Что должны знать родители о ФГОС

Рекомендация для родителей

Дошкольного Образовательного Учреждения»

Мы уже знаем, что введение ФГОС ( Федералный Государственный

Образовательный Стандарт) связано с тем, что настала

необходимость стандартизации содержания дошкольного образования, для

того чтобы, обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для

успешного обучения в школе.

Однако стандартизация дошкольного образования не предусматривает

предъявления жестких требований к детям дошкольного возраста, не

рассматривает их в жестких «стандартных» рамках.

Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей

дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и

навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих

психологическую готовность ребенка к школе. Необходимо отметить, что

наиболее значимое отличие дошкольного образования от общего

образования заключается в том, что в детском саду отсутствует жесткая

предметность. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной

деятельности. Стандарт дошкольного образования отличается от стандарта

начального образования еще и тем, что к дошкольному образованию не

предъявляются жесткие требования к результатам освоения программы.

Здесь необходимо понимать, что если к дошкольному образованию

будут заданы требования к результатам, аналогичные тем, что присутствуют

в стандарте начального образования, то мы лишим детей детства, не

учитывая самоценности дошкольного периода жизни и специфики

психического развития детей-дошкольников. Будет упорно осуществляться

подготовка детей к школе, где постоянно будет проверяться уровень

предметных знаний, умений и навыков. И ко всему к этому образовательный

процесс будет выстраиваться по подобию школьного урока, а это

противоречит специфике развития детей дошкольного возраста.

Поэтому, в дошкольном образовании определены две группы

требований, а не три, как в стандарте начального общего образования. Это

требования к структуре программы дошкольного образования и требования к

условиям ее реализации.

При этом педагогам дается ориентир конечной цели их деятельности.

В ФГОС указано, что одним из обязательных разделов программы любого

ДОУ является раздел «Планируемые результаты освоения детьми основной

общеобразовательной программы дошкольного образования». В нем описаны

такие интегративные качества (качества! а не ЗУНы: знания, умения,

навыки), которые ребенок может приобрести в результате освоения

программы: например, физически развитый, любознательный, активный,

эмоционально-отзывчивый, общительный и др.

Основная общеобразовательная программа помогает ребенку овладеть

базисным уровнем дошкольного образования. Она призвана обеспечить

дошкольнику тот уровень развития, который позволит ему быть успешным в

дальнейшем обучении, т. е. в школе и должна выполняться каждым

дошкольным учреждением.

В тексте ФГОС не употребляется слово «занятие», но это не означает

переход на позиции «свободного воспитания» дошкольников. Взрослые не

перестанут заниматься с детьми в российских детских садах. Но такая форма

образовательной деятельности как занятие не соответствует возрастным

особенностям детей дошкольного возраста. В современной теории и

практике понятие «занятие» рассматривается как занимательное дело, без

отождествления его с занятием как дидактической формой учебной

деятельности.

Новый документ ставит во главу угла индивидуальный подход к

ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного

детства и где сохраняется сама природа дошкольника. Факт повышения роли

игры как ведущего вида деятельности дошкольника и отведение ей

главенствующего места, безусловно, положителен, так как в настоящее время на первом месте стоит занятие. Необходимость отказаться от учебно-

дисциплинарной модели образовательного процесса – отказ от специально

организованной деятельности уже давно назрела.

Ведущими видами детской деятельности станут: игровая,

коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская,

продуктивная и др. Необходимо отметить, что каждому виду детской

деятельности соответствуют определенные формы работы с детьми.

Содержание основной программы включает совокупность

образовательных областей, которые обеспечат разностороннее развитие

детей с учетом их возраста по основным направлениям – физическому,

социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-

эстетическому. В программе нет привычных предметных областей – развития

речи, развития элементарных математических представлений, рисования,

лепки и т. д. Все это заложено в образовательные области.

Образовательные области введены для поддержания баланса между всеми

направлениями работы детского сада – все они в равной степени должны

быть представлены в образовательной программе дошкольного образования.

Если говорить о содержании дошкольного образования, то

необходимо отметить, обязательность его соответствия заявленным в

ФГОС принципам:

- принцип развивающего образования, целью которого является развитие

ребенка;

- принцип необходимости и достаточности(соответствие критериям

полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные

цели и задачи только на необходимом и достаточном материале,

максимально приближаться к разумному "минимуму")

- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с

возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и

возможностями образовательных областей;

Программа строится с учетом интеграции образовательных областей в

соответствии с возрастом детей. Интеграция разных образовательных

областей – важный сдвиг в структурировании программного материала.

Все образовательные области связаны друг с другом: читая, ребенок

познает; познавая, рассказывает о том, что узнал; взаимодействует со

сверстниками и взрослыми в процессе исследований и обсуждений. Так

взаимопроникновение и взаимосвязь образовательных областей

обеспечивают формирование у ребенка целостной картины окружающего

мира. Безусловно, в новых условиях возрастет роль взаимосвязи в работе

узких специалистов и воспитателей. Например, инструктор по физической

культуре участвует в проведении прогулок, организуя подвижные игры,

эстафеты по теме. Музыкальный руководитель будет осуществляет подбор

музыкального сопровождения для проведения мастерских, релаксации,

разминок, гимнастик и др.

- комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;

В соответствии с комплексно-тематическим принципом построения

образовательного процесса ФГОС предлагает для мотивации

образовательной деятельности не набор отдельных игровых приемов, а

усвоение образовательного материала в процессе подготовки и проведения

каких-либо значимых и интересных для дошкольников событий. Обучение

через систему занятий будет перестроено на работу с детьми по

«событийному» принципу. Такими событиями являются Российские

праздники (Новый год, День семьи и др.), международные праздники (День

доброты, День Земли и др.). Праздники – это радость, дань уважения, память.

Праздники – это события, к которым можно готовиться, которых можно

ждать. Проектная деятельность станет приоритетной. Критерием того, что

данный принцип заработает, станет живое, активное, заинтересованное

участие ребенка в том или ином проекте, а не цепочка действий по указанию

взрослого. Ведь только активный человек может стать успешным. - решение программных образовательных задач в совместной деятельности

взрослого и детей (образовательная деятельность, осуществляемая в процессе

организации различных видов детской деятельности и образовательная

деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов) и

самостоятельной деятельности детей;

Изменяется способ организации детских видов деятельности: не руководство

взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка –

это наиболее естественный и эффективный контекст развития в дошкольном

детстве.

- взаимодействие с родителями;

Документ ориентирует на взаимодействие с родителями: родители

должны участвовать в реализации программы, в создании условий для

полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте,

чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители

должны быть активными участниками образовательного процесса,

участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них

доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.

- И что еще очень важно, основная программа дошкольного образования

обеспечивает преемственность с примерными основными программами

начального образования, чего не было ранее.

Перспектива реформирования дошкольного образования вселяет надежду

на качественные изменения в данной сфере. Делается попытка преобразовать

некогда единую систему «общественного дошкольного воспитания» в

подлинную систему дошкольного образования как полноправную и

неотъемлемую ступень общего образования. Это означает фактическое

признание того, что ребенок дошкольного возраста нуждается не только в

опеке и уходе, но и в воспитании, и в обучении, и в развитии.

Таким образом, новые стратегические ориентиры в развитии системы

образования следует воспринимать позитивно. Во-первых, система

дошкольного образования должна развиваться в соответствии с запросами общества и государства, которые обнародованы в этом приказе. Во-вторых, в

приказе много положительного:

Желание сделать жизнь в детском саду более осмысленной и интересной.

Создание условий для того, чтобы воспитатель мог учитывать особенности

развития, интересы своей группы, специфику национально-культурных и

природных географических условий, в которых осуществляется

образовательный процесс и многое другое.

Попытка повлиять на сокращение и упрощение содержания образования для

детей дошкольного возраста за счет установления целевых ориентиров для

каждой образовательной области.

Стремление к формированию инициативного, активного и самостоятельного

ребенка.

Отказ от копирования школьных технологий и форм организации обучения.

Ориентация на содействие развитию ребенка при взаимодействии с

родителями.

Наши рекомендации