В каждой строчке много точек
За счет чего же можно упорядочить движения глаз так, чтобы делать меньше фиксаций и при этом хорошо понимать текст?
Рис.10. Незавершенные рисунки.
Проведем небольшой эксперимент. Посмотрите, что изображено на рис. 10. Как правило, ответ не вызывает особых затруднений. Изображены бегущие мальчик и собачка, квадрат, круг, треугольник. А ведь рисунки незавершенные. Они составлены из совокупности штрихов, отрезков прямых линий, кружков.
Попробуйте прочитать следующие слова: к.пуста, морк.вь, маг.зин, цве.ы, уче.ик. Несмотря на то, что буквы пропущены, вы, очевидно, без напряжения читаете слово целиком, используя имеющийся у вас опыт опознания данных слов.
Можно читать половинчатые строки, у которых отсечена либо верхняя, либо нижняя части. Конечно, для точного и относительно беглого восприятия отсеченных частей строки или пропущенных букв имеет значение, какая часть (верхняя или нижняя) отсечена, а также, какие буквы (гласные или согласные) и в каком месте пропущены.
Попробуйте прочитать следующие два слова:
Б. кв., Сл.в.,
б. к. а, с. о. о,
. ук. а. . ло. о.
Хотя количество пропущенных букв в этих словах одинаково, скорость опознания слов разная, и зависит она от того, какие именно буквы и в каком месте пропущены.
Продолжим эксперимент. Прочтите следующие тексты.
Теперь прочтите эти четыре абзаца, напечатанные обычным способом.
Когда любой опытный читатель быстро пробегает глазами по строчкам печатного текста, правильно ли будет заключить, что все части букв и слов имеют равное значение или возможно, что некоторые из них оставляют больший след в сознании читающего, чем другие. Вероятно, большинство читателей склонно будет утверждать, что все элементы воспринимаемых ими очертаний имеют примерно равное значение.
Но существует эксперимент, который может доказать, что это не так. Обычно требуется больше времени, чтобы прочесть слова, когда видны только нижние половины букв, из которых они состоят, чем когда оставлены только верхние их половины. Верхние половины букв производят большее впечатление, т. е. несут в себе большее значение, чем нижние их половины.
Фактически наиболее существенными частями слов являются их начала и концы, а начала, в свою очередь, являются носителями большего значения, чем концы. Однако читать слова как по их первой, так и по последней части гораздо сложнее, чем по верхней или нижней половине, и читателю, вероятно, потребуется больше времени, чтобы прочесть каждый из этих двух последних абзацев, чем оба первых.
Умелые и опытные читатели могут прочесть список, состоящий из пятидесяти букв, расположенных вертикальными абзацами, примерно за пятнадцать с половиной секунд. Они также могут прочесть пятьдесят слов, состоящих из четырех букв каждое, за семнадцать секунд, а пятьдесят слов, из восьми букв каждое, примерно за девятнадцать с половиной секунд. Очевидно, нужно читать не все буквы и не каждое слово целиком.
Таким образом, исследования свидетельствуют о том, что читать можно и тогда, когда пропущены некоторые части текста. При этом восприятие зависит от того, какие именно части текста пропущены и где. В чем секрет такого чтения? Дело в том, что наше восприятие по своей природе не только избирательно, но целостно и обобщенно. Мы восстанавливаем текст, антиципируя, догадываясь, предвосхищая на основе нашего прежнего опыта. За счет этого свойства нашей психики и возможностей периферического поля зрения мы и читаем, пропуская части слов.
Таким образом, используя, с одной стороны, периферическое поле зрения, а с другой - способность антиципировать, догадываться, мы можем читать более экономно и рационально, делая меньше фиксаций на строку. Так, вероятно, и поступает быстрочитающий. Он пропускает глазами часть текста, восполняя читаемое за счет антиципирования.
Очевидно, все быстрочитающие люди обладают высокой степенью развития смысловой догадки, большой эрудицией. Но, чтобы реализовать свои способности к смысловой догадке, необходимо еще иметь и хорошо развитое вертикальное поле чтения. Это требование справедливо для всех видов выборочного чтения: ознакомительного, просмотрового, поискового и др.
Представьте себе, вы взяли в руки книгу и открыли ее на любой странице. Еще не читая, лишь бросив взгляд на страницу, вы увидите сразу несколько элементов: рисунок, таблицу, набранный разным шрифтом текст. И все это за один взгляд. Способность за одну фиксацию видеть большое число элементов в тексте тесно связана как с объемом кратковременной памяти, так и с объемом внимания, о котором мы будем говорить в следующих разделах книги. Такую способность полезно постоянно в себе развивать. Упражнения, проводимые с целью развития внимания и памяти, оказывают влияние и на вертикальное поле чтения. Рекомендуются упражнения со словесным ромбом, буквенными и цифровыми таблицами и др. Необходимо подчеркнуть особую роль регламентированного чтения. Этот вид тренировок предусмотрен всеми методиками обучения динамическому чтению.
Движения глаз при регламентированном чтении представляют собой зигзагообразную ломаную линию (рис. 11). Такая линия характерна для всех чудо-читателей. Они способны за несколько фиксаций понять содержание целой страницы. Для рядовых читателей подобная траектория движений глаз рекомендуется лишь в целях тренировки при чтении в установленном временном режиме. В начале тренировки следует выбрать такую скорость чтения одной страницы, которая превышает скорость обычного сплошного чтения в 1,5-2 раза, затем, постепенно увеличивая ее, довести до 15 секунд на страницу.
Напоминаем, что речь идет о выборочном, а не сплошном чтении. Поэтому перед читателем не ставится задача усваивать содержание текста так же, как при сплошном чтении. Да это вряд ли и возможно.
В результате многократных тренировок в установленном ускоренном режиме чтения в коре головного мозга происходит перестройка условно рефлекторных связен. При этом вырабатывается более быстрый стереотип чтения. Однако нельзя не сказать и об определенной опасности, связанной с тем, что у человека может развиться привычка поверхностного чтения. Поэтому вполне обоснованна тревога специалистов по поводу высокой скорости, но плохого понимания. Для того чтобы не произошло нарушения баланса между количеством и качеством при чтении, необходимо помнить, что регламентированное чтение может быть продуктивным
Рис. 11. Схема движения глаз при регламентированном
лишь при условии правильной организации тренировок, соблюдении основного принципа обучения: постепенность и доступность. Нарушение этого принципа приводит к дезорганизации процесса чтения, непониманию прочитанного, а в дальнейшем вырабатывает дурную привычку поверхностного чтения. И наоборот, если человек соблюдает принцип доступности и постепенности, он понемногу перестраивает свое чтение, вырабатывает в себе привычку читать в зависимости от поставленной цели без ущерба для качества чтения.
В методики обучения динамическому чтению включаются также упражнения, направленные на ускорение зрительного восприятия, развитие внимания, памяти, способности осмысливать информацию. Кроме того, человеку, овладевающему динамическим чтением, необходимо постоянно пополнять свой словарный запас - основу словесно-логической памяти, предпосылку развития механизмов антиципации. Таким образом, способность читать «целыми абзацами» за одну фиксацию основана не на увеличении поля зрения до страницы, а на комплексной интеллектуальной активности всех психических процессов человека при чтении, также на хорошо развитой смысловой догадке. Тренировать зрительное восприятие надо, но не в ущерб смысловому. Необходимо помнить об их разумном сочетании.
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ
Итак, зрительное и смысловое восприятия - это две стороны одной медали. Поэтому мы условно выделяем систему упражнений, направленную на совершенствование зрительного восприятия, на упорядочение движений глаз в процессе чтения, помня о том, что длительность фиксаций после достижения определенной скорости чтения (180 слов в минуту) остается постоянной.
Увеличение скорости чтения за счет сокращения числа фиксаций и регрессий достигается в результате выполнения упражнений, развивающих антиципацию и периферическое поле зрения. Одно из таких упражнений связано с использованием пленки-маски. Как приготовить это нехитрое «пособие», описано в разделе «Делай с нами, делай, как мы, делай лучше нас» («Советы Самоделкина»).
Подготовленную прозрачную, желтых оттенков пленку-маску определенного размера накладывают на текст таким образом, чтобы слева и справа оставались открытыми части текста (от трех до десяти знаков). На пленку в шахматном порядке с определенной частотой наносят маленькие непрозрачные штрихи, закрывающие при чтении часть текста. Читают только ту часть текста, которая находится под пленкой, антиципируя части, оставшиеся вне пленки и закрытые штрихами.
Примечание. Психологически очень трудно иметь слева и справа незакрытые участки текста и не читать их. Желтоватого цвета пленка-маска создает контраст между различными частями текста, что несколько снижает это психологическое неудобство, облегчает тренировку. Кроме того, черный шрифт на желтоватом фоне способствует созданию наиболее оптимальных физиологических условий для восприятия текста, не утомляет зрение.
Для развития вертикального поля чтения выполняют и другие упражнения. Для этого применяют буквенные и цифровые таблицы, словесные ромбы.
В процессе зрения наш зрительный аппарат много трудится. Глазное яблоко, этот живой фотоаппарат, приводится в движение с помощью трех пар мышц, мускулатуру которых необходимо постоянно тренировать и развивать. С этой целью упражняются на «визуирование», отработку маршрута слежения, для чего используют, например, известный тест «перепутанные линии». Такая тренировка полезна и для выработки устойчивости внимания.
Способность двигаться по строке в разных режимах вырабатывается упражнением «гимнастика для глаз». Выполняется оно следующим образом. На каждой строке читается только первое и последнее слово. Остальная часть строки «пробегается», прослеживается глазами.
Исследователи проблем динамического чтения И.З.Постоловский и Е. Г. Семенов предложили упражнение «разрезанные тексты». Выбранный для тренировки текст разрезается по вертикали на две или три части. Каждая часть сдвигается относительно другой на определенное расстояние по вертикали и горизонтали. Такой сдвинуто-раздвинутый текст читается как бы волнообразно, в результате чего тренируется мускулатура глаз, развивается способность визуирования. Необходимо быть очень внимательным, чтобы не теряя строку удерживать смысл читаемого. Таким образом, это упражнение тренирует также внимание и память.
Способность координировать работу зрительного аппарата и мышление в зависимости от выбранного режима и от темпа чтения развивает упражнение «медлённо -быстро». При выполнении этого упражнения для сплошного и выборочного чтения могут быть установлены разные режимы. При сплошном чтении можно чередовать предельна низкую скорость с предельно высокой, при выборочном читать, например, со скоростью 30-40 секунд на страницу (медленно) и 10-15 секунд (быстро). При этом необходимо обязательно анализировать, как воспринимается содержание в разных режимах чтения. Выработав в себе определенные навыки читать «медленно- быстро», вы можете перейти к режиму «штурма», режиму ограничения времени. Это чтение требует активизации физических и психических сил читателя. Оно способствует наращиванию скорости чтения, но увлекаться им не следует. Нельзя забывать о главном - осмыслении текста. Только научившись хорошо осмысливать текст, можно наращивать скорость. У людей, прошедших курс динамического чтения, изменяются параметры движения глаз и показатели чтения, о чем свидетельствуют данные, приведенные в табл. 3.
Таблица 3
Параметры чтения до и после обучения динамическому чтению
Читатель | Стадии измерения параметра | Длительность фиксаций (секунда) | Количество фиксаций на 100 слов | Количество регрессий на 100 слов | Количество слов на фиксацию | Скорость чтения (слов в минуту) |
До обучения | 0,24 | 1,09 | ||||
После обучения | 0,23 | 2,08 | ||||
До обучения | 0,25 | 1,18 | ||||
После обучения | 0,23 | 2,17 |
Примечание: Данные по первому читателю приводятся по результатам исследований американского психолога Е.Тейлора, по второму читателю данные получены советскими исследователями Б.В.Кулагиным и О.И. Мартынюком
В результате тренировок у читателей уменьшается количество фиксаций и регрессий, сокращается длительность фиксаций, увеличивается количество слов, приходящихся на одну фиксацию, а следовательно, возрастает скорость чтения,
ЧТЕНИЕ И ЗРЕНИЕ
Чтобы сохранить нормальное зрение, необходимо создать благоприятные условия для чтения. Лучше всего читать при естественном, дневном свете, расположившись у окна так, чтобы на книгу не падали прямые солнечные лучи - слепящий свет причиняет глазам не меньше вреда, чем недостаточное освещение. Вечером следует пользоваться настольной лампой. Лампа должна стоять с левой стороны, иначе на книгу будет падать тень. Читать в сумерках вредно, так как приходится слишком напрягать зрение.
Во время чтения работают мышцы не только глаз, но и всего тела. Поэтому при чтении сидеть надо поудобнее. Стул лучше всего поставить так, чтобы его край слегка, на 3-5 сантиметров, заходил под стол, руки (до локтей) должны лежать на столе.
Тот, кто низко склоняется над книгой, создает излишнюю нагрузку позвоночнику, это способствует развитию сутулости. Кроме того, при таком чтении может появиться близорукость. Книга должна лежать не горизонтально, а несколько наклонно, так, чтобы линия взгляда была перпендикулярна плоскости страницы. Можно прислонить книгу к какому-нибудь предмету под углом 45 градусов к поверхности стола либо приспособить для этих целей подставку, установив ее в 30-35 сантиметрах от глаз - такое расстояние наиболее благоприятно для зрения.
Некоторые любят читать лежа. Надо сказать, что при таком чтении сильно напрягаются глаза, снижается острота зрения. А главное, лежа трудно держать книгу так, чтобы она правильно освещалась и одновременно была перпендикулярна линии взгляда. Не рекомендуется читать во время езды. Книга дрожит, расстояние от нее до глаз постоянно меняется, что вредно для зрения. От долгого чтения устают не только глаза, но и мышцы шеи. Сами того не замечая, вы слишком близко склоняетесь над листом, что служит одной из причин развития близорукости.
Хорошее освещение, правильная и удобная поза при чтении, соответствующее расположение книги - все эти правила не сложны и не новы. Но, к сожалению, многие о них забывают в ущерб своему здоровью. Пренебрегая указанными правилами, вы легко можете испортить свое зрение.
«ГЕНИЙ -ЭТО НЕУСТАННОЕ ВНИМАНИЕ»
Внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира.
К. Д. Ушинский
«ГЛАЗА ЕГО ЧИТАЛИ,
НО МЫСЛИ БЫЛИ ДАЛЕКО...»
Вы, конечно, помните эти строки из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Чтение не может протекать целенаправленно и продуктивно, если читатель не сосредоточит своего внимания на содержании читаемого, на тех предметах, явлениях, ситуациях, которые описываются в тексте. Продуктивность чтения тесным образом связана с вниманием при чтении.
Внимание как психическое явление занимает в жизни человека особое место. Какой бы практической или познавательной деятельностью человек ни занимался, он обязательно должен «включить» свое внимание. Если человек невнимателен, его деятельность не может быть успешной.
Внимание - это свойство всех познавательных, эмоциональных и других процессов. Недаром французский биолог Жорж Кювье сказал: «Гений - это неустанное внимание».
Внимание - это направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо объекте. При этом под объектом следует понимать конкретный предмет, явление, вид деятельности, в том числе чтение. Направленность сознания - это выбор объекта, сосредоточенность – отвлечение от всего того, что не имеет отношения к выбранному объекту.
Рис. 12. Виды и свойства внимания.
На рис. 12 приведены виды и свойства внимания.
Познакомимся с основным содержанием внимания.
«ЧАПАЙ ДУМАТЬ БУДЕТ!»
Психологи различают три вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.
Непроизвольное внимание появляется без усилий со стороны человека. Вспомним сцену из хорошо известного фильма «Чапаев». После одного из боев с белыми бойцы из отряда Чапаева расположились на отдых. Одни ведут беседу, другие напевают. Стоит обычный шум, характерный для большого числа людей, занятых разными делами. На крыльцо выходит ординарец Чапаева - Петька. Он вынимает наган и стреляет в воздух. Все непроизвольно затихают. В наступившую тишину Петька бросает: «Тише, граждане, Чапай думать будет!»
Знал ли Петька основные закономерности внимания? Вероятно, нет, но поступил он в психологическом смысле грамотно. Каждый боец занимался своим делом. И вдруг - выстрел! Сильный раздражитель привлек непроизвольно внимание всех к Петьке.
Непроизвольное внимание - это ответная реакция на сильный раздражитель, необычность, новизну. Мы читаем. Раздается резкий звонок, стук или чей-то крик, и, конечно, наше внимание сразу же переключается на этот сильный раздражитель. Громкая музыка, красочное и необычное оформление книги обязательно привлекут наше внимание. Через некоторое время усилием воли мы заставляем себя вернуться к прежней деятельности. Возникает произвольное внимание. Оно связано с волей человека, осознанием долга, обязанностей и направлено на объект под влиянием намерения и поставленной цели. Этот вид внимания присущ только человеку и является основой всей его сознательной деятельности. Произвольное внимание формируется в процессе обучения и воспитания. Его называют также активным, волевым. Этим подчеркивается то, что в сосредоточении внимания на объекте инициатива принадлежит личности.
Послепроизвольное внимание возникает на основе произвольного. Мы заставляем себя что-то делать, не имея на то большого желания. Нам не хочется, но усилием воли мы принуждаем себя к выполнению нужной работы. Спустя некоторое время работа захватывает лас. Нам уже не приходится заставлять себя сосредоточиваться. Работа выполняется легко, без особого напряжения нашей воли.
Послепроизвольное внимание - это как бы новое качество произвольного внимания. Оно появляется тогда, когда в процессе сознательной деятельности, значимой и ценной для личности, происходит увлечение. Человек перестает отвлекаться, сосредоточивается, раскованно и с удовольствием, а следовательно, и продуктивно, работает.
В умственной деятельности, и в частности ври чтении, необходимо учитывать все виды внимания. То, что человек может получить от прочитанного, в немалой степени зависит от умения быть внимательным.
Произвольное-внимание можно охарактеризовать словом «надо», послепроизвольное внимание, которое возникает тогда, когда наступает раскованность, внутреннее удовлетворение 6т сознания выполнения поставленных задач, - словом хочется». Человек, умеющий управлять своим вниманием, от «надо» легко перейдет к «хочется».
ПРОХОДЯ МИМО ВИТРИНЫ
Начнем с эксперимента. Будьте внимательны! Вам предлагается взглянуть быстро (в течение секунды) на рисунок и запомнить, какие буквы на нем изображены. Переверните страницу, быстро взгляните на рис. 13, закройте страницу. Итак, вы выполнили задание! Теперь из букв, которые вы запомнили (ни в коем случае не глядя второй раз на рисунок!), составьте слово.
Выполнив задание, вы должны получить слово
КАНТ или ТАНК.
Теперь, не заглядывая на рисунок, вспомните, какая буква в какую фигуру вписана. Большинство из вас, вероятно, всех фигур вспомнить не сможет. Да такого задания мы и не давали. Но мы поступили так намеренно. Ваше внимание было организовано в соответствии с поставленной целью. Если бы мы поставили задачу запомнить все, что изображено на рисунке, ваше внимание, несомненно, было бы организовано иначе, но его объема могло бы не хватить на выполнение задания полностью.
Рассмотрим основные свойства внимания (см.рис. 12).
Объем внимания - это способность воспринимать определенное количество объектов за короткий промежуток времен». Считается, что объем внимания взрослого человека - 4-6 объектов за 0, 1 секунды. Для определения, объема внимания используется тахистоскоп. В течение 0, 1 секунды с помощью этого прибора показывают одновременно 10-12 объектов.
Объем внимания можно установить приблизительно и без тахистоскопа. Свыше ста лет назад для этой цели применяли тарелку, которую помещали посередине черного подноса. На тарелку бросали горсть черных бобов, количество которых испытуемый должен был определить не считая.
В средние века в Японии нечто подобное использовали для обучения шпионов. На камне раскладывали десять различных предметов, прикрыв их платком. На несколько секунд платок поднимали, обучавшийся должен был без запинки перечислить все увиденное. Постепенно число предметов увеличивали до нескольких десятков, варьировали их состав, а время демонстрации сокращали. После нескольких лет такого обучения разведчик мог по памяти восстановить во всех деталях сложную тактическую карту, дословно воспроизвести дюжину страниц раз прочитанного текста.
Тренировать объем внимания можно самыми разнообразными способами. В течение короткого времени взгляните на какой-либо предмет, затем, не глядя на него, воспроизведите как можно больше увиденных деталей, сравните воспроизведенное с предметом. После сравнения снова, не глядя на предмет, еще раз воспроизведите запомнившиеся детали. Другой способ. Проходя мимо витрины магазина, бросьте взгляд на нее, затем попытайтесь вспомнить предметы, помещенные в витрине. Проверьте себя и повторите тренировку.
Рис. 13. Тест на проверку внимания.
Находясь на улице, попытайтесь с одного взгляда запомнить номер проходящей машины, количество мужчин и женщин, стоящих на остановке в ожидании транспорта, одежду и т. д. Вы можете тренировать свое внимание в домашних условиях, в кругу своих друзей, используя для этого различные предметы: карандаши, ручки, запонки и т. п. Предметы раскладывают и закрывают сверху платком (или газетой) так, чтобы их можно было отчетливо рассмотреть, когда их откроют. Платок поднимают на одну-две секунды и вновь опускают. Участвующие в игре должны воспроизвести увиденное как можно подробнее.
Увеличить объем внимания можно за счет объединения предметов в однородные группы. Рациональная группировка уменьшает количество объектов, воспринимаемых как отдельные единицы. Группировать предметы можно как по формальным, так и по содержательным признакам (назначению, форме, цвету, начальной букве названия и т. д.).
Объем внимания читателя тесно связан с его перцептивной способностью, с восприятием. Когда человек решает ту или иную перцептивную задачу, содержанием ее выступают оперативные единицы восприятия. Развитие восприятия обусловлено сменой таких оперативных единиц. Процесс их смены можно проследить на примере обучения человека чтению. На этом же примере можно продемонстрировать изменение объема внимания в сторону его увеличения за счет объединения (группировки) ряда элементов в один объект. Обучение чтению, как правило, начинают с изучения алфавита. Каждая буква в таком случае выступает как самостоятельный объект. После усвоения всего алфавита единицами восприятия или объектом внимания становятся слоги, слова, фразы.
Распределение внимания проявляется в том, что человек может выполнять одновременно несколько действий. Известно, например, что Юлий Цезарь и Наполеон обладали способностью выполнять сразу несколько дел. Французский психолог Ф. Полан мог одновременно декламировать одно стихотворение и тут же писать другое или декламировать поэму и в то же время мысленно умножать числа.
Существуют специальные методы, позволяющие проверять способность человека распределять внимание. Для этой цели применяются, например, разнообразные корректурные тесты. На бланке печатаются буквы (или другие знаки). При последовательном просмотре букв человек должен одни из них вычеркивать, другие - подчеркивать. Для выполнения задания отводится определенное время.
В процессе чтения также происходит распределение нашего внимания. Читая, мы осуществляем сложную психическую работу по восприятию, осмыслению и запоминанию информации, причем все это происходит одновременно.
Распределение внимания тесно связано с другим его свойством - переключением.
Переключение внимания - это осознанный перенос его с одного объекта деятельности на другой. Умение быстро переключаться с целью поддержания устойчивости внимания и предупреждения утомляемости играет большую роль при чтении, особенно многочасовом.
Известно несколько методов исследования переключения внимания. Немецкий психолог Шульте предложил использовать для этого квадрат, разделенный на 49 одинаковых небольших квадратиков, в которые вписываются в случайном порядке различные знаки, например арабские и римские цифры. Испытуемый должен в течение определенного времени последовательно осуществлять поиск то арабской, то римской цифры, при этом поиск арабских цифр может выполняться в восходящем порядке (например, от 1 до 24), а римских - в нисходящем (от XXIV до I) и наоборот. Таким образом, в ходе поиска испытуемый постоянно переключает внимание с одних цифр на другие. Модификацией квадрата Шульте являются черно-красные цифровые таблицы Ф. Д. Горбова. В таблицах в случайном порядке размещены черные и красные цифры. Испытуемый должен попеременно, в соответствии с заданием, находить их.
Концентрация внимания проявляется в сосредоточенности на одном объекте (виде деятельности) и в отвлечении от всех помех, не имеющих отношения к данному объекту.
Рис. 14. Тест «Перепутанные линии».
Глубокая концентрация внимания в сочетании с достаточным его объемом и распределением - важная предпосылка для высокоэффективной умственной деятельности человека.
Умение сосредоточиваться, не отвлекаться в процессе чтения, «уйти с головой» в него существенно повышает эффективность чтения как с качественной, так и с количественной стороны.
Устойчивость внимания выражается в умении длительное время сосредоточиваться на объекте, сопротивляться отвлечению. Степень устойчивости внимания зависит от многих факторов: отношения к делу, характера деятельности, умения управлять собой и др. Сосредоточенность на одном виде деятельности не может длиться бесконечно долго, поэтому важно уметь поддерживать устойчивость внимания разными способами. Устойчивость внимания, как и тренировка визуирования, проверяется с помощью теста «перепутанные линии» (рис. 14). Проверяемый должен глазами (а не карандашом или пальцем) как можно быстрее проследить каждую из линий рисунка и установить, с какими буквами соединены расположенные слева цифры.
Чтение требует хорошего развития всех свойств внимания- его объема, распределения, концентрации, устойчивости, переключения. От умения правильно сочетать эти свойства во многом зависит продуктивность чтения.