и совпадают с «универсалистским» подходом. Это означает, что существуют некоторые общие параметры, которые служат для связи человечества воедино, тогда как индивиды и группы отличаются по своим типичным положениям по этим измерениям. \...\
В другом классическом исследовании, Барри и его коллеги смогли: (1) идентифицировать общие параметры воспитания ребенка; (2) классифицировать общества по этим параметрам; (3) показать некоторые характерные различия между воспитанием мальчиков и девочек и (4) увязать все это с особенностями экологических и культурных переменных (таких, как экономическая и социальная структура), тем самым, говоря о социализации в более широком контексте. Исследуем более подробно обе эти публикации.
К середине 1950-х годов внимание сосредоточилось на шести центральных параметрах воспитания ребенка, которые считаются присущими для всех обществ. Барри (1957, 1959) в своей работе определил их следующим образом:
1 воспитание повиновения: уровень, до которого детей обучают повиноваться взрослым;
2 обучение ответственности: уровень, до которого детей обучают брать на себя ответственность за пропитание или выполнение работы по дому;
3 обучение воспитанию: уровень, до которого детей обучают заботиться и помогать младшим братьям и сестрам или другим зависимым от их помощи людям;
4 обучение достижению цели: уровень, до которого детей обучают прилагать усилия для достижения стандартов совершенства в работе;
5 уверенность в своих силах: уровень, до которого детей обучают заботиться о себе и быть независимыми от помощи других при удовлетворении своих потребностей или желаний; обучение общей независимости: уровень, до которого детей обучают (через уверенность в своих силах, как определено выше) свободе от контроля, доминирования и надзора.
\...\ Вооружившись рейтинговыми данными, Барри и его коллеги решали, были ли независимыми друг от друга эти шесть параметров или же они были систематически связаны в разных культурах. Их анализ показал, что пять из шести параметров можно разделить на две группы. Одна группа («давление в сторону уступчивости») объединила обучение ответственности и повиновению; обучение заботе о младших членах семьи включено в эту группу с большой долей условности. Другая группа («давление в сторону самоутверждения») объединила обучение добиваться цели, уверенности в своих силах и независимости. Эти две группы коррелируют отрицательно. Поэтому был введен единственный параметр, на основании которого общества были расположены в зависимости от воспитания уступчивости, с одной стороны, и воспитания самоутверждения — с другой. Таким образом, шесть начальных параметров были сведены к единственному параметру.
Изменения культурной трансмиссии по этому параметру также были описаны как путь от «узкой» к «широкой» социализации. Узкая социализация (уступчивость) характеризуется повиновением и конформизмом, и, как считается, ведет к ограниченному диапазону индивидуальных различий, тогда как широкая социализация (самоутверждение) характеризуется развитием независимости и самовыражения, и, как полагают, ведет к широкому диапазону индивидуальных различий. \...\
Две другие проблемы: наличие половых различий при социализации и то, каким образом положение общества в зависимости от величины данного параметра может соотноситься с другими экологическими и культурными переменными. Чтобы исследовать первую из этих проблем, Барри (1957) расставил в соответствии с рейтингом пять из шести основных параметров (исключая обучение общей независимости) отдельно для мальчиков и девочек.
Результаты показали довольно ясно очерченные различия по четырем из пяти измерений. За исключением измерения обучения повиновению, девочки более часто социализировались на «уступчивость». Мальчики, наоборот, больше социализировались на «самоутверждение», о чем свидетельствует рейтинг показателей достижения цели и уверенности в своих силах (самоуверенности).\...\
При последующем анализе, Барри и его коллеги (1957) обнаружили, что величины этих гендерных различий в социализации коррелировали с другими особенностями общества. Во-первых, большие гендерные отличия при социализации ассоциируются с экономикой, которая сильно поощряет превосходство силы и преимущественное развитие моторных навыков, которые требуют силы, что характерно для мужчин. Во-вторых, они коррелируют с обычаями, которые соответствуют большой семейной группе с высоким уровнем общего взаимодействия. Чтобы объяснить эти различия, полезно обратиться к последующему анализу, в котором полнее исследован широкий экологический и культурный контекст социализации.
Экокультурные факторы
Барри и его коллеги в своем анализе попытались ответить на следующие вопросы:
Почему определенное общество выбирает такие практики воспитания ребенка, которые нацелены на формирование определенного типа личности или определенной типичной личности? Не потому ли, что такой тип личности является функциональным для взрослой жизни общества, а практики воспитания, которые ее формируют, таким образом, также функциональны?
Ответы на эти вопросы они начали искать с исследования одной из основных функций общества — экономических отношений между населением и его экосистемой. Для каждого общества экономическая форма существования определялась измерениями собирательства, охоты, рыбной ловли, животноводства или земледелия. По мнению Барри, при зависимости от животноводства (выращивание животных для молока и мяса) дальнейшее снабжение продовольствием лучше всего гарантирует точное соблюдение устоявшейся практики поддержания хорошего состояния стада. Полную противоположность представляют собой охота и собирательство. Здесь повседневное пропитание зависит от добычи каждого дня, перемены в энергичности и навыках, проявленных для получения еды, ведут к немедленной награде или наказанию: если изменение благоприятно, оно может привести к немедленной награде. Предположительно, общества, которые занимаются земледелием и рыбной ловлей, располагаются между обоими крайними полюсами.
На основе этих наблюдений, Барри и его коллеги доказывали, что в скотоводческих и земледельческих обществах, которые преуспели в «накоплении продовольствия», люди должны быть «добросовестными, уступчивыми и консервативными», в то время как в охотничьих и собирательских обществах (с низким уровнем «накопления продовольствия») люди должны быть, соответственно, «индивидуалистическими, самоуверенными и смелыми». Предполагая, что общества будут обучать своих детей этому, присущему взрослым, поведению, Барри (1959) прогнозировал наличие взаимозависимости между типом экономики, которая дает средства к существованию, и практиками воспитания детей. В выборке из 46 обществ корреляция между накоплением продовольствия и практиками социализации была положительной в аспекте воспитания ответственности и послушания и отрицательной относительно воспитания достижения цели, уверенности в своих силах и независимости. Когда была применена более глобальная мера социализации («упор на уступчивость против самоутверждения»), эти взаимосвязи прояснились еще более. Используя общую оценку уступчивости-самоутверждения, Барри (1959) обнаружил корреляцию +0,94 со степенью накопления продовольствия. \...\ Таким образом, существует сильное сходство между акцентом социализации и более широким экологическим и культурным контекстом.
\...\ Хендрикс также проводил критический повторный анализ данных. Он исследовал два вопроса: существует ли фактически основной параметр и связаны ли упоминающиеся вариации практики воспитания детей (и гендерные различия практики воспитании детей) с экономической деятельностью в обеспечениии пропитанием? Первый вопрос он исследовал с помощью факторного анализа двадцати четырех переменных социализации в 102 обществах. Один из результатов заключался в том, что переменные «самоутверждения» (уверенность в своих силах, достижение цели и независимость) формировали одно измерение, и оно не зависело от измерения «уступчивость», а было образовано ответственностью, повиновением и заботой о младших. Скорее всего, эти две группы не могут находиться на противоположных концах одного параметра.
Кроме того, гендерные различия не проявлялись ни по одному из этих параметров. По мнению Хендрикса, его повторная проверка связей социализации с экономикой показывает, что первоначальные выводы были чрезмерно упрощены. \...\
Гендерные различия
Вопрос о гендерныхразличиях при социализации широко обсуждают в кросс-культурной литературе. Манро и Манро пришли к выводу, что существуют модальные гендерные различия поведения в каждом обществе, и что в каждом обществе происходит определенное разделение труда по гендерному признаку. Эти два феномена, помимо того, что они универсальны, по-видимому, также взаимосвязаны функционально.
Соответствие между гендерными различиями в процессе социализации увеличивается, и они становятся более заметными и сильнее проявляются. Тот факт, что мужчины и женщины поступают по-разному, неудивителен, но все же вызывает интересные вопросы. Например, наблюдались ли во всех обществах различные врожденные тенденции поведения мужчин и женщин, а также — формировались ли в обществах особые практики социализации, чтобы усилить эти биологически обусловленные тенденции? Или же на общественные практики социализации просто влияют определенные физические различия между мужчинами и женщинами, наряду с теми практиками, которые отвечают за различия их поведения?
Рискуя все чрезмерно упростить, мы можем подвести итог по гендерным различиям в поведении, как они представлены в исследованиях. Данные показывают, что мужчины более самоуверенны, более ориентированы на достижение цели и доминирование, а женщины социально более ответственны, пассивны и покорны. Объяснить это можно тем, что различия поведения являются всего лишь итогом, пусть он почти универсален и практически никогда не обратим. Он варьирует в диапазоне от весьма больших величин фактически до нуля. Удовлетворительные аргументы объясняют как универсальность направленности различий, так и вариации величины различий.
При таком объяснении учтены экономические факты, включая разделение труда и практики социализации. Аргументация восходит к ранним антропологическим исследованиям, которые показывают, что разделение труда по полу универсально или почти универсально и весьма последовательно по содержанию. Например, почти во всех обществах пищу готовят преимущественно женщины. За заботу о детях, как правило, тоже отвечают они. Иногда эту обязанность выполняют совместно, но ни в одном обществе основная ответственность за этот процесс не является модальной практикой для мужчин. Эти различия часто рассматривают как те, что проистекают из биологически обусловленных, физических (а не поведенческих) различий, особенно из-за меньшей общей физической силы женщин и, более всего, из-за ее функций деторождения и заботы о ребенке. Отличные экономические роли мужчин и женщин, где последним отводится, главным образом, работа по дому, являются функциональным откликом. Вторым аргументом было предположение, что дифференцированная социализация развивалась как средство подготовки детей к принятию на себя обусловленных полом взрослых ролей. Следовательно, различия в поведении лучше всего рассматривать как продукт различных акцентов социализации, наряду с теми из них, которые, в свою очередь, отражают различные виды взрослой деятельности и надлежащим образом обучают ей.
\...\
Родительские этнотеории
Существует множество этнонаук, например, этноботаника, этногеология, даже этнопсихология. Они содержат знания и убеждения об определенных сферах жизни определенной культурной группы. Подобно этому, группы имеют конкретные знания и убеждения о воспитании, которые стали известны как родительские системы убеждений или родительские этнотеории.Эти убеждения, ценности и практики родителей и других людей, заботящихся о детях, отражают надлежащие способы воспитания ребенка и включают такие общие практики, как обеспечение эмоциональной привязанности и теплоты, регулярность питания и испражнения и даже развитие само по себе (например, когда ребенок должен научиться ходить, разговаривать, ездить на велосипеде, выбирать друзей). Эти убеждения и практики составляют процессы инкультурации и социализации, которые, как мы видели, изучались на протяжении долгого времени. Преимущество этой более новой концепции заключается в том, что она теснее связывает прежнюю литературу по практикам «детского воспитания» с экологическими и культурными контекстами, в которых те возникают.
Одним из примеров различных представлений о социализации является исследование Тобин и Девидсон, в котором видеозаписи детей в дошкольных учреждениях Японии и США были показаны учителям обеих стран. Учителя США сделали критическое замечание по поводу большого количества детей (около тридцати), которые находились на попечении японского учителя. А японские учителя, в свою очередь, посчитали меньший размер групп, предпочтительный в США, менее соответствующим цели обучения детей взаимодействовать с другими людьми. У учителей также имелись собственные представления о причинах плохого поведения детей (надлежащих путях разрешения проблемы), основанные на собственных культурных мнениях. Так, японские учителя склонны предполагать наличие ошибок в развитии отношений зависимости от матери, в то время как учителя США скорее ссылаются на наследственные факторы каждого отдельного ребенка.
Харкнесс и Сьюпер изучали кросс-культурные различия в регулировании паттернов сна у малышей. Родительские этнотеории играют важную роль в определении того, на сколько младенцев оставляют одних между кормлениями (как в Нидерландах) или забирают из кроваток, когда те проявляют признаки беспокойства (как в США). Харкнесс и Сьюпер изучили выборки малышей (в возрасте от шести месяцев до четырех лет и шести месяцев) и их родителей в поселках городского типа в Нидерландах и США, используя интервью и прямые наблюдения. Для голландских родителей важной проблемой была обязательная регулярность паттернов сна. По их мнению, дети, которые не высыпаются, становятся нервными; кроме того, малышам необходимо спать, чтобы расти и развиваться, действительно, такие представления поддерживаются также голландской системой здравоохранения. В США регулярные паттерны сна рассматриваются как то, что приобретается детьми с возрастом, к чему их следует принуждать. Из дневников, которые вели родители, выясняется, что голландские дети больше спят в раннем возрасте. Непосредственные наблюдения показали, что когда голландские дети просыпаются, они чаще находятся в состоянии «тихого пробуждения», тогда как американские дети чаще пребывают в состоянии «активной настороженности». Сьюпер и его коллеги предполагают, что это может отражать то обстоятельство, что американские матери чаще разговаривают со своими детьми и чаще до них дотрагиваются. Голландская родительская этнотеория гласит, что даже маленьких детей необходимо предоставлять самим себе; у них есть потребность организовать свое собственное поведение и занимать самих себя; это часть паттерна культурного ожидания того, что детям следует стать «независимыми».
На основании обзора литературы, Виллемсен и Ван де Вийвер отметили, что западные родители указывают более ранний возраст осваивания различных навыков детьми, чем родители других стран. Они проанализировали три возможных объяснения для этого факта на основе интервью с голландскими матерями и турецкими матерями-эмигрантками, которые проживали в Нидерландах, а также матерями-замбийками. Для каждого из восьмидесяти семи навыков матери указали возраст, в котором им овладевает ребенок (оценки варьировали от возраста менее одного года до возраста приблизительно девяти лет). Были выделены шесть типов навыков: физические, перцептивные, когнитивные, интра-индивидуальные, интериндивидуальные и социальные. Была подтверждена первая гипотеза, что в разных типах навыков различия будут проявляться по-разному. Различия в возрасте, в котором матери ожидали проявления физических навыков, в среднем, оказались незначительными. Относительно социальных навыков (таких, как помощь по дому, игра с братьями и сестрами и запоминание имен теть и дядей) матери Замбии сообщили о более позднем возрасте овладения ими, чем матери-голландки и турчанки. При этом матери-турчанки, проживающие в Нидерландах, указали более поздний возраст, чем собственно голландки. Для других четырех типов был обнаружен такой же паттерн: различия между выборками оказались меньше, чем различия в социальной сфере. Второе возможное объяснение, которое проверили Виллемсен и Ван де Вийвер, состояло в том, что кросс-культурные различия будут увеличиваться с возрастом овладения навыком. Действительно, они обнаружили криволинейную зависимость: нарастание различий продолжалось до пятилетнего возраста, но для навыков, которые осваивались детьми в более позднем возрасте, различия между этими тремя выборками уменьшались. Третье возможное объяснение заключалось в том, что причиной этих различий могли быть специфические контекстные переменные. Объединяя влияние статуса работы матери, ее образования и количества детей, а также их возраста, можно объяснить приблизительно третью часть кросс-культурных отклонений. Наиболее эффективными оказались прогнозы с учетом образовательного уровня и количества детей: матери с высшим образованием упоминали о меньшем возрасте овладения навыками, а многодетные матери указывали на более поздний возраст.
Эти несколько примеров исследований иллюстрируют, как различные аспекты развития объединяются в понятие «родительских этнотеорий». Во-первых, родители наблюдают за своими детьми в их социальном окружении. Во-вторых, родители, вероятно, отражают стандарты и ожидания культурного окружения, в котором они живут, не только при воспитании ими детей, но также и в их восприятии. В-третьих, родители и другие опекуны влияют на развитие детей через практики социализации, которые отражают их убеждения. Другим результатом оказалось то, что родители часто не осознают способы, которыми они направляют детей в определенное русло, и до какой степени они это делают. В более позднем исследовании по обучению выяснили,что культурная трансмиссия происходит во взаимодействующем окружении, в котором и родители, и дети принимают активное участие.
\...\
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ЛИЧНОСТИ В РАЗНЫХ КУЛЬТУРАХ
В области исследования личности существуют различные термины, такие, как мотив, черта и темперамент, относящиеся к устойчивым характеристикам человека. Эти понятия подразумевают постоянство во времени и ситуациях в паттерне поведения человека. Предполагаемое происхождение этого постоянства не всегда одно и то же. Темперамент, например, больше относится к биологической основе поведения, в то время как мотивы и черты личности могут быть связаны с влиянием социальной окружающей среды. Однако, как бы ни возникло предполагаемое постоянство, считается, что оно отражает психологическую предрасположенность человека, которая выражается в широком диапазоне его деятельности.
В этой части рассмотрим черты личности.Фиске определил черту как устойчивую характеристику с разной силой, которую приписывают людям. В литературе содержится большое число наименований черт, например, доминирование, общительность и стойкость. В принципе, можно прийти к всеобъемлющему набору черт, которые совместно охватывают все главные аспекты индивидуально-характерного поведения. Эту цель ставил перед собой Кеттелл. Уникальность человека в этой традиции представлена определенным набором различных черт характера. Поскольку люди в отдельной культурной группе оказывают некоторое влияние друг на друга, но не на людей в других социальных средах, следует ожидать различий модальной индивидуальности в разных культурах. Это означает, что кросс-культурные различия должны проявляться в той степени, в какой среднестатистический человек из культуры обладает определенной чертой.
Черты личности обычно измеряют с помощью личностных опросников для определения отдельных черт личности. \...\