Список потребностей и вытекающих из них тенденций
Толкование по Мюррею
1. Наличие в рассказе героя, с которым испытуемый идентифицирует себя.
2. Определение характеристик героя, его стремлений, желаний, чувств и черт характера.
3. Оценка силы потребности в зависимости от ее интенсивности, длительности, частоты и развития сюжета.
По Раппопорту
Формальная характеристика рассказа
1. Чувства, переживания
2. Персонажи рассказа
3. Стремления и установки
4. Препятствия или барьеры
По Томкинсону
1. Вектор психологической направленности поведения
2. Сфера отношений, в которой разворачивается действие
3. Особенности физического состояния
4. Оценки, используемые для определения времени, пространства и степени выраженности предыдущих категорий
По Арнольд
1. Ведущие мотивы, отношения, ценности
2. Аффективные конфликты и их сфера
3. Способы разрешения конфликтов
4. Индивидуальные особенности эмоциональных переживаний:
– импульсивность и самоконтроль
– эмоциональная устойчивость
– эмоциональная зрелость
5. Самооценка: соотношение Я-реального и Я-идеального.
Тематика сюжета и связанные с нею тенденции:
· Доминантность – стремление оказывать влияние на людей, руководить ими
· Агрессия – стремление побороть противника, изгнать или унизить его
· Поиск дружбы – стремление к откровенности, к дружбе, симпатии и любви
· Отвержение – стремление порвать отношения, грубость, неуступчивость
· Автономия – тенденция к избеганию любых ограничений, индивидуализм
· Приспособление – пассивная подчиняемость внешним силам, застенчивость
· Почтительность – стремление подчиняться сильной личности, восхищаться ею
· Успех – стремление к быстрому и успешному достижению цели
· Быть в центре – стремление производить впечатление на других
· Игра – оптимизм, активность, беззаботность и безответственность
· Эгоизм – забота о личном успехе, болезненное самолюбие
· Социабельность – уважение к мнению окружающих, забота о других,
альтруизм
· Поиск покровителя – потребность в советах, в мягком обращении, неуверенность в себе и в своих перспективах
· Помощь другим – выраженное чувство жалости к другим, забота о детях, желание помочь, успокоить
· Избегание наказания – стремление к подавлению своих непосредственных порывов, к поведению воспитанного человека
· Самозащита – защита своих прав, поиск виновных среди окружающих
· Порядок – стремление к чистоте, повышенная аккуратность
Контрольные вопросы:
1. Что диагностируется при помощи методики ТАТ?
2. На чем основан метод ТАТ?
3. В чем основные отличия метода ТАТ от других тестов?
4. Какие основные показатели должны учитываться при обработке полученных результатов?
5. Каковы критерии отнесения какого-либо ответа к конкретной рубрике схемы?
Задание 18.4. Рисованный апперцептивный тест (PAT)
Введение
PAT – это более компактный модифицированный вариант Тематического Апперцептивного Теста Г. Мюррея, отнимающий меньше времени на обследование и более приспособленный к условиям работы практического психолога. В первую очередь, разработан совершенно новый стимульный материал (см. рисунки ниже) (Собчик Л.Н., 1990).
Оригинальный тест Г. Мюррея представляет собой набор черно-белых таблиц, всего – 31, одна из них пустая (только белый фон), остальные представляют собой картины с нерезко структурированными ситуациями, дающими повод для построения разных предположений в отношении той конфликтной ситуации, в которой оказались изображенные на них "герои", об их роли в сложившихся обстоятельствах, об их взаимоотношениях и намерениях. Это – фотографии с картин американских художников. Картинки делятся на 10 мужских (предназначенных только для обследования мужчин), 10 женских и 10 общих, всего 20 в каждом комплекте. Кроме того, имеется детский набор картинок (тест КАТ). Это один из наиболее глубинных личностных тестов (Анастази А., 1982). Отсутствие жестко структурированного стимульного материала создает почву для вольной трактовки сюжета испытуемым, которому предлагается по каждой картинке сочинить рассказ, используя собственный жизненный опыт и субъективные представления. Проекция личных переживаний и идентификация с кем-либо из героев сочиненного рассказа позволяет определить сферу конфликта (внутреннего или внешнего), соотношение эмоциональных реакций и рационального отношения к ситуации, фон настроения, позицию личности (активную, агрессивную, пассивную или страдательную), последовательность суждений, умение планировать свою деятельность, уровень невротизации, наличие отклонений от нормы, трудности социальной адаптации, суицидальные тенденции, психопатологические проявления и многое другое. Большим достоинством методики является невербальный характер предъявляемого материала, расширяющего количество степеней выбора для испытуемого при создании сюжетов и провоцирующего к раскрытию глубинных, интимных личностных переживаний.
Анализ устного творчества испытуемого, в процессе которого он согласно инструкции сочиняет сюжет к каждой картинке, позволяет выявить идентификацию (неосознаваемое отождествление) испытуемого с кем-либо из "героев" сюжета и проекцию (перенесение в сюжет) его собственных переживаний, которые выявляются приписыванием "герою" мыслей и чувств, не вытекающих непосредственно из того, что изображено на самой картинке. Фрустрирующие ситуации тесно связаны с тем конкретным окружением и обстоятельствами, которые могут вытекать из соответствующей картинки и способствовать реализации потребностей героев (или героя) или препятствовать им. При определении значимых потребностей экспериментатор обращает внимание на интенсивность, частоту и длительность фиксации внимания испытуемого на определенных повторяющихся в разных рассказах ценностях и особой индивидуализированной окраске, эмоциональной значимости именно этих ценностей (см. Приложение IV к заданию 18.3) (Семену: 18.3 приложение 4.doc )(см. Хрестомат. 18.4, 18.5)
Анализ полученных данных проводится в основном на качественном уровне, а также с помощью простых количественных сопоставлений, что позволяет оценить баланс между эмоциональной и интеллектуальной сферой, наличие внешнего и внутреннего конфликта, сферу нарушенных отношений, позицию личности – активную или пассивную, агрессивную или страдательную (при этом соотношение 1:1 (50% к 50%) рассматривается как норма, а значимый перевес в ту или иную сторону выражается в соотношениях 2:1 или 1:2 и более). Отмечая отдельно разные элементы каждого сюжета, экспериментатор суммирует ответы, отражающие склонность к переуточнению (признак неуверенности, тревоги), пессимистические высказывания (депрессия), незаконченность сюжета и отсутствие перспективы (неуверенность в будущем, неумение планировать его), преобладание эмоциональных ответов (повышенная эмотивность) или суждений (пониженная эмотивность), и т.д. Присутствующие в рассказах в большом количестве особые темы – смерть, тяжелая болезнь, суицидальные намерения, нарушенная последовательность и плохая логическая связанность блоков сюжета, использование неологизмов, рассуждательство, амбитендентность в оценке "героев" и событий, эмоциональная отстраненность, разноплановость восприятия картинок, стереотипия могут служить серьезными аргументами при выявлении личностной дезинтеграции.
Метод PATпредставляется необходимым в системном многоуровневом исследовании личности, чтобы с помощью механизмов идентификации и проекции выявить глубинные, не всегда поддающиеся контролю сознания переживания, а также те стороны внутреннего конфликта и конкретную сферу нарушенных межличностных отношений. Это – содержательная сторона переживаний, а также ряд иных существенно важных личностных характеристик, о которых речь пойдет дальше. Стимульный материалметодики представлен 8 картинками, на которых изображены 2, реже 3 человечка; каждый персонаж изображен в условной манере: ни пол, ни возраст, ни его социальный статус из картинки не вытекает. В то же время позы, экспрессия жестов, особенности расположения фигурок позволяют судить о том, что на каждой из картинок изображена ситуация скорее всего конфликтная и по крайней мере два персонажа задействованы в сложных межличностных отношениях. При этом там, где имеется третий участник или наблюдатель событий, его позиция может быть истолкована как индифферентная, активная или страдательная.
Рис 18.1. РАТ
Отличие этого метода в том, что стимульный материал еще менее структурирован по сравнению с ТАТ. Здесь отсутствует налет эпохи, культурно-этнических признаков, имеющих социальное значение оттенков, которые отчетливо просматриваются в картинках ТАТ (ответы испытуемых на некоторые из них: "Американские солдаты во Вьетнаме", "Трофейный фильм", "Прически и мода зарубежного стиля 20-х годов" и т.д.). Это явно мешает непосредственному восприятию испытуемого, отвлекает, дает возможность продуцировать ответы по типу клише (взятые из фильмов или других общеизвестных источников) и способствует закрытости испытуемого в эксперименте. По сравнению с ТАТ рисованный апперцептивныйтест обладает, возможно, не столь широким спектром исследовательских возможностей. В то же время, в силу большей лаконичности и простоты методика нашла себе применение при обследовании школьников и молодежи в контексте профориентационных проблем, в семейном консультировании, в социально-психологической помощи пресуицидентам, при изучении производственных, спортивных и военизированных коллективов, а также в клинике неврозов.
Цель:Выявить личностные особенности испытуемого и наиболее значимые сферы межличностных отношений.
Процедура исследования
Испытуемому (или группе обследуемых лиц) дается задание последовательно, согласно нумерации, рассматривать каждую картинку, (см. Приложение) (Семену: 18.4_РАТ) при этом постараться дать волю фантазии и сочинить по каждой из них небольшой рассказ, в котором будут отражены следующие аспекты:
1) Что происходит в данный момент.
2) Кто эти люди.
3) О чем они думают и что чувствуют.
4) Что привело к этой ситуации и чем она закончится.
Высказывается также просьба не использовать известные сюжеты, взятые из книг, театральных постановок или кинофильмов, придумывать свое. Подчеркивается, что объектом внимания экспериментатора является воображение испытуемого, умение выдумывать, богатство фантазии. Обычно испытуемому дается двойной тетрадный лист, на котором чаще всего свободно размещаются восемь коротеньких рассказов, содержащих ответы на все поставленные опросы; чтобы у обследуемого не было ощущения ограничения, можно дать два таких листа. Время также не ограничивается, однако экспериментатор поторапливает испытуемых,чтобы получить более непосредственные ответы. Таким образом, помимо анализа сюжетов, их содержательной стороны, вниманию экспериментатора предоставляется возможность проанализировать почерк испытуемого, стиль письма, манеру изложения, культуру языка, словарный запас, что также имеет большое значение для оценки личности в целом.
Анализ результатов
Порядок обработки экспериментального материала.
1. Все суждения, ответы и описания, записанные в первичном протоколе, анализируются с целью распределения их по соответствующим рубрикам вторичного (стандартного) протокола (см. приложения I, II, III задания 18.3). (Семену: 18.3 приложение 1.doc, …приложение 2.doc, …приложение 3.doc)
2. При обработке конкретные ответы испытуемого соотносятся с пояснениями, данными в тесте.
3. На основании прямого большинства ответов какой-либо категории устанавливается конкретная психологическая тенденция личности.
Защитные тенденциимогут проявляться в виде несколько однообразных сюжетов, где отсутствует конфликт: речь может идти о танцах или гимнастических упражнениях, занятиях йогой. 1-я картинка (Собчик Л.Н., 1990) провоцирует создание сюжетов, в которых выявляется отношение испытуемого к проблеме власти и унижения. Чтобы понять, с кем из персонажей идентифицирует себя испытуемый, следует обратить внимание, кому из них в рассказе он уделяет больше внимания и приписывает более сильные чувства, приводит доводы, оправдывающие его позицию, нестандартные мысли или высказывания. Размер рассказа также в значительной степени зависит от эмоциональной значимости того или иного сюжета.
2-я, 5-я и 7-я картинки в большей степени связаны с конфликтными ситуациями (например, семейными), где сложные отношения между двумя людьми переживаются кем-то третьим (к примеру, ребенком), кто не может решительным образом изменить ситуацию. При этом позиция этого третьего лицапроявится на соответствующей картинке идентификацией и может выглядеть как индифферентная (2-я), пассивная – уход от вмешательства (5-я), миротворческие тенденции или иная попытка вмешательства (7-я картинка).
Если 3-я картинка чаще провоцирует выявление конфликта в сфере личных, интимных отношений, то 4-я может рассматриваться как аналогичная ситуация одними, и как служебный конфликт другими, так как в первом случае фигурирует скамейка (символ поэтичных встреч), а во втором – стул. На этих картинках также проявляются сюжеты с освещением проблемы одиночества, покинутости, фрустрированной аффилиативной потребности, непонятости и неприятия в коллективе.
2-я картинка чаще других вызывает эмоциональный отклик у неустойчивых натур, напоминает о бессмысленных всплесках неуправляемых эмоций, в то время как по поводу 5-й больше строятся сюжеты, в которых фигурирует дуэль мнений, спор, стремление обвинить другого и оправдать себя.
Аргументация своей правоты и переживание обиды в сюжетах к 7-й картинке испытуемыми нередко разрешается взаимной агрессией персонажей, когда эта тема для него значима. Здесь имеет значение, превалирует ли у героя, с которым себя идентифицирует обследуемый, внешнеобвиняющая (экстрапунитивная) позиция или склонность к приписыванию самому себе вины за сложившийся конфликт (интропунитивная позиция).
6-я картинка провоцирует наиболее выраженную значимость агрессивных реакций испытуемого в ответ на субъективно переживаемую им несправедливость, или, если он идентифицирует себя с поверженным человеком, выявляется жертвенность позиции, приниженность.
8-я картинка выявляет проблему отвержения индивида объектом аффилиативной привязанности или бегства от назойливого преследования отвергаемой им личности. Признаком идентификации себя с тем или иным героем рассказа является тенденция приписывать сюжетно разработанные переживания и мысли именно тому персонажу, который в рассказе оказывается принадлежащим идентичному с испытуемым полу. Интересно отметить, что с равной убежденностью один и тот же рисуночный образ распознается одним испытуемым как мужчина, другим – как женщина, при этом у каждого имеется полная уверенность, что это не может вызывать никаких сомнений. "Посмотрите, как она сидит! Судя по позе – это женщина", – говорит один, "Это, – безусловно, мужчина, сразу видно!", – говорит другая, при этом они рассматривают одну и ту же картинку.
Этот пример лишний раз наглядно демонстрирует выраженный субъективизм восприятия и склонность приписывать весьма аморфному стимульному материалу методик совершенно конкретные качества у тех лиц, для которых ситуация, изображенная на картинке, звучит как эмоционально значимая. Безусловно, устный рассказ или дополнительное обсуждение написанных рассказов более информативно, но при групповом обследовании удобнее ограничиться письменным изложением.
Межличностный конфликт, звучащий фактически в каждой картинке, не только позволяет определить зону переживаемых испытуемым нарушенных отношений с окружающими, но нередко высвечивает сложный внутриличностный конфликт. Так, молодая девушка по 4-й картинке строит такой сюжет: "Он объяснился девушке в любви. Она ему ответила – "нет". Он уходит. Она – гордая и не может признаться в том, что любит его, так как считает, что после такого признания она станет рабой своих чувств, а на это она пойти не может. Будет молча страдать. Когда-нибудь они встретятся: он – с другой, она замужем (хотя мужа не любит). Она уже переболела своим чувством, а он все еще ее помнит. Ну и что ж, пусть так, но зато спокойнее. Она неуязвима". Во-первых, в этом сюжете многое привнесено испытуемой личного, не вытекающего из картинки. Во-вторых, внешний конфликт явно вторичный и базируется на выраженном внутриличностном конфликте: потребность в любви и глубокой привязанности фрустрирована в силу страха испытуемой перед возможной неудачей, перед страхом испытать приниженность. Болезненное самолюбие, развившееся на почве негативного жизненного опыта, блокирует свободную самореализацию и непосредственность чувств, заставляет ее отказаться от любви, чтобы не повышать уровень и без того высокой тревоги, неуверенности в себе.
В сложных семейных ситуациях PAT позволяет также выявить проблемы подросткового возраста. При этом позиция подростка в его окружении методика выявляет гораздо более четко, чем он сам сумел бы это сделать, даже если бы был полностью откровенным, так как самопонимание и жизненный опыт в этом возрасте находятся на достаточно низком уровне. Также плохо выражено самопонимание и осознание своей собственной роли в сложных коллизиях житейских ситуаций у личностей с высоким уровнем невротизации, у эмоционально незрелых, импульсивных личностей.
В связи с этим психологическое исследование с использованием PAT способствует более целенаправленному выбору психокоррекционного подхода не только с ориентацией на содержательную сторону и сферу переживаний испытуемого, но и с апелляцией к определенному языковому и интеллектуально-культурному уровню личности консультируемого психологом человека.
Контрольные вопросы:
1. Что диагностируется при помощи методики РАТ?
2. В чем основные отличия метода РАТ от других тестов?
3. В чем состоит модификация стимульного материала, предложенная Л.Н. Собчик?.