Проверяйте ваше восприятие, чтобы убедить
Ся в правильности своих выводов. Проверка вос
приятия — это утверждение, отражающее ваше соб
ственное понимание смысла невербальных сигналов,
переданных другими людьми. Проверка восприятия
требует от вас:
1) проследить за поведением человека;
2) спросить себя: «Что, по моему, означает это по
ведение?»;
3) облечь свою интерпретацию поведения в слова
для проверки корректности вашего восприятия.
В каждом из двух следующих примеров заключи
тельные предложения являются проверкой воспри
ятия:
Тед, курьер компании, доставил Эрин записку.
Когда она прочла записку, в ее глазах появился блеск
и она рассмеялась. Тед заметил: «Эй, Эрин, ты вы
глядишь очень довольной. Я прав?»
Цезарь, кратко, точно, в быстром темпе и деловым
тоном, дает Биллу его дневное задание. Билл заме
чает: «Ты говоришь так, что у меня создается впечат
ление, будто я тебя чем то огорчил? Это действи
тельно так?»
Проверка восприятия дает способ перевода значе
ния невербальных сигналов в слова, после чего оно
может быть проверено и откорректировано. Напри
мер, Билл говорит: «У меня создается впечатление,
будто я тебя чем то огорчил. Это действительно
так?» Цезарь может ответить:
1) «Нет, а что именно произвело на тебя такое впе
чатление?» — в этом случае Билл может описать сиг
налы, которые он получил;
2) «Да, я расстроен», — в этом случае Билл может
дать возможность Цезарю объяснить, что послужи
ло источником огорчений;
3) «Нет, это не из за тебя, это потому, что три че
ловека из моей бригады не пришли сегодня на сме
ну».
Если Цезарь огорчен не из за него, Билл может
рассказать ему, что именно заставило его ошибиться
в толковании чувств Цезаря. Если Цезарь все же рас
строен из за него, у Билла появляются основания
изменить свое поведение, которое испортило Цеза
рю настроение. Даже несмотря на то, что вы можете
быть правы в большинстве случаев при оценке
чувств другого человека, если вы вербально не про
веряете восприятие, вы полагаетесь на свои догадки
о действительных чувствах человека.
Вы захотите проверить ваше восприятие, всякий раз,
когда правильность понимания важна 1) для вашего
сиюминутного общения, 2) для ваших отношений с
другим человеком или 3) для выводов, которые вы де
лаете о человеке. Многие из нас используют такие
навыки слишком редко, если вообще их используют.
Несмотря на то, что проверка восприятия не все
гда устраняет защитное поведение, она может сни
зить как возможность ошибочной интерпретации не
вербальных сигналов других людей, так и вероятность
защитных реакций. Как и в случае с большинством
навыков, для повышения компетентности вы долж
ны практиковаться.
Резюме
Восприятие — это процесс получения сенсорной
информации и приписывания ей значения. Наше
восприятие — это результат отбора, организации и
интерпретации сенсорной информации. Неправиль
ное восприятие заставляет нас видеть мир не таким,
каков он на самом деле, а каким бы мы его хотели его
видеть.
Я концепция — это мысль или мысленный образ,
который у вас сложился относительно ваших навы
ков, способностей, знаний, компетентности и самой
вашей личности. Самооценка — это степень, в кото
рой у вас создается о себе благоприятное впечатле
ние. Неточность собственного образа усиливается
через самоисполняющиеся пророчества и фильтра
цию сообщений. Наши я концепция и самооценка
смягчают конкуренцию внутренних сообщений в на
шей внутренней речи, влияют на наше восприятие
других, на наш личный стиль общения и на то, как
мы играем свои роли.
Глава 2 · Восприятие себя и других
Восприятие формирует также впечатления о
других людях. Факторы, которые, вероятно, влия
ют на наше социальное восприятие — это физичес
кие характеристики и социальное поведение, сте
реотипы и эмоциональное состояние. Исследова
н и я п о к а з ы в а ю т, ч т о в о с п р и я т и е л ю д е й и и х
суждений не всегда бывает верным. Поэтому ваше
общение будет более успешным, если вы будете
учитывать, ощущения и предпочтения других лю
дей. Вы будете совершенствовать (или, как мини
мум, лучше понимать) ваше восприятие других,
если станете принимать во внимание физические
характеристики и социальное положение, стерео
типы и эмоциональное состояние.
Вы совершенствуете свое восприятие, когда актив
но интересуетесь его точностью, находите больше ин
формации для проверки восприятия, говорите с теми
людьми, о которых вы хотели бы получить опреде
ленное представление, осознаете, что восприятие
людей нуждается в постоянном изменении и прове
ряете восприятие словами, прежде чем отреагировать
на человека.
¾
:
,
Þ
:
·
·
?
Þ
Þ Þ
?
·
,
¾
¾
,
Þ
?
·
Þ
Þ
?
Þ
¾ ¾-
·
Þ ,
Þ
Þ
,
-
Þ
?
·
«
,
,
Þ
,
¾
¾
Þ
?»
?
¾
«
,Þ
!
¾
Þ
¾
.
¾
,
,
¾
, ï…
Þ
,
¾
-
!»
|
Глава 3 · Вербальная коммуникация
«Темнить» означает «скрывать». Что собственно
Дерек имел в виду, когда он обвинил Кайла в том, что
он «темнит с планом»? И почему Кайл посчитал, что
Дерек выражается неприлично? Много лет назад
И. А. Ричардз (1965 г.) наблюдал, что общение — это
«изучение неправильного понимания и его исправ
ление». И в этом случае мы имеем классический при
мер неправильного понимания. Каковы пути исправ
ления? Более ясный и уместный язык.
Пытаетесь ли вы уладить проблему с другом или
объяснить вашу точку зрения о путях снижения
домашнего насилия в ходе групповой дискуссии
или в публичном выступлении, эффективность ва
шего воздействия будет зависеть от вашего вер
б а л ь н о г о и л и н е в е р б а л ь н о г о у м е н и я о б щ а т ь с я.
В этой главе мы обсуждаем вербальную коммуни
к а ц и ю: к а к л ю д и и с п о л ь з у ю т я з ы к, о т н о ш е н и е
между языком и значением с упором на денотацию,
коннотацию, культурные и гендерные различия, а
также приемы, помогающие нам выражаться ясно
и адекватно.
ПРИРОДА ЯЗЫКА
Язык — совокупность слов и систем их ис
пользования, общих для людей одного и того же
языкового сообщества.
Язык — это совокупность слов и систем их исполь
зования, общих для людей одного и того же языко
вого сообщества.
Использование языка
Несмотря на то, что языковые сообщества разли
чаются в используемых словах и в их грамматичес
ких и синтаксических системах, все языки служат
для одних и тех же целей.
разом, когда мы определяем здание как относящееся
к эпохе «Тюдор», мы отличаем его от другого, кото
рое может быть идентифицировано как «А образ
ное».
2. Мы используем язык для оценки. Посредствам
языка мы выражаем позитивное или негативное от
ношение. Например, если Хэлу нужно больше вре
мени для принятия решения, чем другим, то вы мо
жете охарактеризовать Хэла положительно, как «за
думчивого», или отрицательно, как «лодыря».