Тема 2.3 П (Пр. зан.) Маркетинговые исследования

Изучение и анализ маркетинговой среды и условий рынка

Время – 6 часов

Вопросы занятия

Основные цели и принципы маркетингового исследования.

2. Структура, схема и этапы маркетингового исследования. Объекты и субъекты маркетинговых исследований.

3. Информационное обеспечение и методика проведения маркетинговых исследований. Кабинетные и внекабинетные (полевые) рыночные исследования. Наблюдение. Эксперимент. Выборочное обследование. Анкетирование. Панельный метод.

4. Маркетинговая информация и ее источники. Классификация маркетинговой информации. Виды маркетинговой информации. Первичные и вторичные источники информации. Внешняя и внутренняя информация.

5. Маркетинговая среда предприятия.Внешняя и внутренняя среда. Факторы макросреды и факторы микросреды предприятия. Внутренняя среда предприятия, основные ее переменные.

6. Анализ конъюнктуры рынка. Понятие конъюнктуры рынка и за-дачи ее изучения. Анализ спроса и его эластичности. Анализ предло-жения и рыночной доли. Понятие емкости рынка. Анализ уровня конкуренции и конкурентов. Анализ динамики цен и перспектив развития рынка. Основные показатели анализа условий рынка.

Задание для выполнения практической работы:

1. Сделайте маркетинговый анализ рынка, дайте общую характеристику конъюнктуры товарного рынка в г. Череповце:

- оцените состояние спроса на товар;

- определите емкость рынка;

- определите рыночную долю фирмы на текущий момент на основе сопоставления объемов продаж конкретного товара различными фирмами;

- дайте перспективную оценку доли рынка путем сопоставления маркетинговых усилий всех фирм-конкурентов, действующих на рынке, с маркетинговыми усилиями своей фирмы;

- оцените уровень конкуренции на исследуемом рынке и определите место своей фирмы по отношению к конкурентам, выявите возможные конкурентные преимущества.

2. Сделайте анализ производственно-сбытовых возможностей фирмы, используя метод SWOT-анализа.

Вопросы для самоконтроля

1. Что представляет собой маркетинговая информационная система, из каких элементов она состоит?

2. Объясните роль маркетинговых исследований в процессе управления предприятием.

3. Дайте характеристику основных этапов процесса маркетингового исследования.

4. Какую направленность по целям могут иметь маркетинговые исследования?

5. Назовите объекты маркетинговых исследований.

6. В каких случаях целесообразно проводить кабинетные или полевые исследования?

7. Охарактеризуйте основные возможности и ограничения количественных и качественных исследований.

8. Определите содержание наблюдения как способа сбора исходных данных для маркетинговых целей.

9. Раскройте содержание и цель экспериментального исследования.

10. Каковы способы проведения опроса?

11. Каковы основные требования к составлению анкеты?

12. Раскройте классификацию видов маркетинговой информации.

13. Что собой представляют первичные источники маркетинговой информации?

14. Что относится ко вторичным данным в маркетинговых иссле-дованиях?

15. В чем заключаются различия между внутренней и внешней маркетинговой информацией?

16. Какова суть фокус-группы как метода качественных исследований?

17. Что собой представляют выборочные обследования?

18. Раскройте суть панельного метода маркетингового исследования.

19. Каковы основные способы прогнозирования?

20. Что представляют собой оценочные, экспертные и статистические методы прогнозирования?

21. Раскройте содержание контент-анализа как метода проведения кабинетных исследований.

22. В чем заключается сущность бенчмаркинга как вида маркетинговых исследований?

23. Дайте определение маркетинговой среды.

24. Охарактеризуйте факторы макросреды и факторы микросреды предприятия.

25. Дайте характеристику внутренней среды предприятия и основных ее переменных.

26. Каков характер взаимодействия между внешней и внутренней маркетинговой средой?

27. Что представляют собой контактные аудитории?

28. Для каких целей предприятию необходим анализ рынка?

29. Дайте определение конъюнктуры рынка.

30. Назовите задачи изучения конъюнктуры рынка.

31. Раскройте содержание понятия эластичности спроса.

32. Дайте характеристику коэффициента эластичности спроса по цене.

33. Что такое емкость рынка? Назовите способы ее определения.

34. Как определяется рыночная доля предприятия на текущий момент времени, и каким способом осуществляется перспективная оценка доли рынка?

35. Раскройте содержание маркетинговых действий, которые предполагает анализ конкурентов.

36. Что собой представляет конкурентная карта рынка?

37. Определите сущность понятия «конкурентное преимущество».

38. Дайте характеристику методу SWOT-анализа.

Литература

1. Армстронг, Г. Основы маркетинга / Г. Армстронг, В. Вонг, Ф. Котлер, Д. Сандерс. – М. : Вильямс, 2008.

2. Багиев, Г.Л. Маркетинг : учебник / Г.Л. Багиев. – СПб. : Питер, 2006.

3. Басовская, Е.Н. Маркетинг : курс лекций / Е.Н. Басовская, Л.Е. Басовский. – М. : ИНФРА-М, 2009.

4. Березин, И.С. Маркетинг и исследование рынка / И.С. Березин. – М. : Деловая литература, 2006.

5. Благоев, В.И. Маркетинг в определениях и примерах / В.И. Благоев. – СПб. : Двадцатый трест, 2007.

6. Голубков, Е.П. Основы маркетинга : учебник / Е.П. Голубков. – М. : Финпресс, 2008.

7. Кеворков, В.В. Практикум по маркетингу : учебное пособие / В.В. Кеворков, Д.В. Кеворков. – М. : КНОРУС, 2005.

8. Котлер, Ф. Маркетинг – менеджмент / Ф. Котлер. – СПб. : Питер, 2005.

9. Котлер, Ф. Маркетинг по Котлеру : как создавать, завоевывать и удерживать рынок / Ф. Котлер. – М. : Альпина Бизнес Букс, 2005.

10. Ламбен, Ж.-Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок. Стратегический и операционный маркетинг / Ж.-Ж. Ламбен. – СПб. : Питер, 2007.

11. Маркетинг : учебник / Под ред. Т.Н. Парамоновой. – М. : Кнорус, 2007.

12. Маркетинг : общий курс : учебное пособие / Под ред. Н.Я. Калюжновой, А.Я. Якобсона. – М. : «Омега-Л», 2010.

13. Мешков, А.А. Маркетинг / А.А. Мешков, Б.А. Соловьев, Б.В. Мусатов. – М. : ИНФРА-М, 2009.

14. Ноздрева, Р.Б. Маркетинг : учебное пособие / Р.Б. Ноздрева, Г.Д. Крылова, М.И. Соколова. – М. : Велби-Проспект, 2005.

15. Панкрухин, А.П. Маркетинг : учебник / А.П. Петрухин. – М. : Омега-Л, 2007.

16. Планирование маркетинга : учебное пособие. / Под ред. Е.Е. Кузьминой. – Ростов н/Д : Феникс, 2007.

17. Попов, В.М. Сборник бизнес-планов : С рекомендациями и комментариями : учебно- методическое пособие / В.М. Попов, С.И. Ляпунов, С.Г. Млодик, А.А. Зверев. – М. : КНОРУС, 2006.

18. Соловьев, Б.А. Маркетинг : учебник / Б.А. Соловьев. – М. : ИНФРА-М, 2005.

19. Соловьев, В.А. Маркетинг : учебник / В.А. Соловьев, А.А. Мешков, Б.В. Мусатов. – М. : ИНФРА-М, 2010.

20. Хруцкий, В.Е. Современный маркетинг : Настольная книга по исследованию рынка : учебное пособие / В.Е. Хруцкий, И.В. Корнева. – М. : Финансы и статистика, 2003.

Наши рекомендации