Требования по оформлению курсовой работы
Порядок взаимодействия преподавателя – научного руководителя курсовой работы и студента
Студент вправе обратиться к преподавателю, закрепленному за студентом в качестве научного руководителя курсовой работы, за консультацией. Чем раньше начнется совместная работа преподавателя и студента, тем качественнее может быть проведено исследование.
Первый этап – обсуждение выбранной темы и структуры работы студентом и преподавателем – научным руководителем курсовой работы, утверждение календарного плана и рекомендации по поиску источников информации.
Второй этап – самостоятельная работа студента и написание ключевых разделов работы. Обращение к преподавателю – научному руководителю курсовой работы в случае затруднения.
Третий этап – в указанный срок представление на электронную почту научного руководителя завершенной курсовой работы в электронном варианте (до 15 декабря; 15 мая).
Преподаватель оценивает степень соответствия работы требованиям методических указаний, раскрытие темы. В течение недели преподаватель информирует студента о замечаниях и дает рекомендации по их устранению. Сводная информация по группе доводится преподавателем до студенческой группы (таблица 1).
Таблица 1 – Форма обратной связи
№ п/п | ФИО студента | Дата представления | Сроки представления | Комментарий |
1. | Азарная Светлана Александровна | - | 15 мая | Работа не представлена |
2. | Антонова Софико Валерьевна | 11 мая | 15 мая | Допуск к защите |
3. | Баранов Иван Сергеевич | 15 мая | 15 мая | Возврат. Слабо аргументированы выводы. Ошибки в расчетах на стр. 12-15 |
4. | Белова Мария Владимировна | 10 мая | 15мая | Допуск к защите |
5. | Богатырева Анастасия Владимировна | 15 мая | 15 мая | Возврат. Замечания по оформлению таблиц и текста |
6. | Гумилев Никита Артемович | 15 мая | 15 мая | Возврат. Тема не раскрыта. Устаревшая литература. Обратитесь к рекомендованному списку источников |
Далее, следует период, когда можно делать исправления и дописать работу в соответствии с замечаниями преподавателя. Повторное представление работы.
Четвертый этап – публичная защита и оценивание работы преподавателем в утвержденные учебным планом и деканатом сроки. На титульном листе преподаватель ставит свою подпись, оценку и дату. Заполнение ведомости и зачетки преподавателем означает, что курсовая работа сдана и студент допущен к сдаче экзамена.
Вопросы повторной сдачи, представления работы в нарушении сроков, решаются в соответствии с утвержденным положением о промежуточной аттестации МАИ.
ТРЕБОВАНИЯ ПО ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
В данном разделе изложены основные принципы оформления текста курсовой работы. При возникновении затруднений следует обратиться к текстам ГОСТ 7.32 – 2001 «Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления» (с изменениями 2005 г.) и ГОСТ Р 7.0.5 – 2008 «Библиографическая ссылка».
Рекомендуемый объем курсовой работы — 20-30 страниц печатного текста без учета приложений. Объем работы определяется, прежде всего, достижением цели исследования и решением всех поставленных задач.
Текст курсовой работы должен быть напечатан на одной стороне стандартного листа формата А4 (270 х 297 мм) через полтора интервала. Допускается применение в работе отдельных листов формата А3 (297x420 мм) для иллюстраций, таблиц, распечаток.
Поля должны оставаться по всем четырем сторонам печатного листа: левое — не менее 30 мм, правое — не менее 15 мм, нижнее и верхнее — не менее 20 мм, количество знаков на странице — примерно 2000.
При печати нужно соблюдать следующие условия:
- текстовой редактор (рекомендуемый) - Microsoft Word;
- шрифт: «Times New Roman», 14 пт; допустимо применение в таблицах и рисунках кегля ниже 14-го (12-10 пт);
- отступ абзаца – не более 1,25 см.;
- межстрочный интервал – по основному тексту – полуторный.
- в основном тексте используется выравнивание текста по ширине страницы;
- расстановка переносов – автоматическая.
Титульный лист должен быть оформлен в соответствии с установленным образцом.
Все страницы курсовой работы, кроме титульного листа (с. 1), должны быть пронумерованы.
Каждый раздел курсовой работы - введение, отдельные разделы, заключение - должен начинаться с новой страницы. Названия структурных элементов работы: «ВВЕДЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «ОГЛАВЛЕНИЕ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ», «ПРИЛОЖЕНИЕ» следует располагать по центру страницы без точки в конце и печатать прописными буквами, не подчеркивая. Названия разделов (глав), подразделов (параграфов), пунктов и подпунктов записываются с абзацным отступом без точки в конце. Перенос слов и их подчеркивание в заголовках не допускается. Номера разделов обозначаются арабскими цифрами.
Все иллюстрированные материалы, включенные в работу (таблицы, рисунки, схемы, диаграммы, графики), должны быть аккуратно оформлены с соблюдением требований действующих стандартов, размещаться после первого упоминания о них в тексте работы.
Каждая таблица должна иметь номер и название. Таблицы нумеруют арабскими цифрами порядковой нумерацией по всей работе. Название таблицы размещают над таблицей. Без абзацного отступа записывают: слово «Таблица», ее номер, далее – через тире - наименование таблицы с большой буквы. Точку в конце названия таблицы не ставят. Выравнивание наименования таблицы производят, как и в тексте работы, по ширине.
Помимо таблиц, для наглядности и доказательности используемого материала выполняются иллюстрации: схемы, диаграммы и графики. Все иллюстрации должны называться рисунками. Название рисунка размещают под рисунком. Рисунки должны иметь названия и порядковую нумерацию. Они нумеруются арабскими цифрами порядковой нумерацией по всей работе. Название рисунка состоит из слова «Рисунок», его номера и названия, которое записывается через тире с большой буквы без точки в конце. Если к рисунку имеются пояснительные сведения, то они располагаются между ним и его наименованием. При необходимости под названием рисунка располагают ссылку на источник данных. В ссылке приводится не название источника, а его номер в «Списке использованных источников и литературы». Он приводится в квадратных или косых скобках. Все подписи под рисунком размещают по центру страницы. Не допускается перенос подписей рисунка на другую страницу.
Таблицы и Рисунки не должны перескакивать со страницы на страницу и отрываться от заглавия. Либо разделите таблицу на части, продублировав подлежащее таблицы на следующей странице, указав (Продолжение Таблицы …), либо уменьшите в таблице шрифт, разместив на одной странице.
В тексте оставляются только те таблицы и рисунки, которые иллюстрируют важный тезис автора. Весь иллюстративный материал должен быть четким для восприятия. «Кривые» и «отсканированные» графические данные смотрятся небрежно. Лучше их нарисовать в другом формате или программе, а затем вставить в текст.
Должны быть также пронумерованы все приводимые в работе формулы, порядковый номер проставляется в круглых скобках напротив формулы. Все обозначения и символы, приводимые в формулах, должны иметь расшифровку.
Работа должна быть сброшюрована, скреплена и сдана в тонкой папке (скоросшивателе) не позднее утвержденного срока на кафедру.
СТРУКТУРА КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Курсовая работа по «Теории менеджмента» состоит из титульного листа, оглавления, введения, основной части (3-х глав), заключения, списка использованных источников и литературы, приложений (если имеются).
Первый этап написания курсовой работы заключается в выборе темы курсовой работы (название организации в теме не указывается), составлении оглавления курсовой работы, сборе литературных данных для написания 1 главы курсовой работы, списка использованной литературы и нормативно-справочной информации.
Во введении обосновывается выбор темы курсовой работы, показывается ее актуальность, теоретическая разработанность темы, формулируются цель, задачи, объект, предмет и методы исследования.
Обоснование актуальности можно начать словами: «Актуальность выбранной темы исследования обусловлена....», и далее в лаконичной форме объяснить, почему данный вопрос важен на современном этапе.
После изложения актуальности конкретизируется цель исследования и задачи, которые студент решает при написании курсовой работы.
Цель исследования формулируется кратко и предельно точно, выражая то основное, что намеревается сделать автор. Она должна соответствовать выбранной теме исследования.
Поставленные задачи должны уточнять цель, конкретизировать ее, а, следовательно, соответствовать разделам и подразделам плана. Задачи традиционно формулируются в форме перечисления: изучить..., рассмотреть..., выявить..., проанализировать..., разработать..., систематизировать..., обобщить и т.д.
Как правило, задачи совпадают с пунктами глав.
Например, если пункт главы называется «Сущность управления по целям», то задача – «изучить сущность управления по целям».
Объект исследования – это организация, которая исследуется студентом, а предмет исследования - это конкретная сторона исследуемого явления или процесса, предмет исследования находится в рамках объекта.
Предмет исследования отражается в теме курсовой работы. Например, тема курсовой работы «Взаимодействие организации с внутренней и внешней средой». В этом случае объектом исследования является организация, а предметом – процессы взаимодействия организации с внутренней и внешней средой.
Далее следует краткий обзор литературных источников по данному вопросу (библиография проблемы) и описание методов исследования, которыми пользовался студент при написании курсовой работы.
Методами написания курсовой работы могут быть: метод анализа и синтеза, исторический метод, метод сравнения, метод проведения интервью или опроса (если студент использовал их в практической части), и другие.
Объем введения должен составлять не менее 1 страницы.
Основная часть
Курсовая работа обычно разбивается на главы, которые в свою очередь делятся на параграфы.
Рекомендуется наличие 3-х глав, примерно одинаковых по объему. Их содержание должно точно соответствовать теме работы и полностью еѐ раскрывать.
Изложение материала в работе должно быть последовательным и логичным. Все разделы должны быть связаны между собой. Особое внимание следует обращать на логические переходы от одной главы к другой, от параграфа к параграфу, а внутри параграфа – от вопроса к вопросу.
С учетом характера работы содержание глав может быть следующим:
· первая глава (теоретическая), в которой студенты рассматривают теоретические аспекты выбранного предмета исследования;
· в главе 2 студенты должны провести анализ основных элементов менеджмента конкретной организации – представить характеристику деятельности объекта исследования; исследовать организационную структуру (сделать вывод о ее типе) и организационную культуру исследуемой организации, структурировать цели в виде «дерева» целей;
· в главе 3 - рассмотреть предмет исследования применительно к деятельности исследуемой организации.
Глава 2 и глава 3 курсовой работы выполняются на примере конкретных организаций, в которых студенты работают или с деятельностью которых они хорошо знакомы.
Все главы курсовой работы должны быть пропорциональны.
Все проанализированные документы заносятся студентом в список использованных источников и литературы, по тексту работы на них должны делаться ссылки.
В заключении подводятся итоги исследования, формулируются краткие самостоятельные выводы по содержанию работы. Как правило, содержательный аспект заключения определяется поставленной в работе целью и сформулированными задачами.
Примерный перечень тем теоретической главы курсовой работы по дисциплине «Теория менеджмента»
1. Менеджмент в деятельности современных предприятий.
2. Менеджмент и предпринимательская среда.
3. Функции управления
4. Планирование как функция управления
5. Типология организационных структур
6. Координация как функция управления
7. Мотивация как функция менеджмента
8. Роль мотивации руководителя в эффективности принимаемых решений.
9. Социально-психологические методы управления.
10. Выбор эффективной системы стимулирования трудовой активности работников на предприятии.
11. Контроль как функция менеджмента
12. Внутрифирменный управленческий контроль
13. Проблемы централизации и децентрализации в управлении организацией.
14. Рациональная организация работы менеджеров.
15. Особенности менеджмента в малом бизнесе.
16. Менеджмент в крупных фирмах России: достоинства и недостатки.
17. Управление холдингом.
18. Опыт управления в США и возможности его использования в условиях современной России.
19. Опыт управления на предприятиях Японии и возможности его использования в российских условиях.
20. Адаптация организации к изменяющимся условиям внешней среды.
21. Организационная культура и способы ее развития.
22. Проблемы формирования национальной организационной культуры в России.
23. Типологии коммуникаций в организации.
24. Управление коммуникациями в организации
25. Ведение деловых переговоров.
26. .Конфликты в организации и их урегулирование.
27. Социально-психологический климат и продуктивность организации.
28. Уровни лидерства в организации и компетенции лидеров разных уровней.
29. Компетенции лидера в области командообразования.
30. Концепция Развивающего управления персоналом.
31. Японские методы управления поведением в организации и факторы их эффективности.
32. Планирование карьеры и развития.
33. Имидж организации.