Что должны знать родители и их близкие
В предшествующих главах мы довольно подробно останавливались на особенностях поведения детей с СДВГ. Мы уже обсудили с вами законы развития детей и общие стратегические правила поведения родителей и всех тех, кто имеет дело с нашими малышами. Теперь хотелось бы перейти к тактическим вопросам, дать родителям конкретные рекомендации, позволяющие последовательно, день за днем, регулярно и планово заниматься ребенком. Мы не боимся повторений материала, ибо слишком трудная задача стоит перед родителями. Давайте вместе пройдем путь, который, мы надеемся, приведет вас к успеху.
Первое, что нужно сделать, чтобы помочь вашему ребенку, вы делаете как раз сейчас: вы стараетесь разобраться в этом заболевании.
Второе, что не менее важно, – следует организовать соразмерное участие в воспитании ребенка родителей, родственников, воспитателей и уже в школе учителей. Одним родителям справиться очень сложно. Это очень непростое задание. Для тех, кто участвует в воспитании ребенка с СДВГ, мы попытаемся дать несколько советов .
• Вы можете советоваться по поводу своего ребенка наедине с друзьями, но нельзя забывать, что детям очень не нравится, когда их обсуждают прилюдно, например, в очереди в магазине.
• Следует объяснить ситуацию братьям и сестрам, ибо у них неминуемо будут конфликты. Они должны знать об этом заболевании и его последствиях.
• Иногда в процессе воспитания ребенка принимают участие несколько человек. Если некоторые из них не замечают никаких отклонений в поведении вашего ребенка и хвалят его, не разубеждайте их. Радуйтесь тому, что о ребенке отзываются хорошо.
• Если при визите к вам других детей ваш ребенок вел себя плохо, не обманывайте себя надеждой, что в следующий раз будет лучше. Целесообразнее готовить ребенка к общению с ровесниками. Желательно поговорить предварительно с их родителями, при этом можно представить реакцию некоторых из них.
• Все, кто занимается воспитанием вашего ребенка, должны обязательно знать особенности этого заболевания. К ним относятся няня, воспитательница детского сада, учительница, тренер, учитель музыки и т. д. Это же касается дедушек и бабушек, если они принимают участие в воспитании ребенка. Им непросто найти границы дозволенных послаблений в поведении малыша из-за желания побаловать. Желательно обговорить все эти вопросы с родителями, чтобы придерживаться единой линии.
• Одной из главных задач в воспитании вашего ребенка является необходимость придерживаться одинаковых требований со стороны всех участников этого процесса.
• Любите ребенка, но будьте последовательны. Если вы ставите условия, то придерживайтесь их. Если вы сказали «да», то это означает «да».
• «Закрывайте глаза» на мелочи. Не сердитесь, если дочка надела розовый свитер к красной юбке. Не устраивайте скандал, если ваш парень покрасил клок волос. Эти вопросы можно утрясти в спокойной и непринужденной обстановке несколько позже.
• Старайтесь создать ребенку спокойную обстановку.
• Давайте ему четкие и понятные указания.
• Предусмотрите «тайм-аут» при экстремальном поведении ребенка. Это значит, что если ребенок выйдет за рамки обычного поведения, отправьте его на несколько минут в отдельную комнату «остыть». Специалисты считают, что достаточно выделить времени из расчета 1 минута на год жизни. Не мешало бы найти при этом и себе спокойное место. Лучше всего приучать ребенка к подобной практике с раннего детства, чтобы не встретить потом отчаянного сопротивления. Маленького ребенка можно обнять и отнести в предусмотренное место. Желательно в таких ситуациях использовать всегда одинаковые слова для приказания. Например: «Достаточно – хватит!» Этому сопутствуют всегда определенные жесты. Опытные родители знают, что иногда достаточно соответствующего взгляда или жеста, чтобы ребенок понял, что от него хотят. Но к этому надо его приучить. Что очень важно, так это исключение после такого «тайм-аута» новых разбирательств. Продолжайте выполнение своего обычного рабочего плана. Спустя несколько часов при подходящей обстановке можно спокойно обсудить с ребенком его поведение. Еще раз напомним, что подход к ребенку должен быть единым у всех участников его воспитания.