Функции полезности работников

1. Федот 2. Демьян 3. Прохор
61 62 64 67 69 50 52 60 63 66 50 51 54 59 65 47 49 50 56 58 55 58 61 63 66 53 55 57 60 64 52 54 56 57 62 51 52 53 55 59 66 67 68 70 75 62 63 68 69 72 61 62 65 67 71 60 61 64 66 67
4. Богдан 5. Тарас 6. Макар
76 77 78 80 85 73 75 78 79 83 72 73 74 77 81 71 73 75 76 78 45 46 48 51 55 43 45 47 49 54 41 42 46 48 52 39 40 42 47 50 86 87 88 91 94 85 86 87 89 93 82 84 85 88 92 81 83 84 86 90

3. Подготовить карточки с производственными функциями работо­дателей. В табл. 11.8 каждая производственная функция задается двумя соответствующими столбцами. В карточке удобнее зада­вать производственную функцию таблицей, состоящей из двух строк. В табл. 11.8 спрос на труд пекарни обозначен буквой П, мельницы — М, стройки — С, фермы — Ф, молокозавода — буква­ми МЗ. Объем труда обозначен буквой Т.

Таблица 11.8

Т П М С Ф МЗ

4. Подготовить таблицу для проверки преподавателем функций спро­са и предложения труда (табл. 11.9).

Таблица 11.9

Функции спроса и предложения труда

Ставка зарплаты
Предложение Федота Предложение Демьяна Предложение Прохора Предложение Богдана Предложение Тараса Предложение Макара
Спрос пекарни Спрос мельницы Спрос стройки Спрос фермы Спрос молокозавода 14 14 10 15 10 13 13 10 11

5. Подготовить таблицу результатов игры для работников (табл. 11.10). В ней приводятся все варианты трудоустройства каждого работ­ника с указанием предприятия, второго работника-коллеги (если он есть), ставки заработной платы, объема продаваемого труда и дохода.

6. Подготовить таблицу результатов игры для работодателей (табл. 11.11). В ней приводятся все варианты набора персонала каждым работодателем с указанием имен работников, ставки зара­ботной платы, суммарного объема покупаемого труда и прибыли. Примечание. Цифровые данные игры подобраны так, что у обоих нанимаемых работников рабочий день одинаковой продолжи­тельности.

Пример. Рассчитаем прибыль пекарни при найме Тараса и Мака­ра (ставка 25 руб./ч). Такой вариант найма возможен, поскольку при данной ставке предложение труда каждого из этих работни­ков равно 7 ч/день, а их суммарный объем предложения труда равен 14 ч/день — объему спроса пекарни при данной ставке за­работной платы. Затраты пекарни на заработную плату равны 14 х 25 = 350 (руб./день), а выручка равна 785 руб./день (см. стол­бец «П» в табл. 11.8). В соответствии с пунктом 11 «Правил игры» прибыль пекарни равна разности выручки и затрат на заработную плату: 785 - 350 = 435 (руб./день).

7. Подготовить пять бланков трудовых контрактов (табл. 11.12).

Таблица 11.10

Варианты трудоустройства работников

Работ­ник Вари­ант Пред­приятие Кол­лега Ставка зарплаты Трудо­вой день Доход
Федот Пекарня Мельница Ферма Демьян Демьян Демьян
Демьян Пекарня Мельница Ферма Федот Федот Федот
Прохор Стройка Мол. завод Мол. завод Мол. завод Богдан Богдан — —
Богдан Стройка Мол. завод Мол. завод Мол. завод Прохор Прохор — —
Тарас Пекарня Мельница Стройка Мол. завод Макар Макар Макар —
Макар Пекарня Мельница Стройка Мол. завод Тарас Тарас Тарас —

Таблица 11.11

Варианты найма работников

Работо­датели Вари­ант Работники Ставка заработ­ной платы Объем труда При­быль
Пекарня Тарас, Макар Федот, Демьян
Мельница Тарас, Макар Федот, Демьян
Стройка Богдан, Тарас Тарас, Макар
Ферма Федот, Демьян Тарас, Макар
Молоко­завод Богдан, Тарас Прохор Богдан Прохор Богдан Тарас Макар

Таблица 11.12

Бланк трудового контракта

Трудовой контракт Ставка заработной платы  
Работодатель   Работник 1   Работник 2  
Труд   Рабочий день 1   Рабочий день 2  
Прибыль   Доход 1   Доход 2  
Функции спроса на труд и предложения труда
Ставка заработной платы
Спрос работодателя        
Предложение работника 1        
Предложение работника 2        

Порядок проведения игры

1. Повторить понятия и теоретические положения, необходимые для проведения игры. Детально изучить алгоритмы построения функций спроса на труд и предложения труда, разобрать на доске пример из раздела «Теория».

2. Если число студентов в группе превышает 11, объединить студен­тов в группы так, чтобы было 11 групп.

3. Объяснить студентам цели и правила игры.

4. Перемешать и раздать карточки студентам (11 карточек: 6 работ­ников и 5 работодателей).

5. Раздать работодателям бланки трудовых контрактов.

6. Дать студентам 30-40 мин для определения функций спроса на труд и предложения труда, поиска партнеров по трудовому дого­вору (работодателя или работников) и оформление контрактов.

7. Собрать контракты вместе с соответствующими карточками; кар­точки работников, оставшихся без работы, а также карточки ра­ботодателей, оставшихся без работников.

8. Выставить баллы студентам, подвести итоги игры.

Пример игры

1. Исходные данные:

* студентов —11;

* работников — 6;

* предприятий — 5;

* возможные ставки зарплаты: 25,35,45, 55 руб./ч.

2. Преподавателю сданы три контракта. Два работодателя (стройка и ферма) остались без работников. Один работник (Макар) ос­тался без работы.

3. Параметры контрактов:

* Контракт 1. Работодатель — мельница, работники — Федот и Демьян. Ставка зарплаты — 55 руб., суммарный объем труда —

8 ч, рабочий день каждого работника — 4 ч, прибыль мельницы — 260 руб. Функция спроса на труд мельницы и функции предло­жения труда работников определены верно. Контракт действи­телен.

* Контракт 2. Работодатель — молокозавод, работник — Про­хор. Ставка зарплаты — 45 руб., объем труда (рабочий день) — 4 ч, доход Прохора — 180 руб., прибыль молокозавода — 85 руб. Функция спроса на труд молокозавода и функция предложе­ния труда Прохора определены верно. Контракт действителен.

* Контракт 3. Работодатель — пекарня, работники — Тарас и Богдан. Ставка зарплаты — 35 руб., суммарный объем труда — 9 ч, рабочий день Тараса — 4 ч, рабочий день Богдана — 5 ч, прибыль пекарни — 288 руб., доход Тараса — 140 руб., доход Богдана — 175 руб. Функция спроса на труд пекарни и функ­ция предложения труда Тараса и Богдана определены верно.

Контракт 3 недействителен. Все расчеты произведены верно, за исключением одного: суммарный объем продаваемого работника­ми труда (9 ч) меньше 14 ч — объем спроса пекарни при ставке зарплаты 35 руб. По правилам игры (пункт 8) это не допускается. Контракт 3 представлен в табл. 11.13.

4. У студентов, не подписавших контракты, проверена правиль­ность определения функций спроса и предложения. Работодатель «Стройка» неверно определил функцию спроса на труд. Работо­датель «Ферма» и работник Макар верно определили функцию спроса и функцию предложения соответственно.

5. Итоги игры:

* пять баллов получает Прохор, — он сумел добиться максималь­но возможного дохода в 180 руб.

* четыре балла получают работники Федот и Демьян, а также работодатели «Мельница» и «Молокозавод». Все они подписали действительные контракты, но не добились максимально возможного финансового результата (дохода или прибыли).

* три балла получают работник Макар и работодатель «Ферма». Они верно определили соответствующие функции и при этом не подписали «сомнительные» контракты.

* два балла получает работодатель «Стройка». Он неверно опре­делил функцию спроса на труд, но проявил осторожность в выборе деловых партнеров и предпочел не подписывать кон­тракт (либо не нашел варианта).

Таблица 11.13

Наши рекомендации