Курение и кофеупотребление как основание для выводов

Хоть люди обычно не торопятся побыстрее «врезать дуба», тем не менее, многие из них сами ускоряют этот грустный процесс. Эта, в частности, имеет место, когда общающиеся нарушают известную мудрость: «Курить — здоровью вредить». А курящих у нас, в отличие от «заевшихся» Америки и Японии, становится всё больше.

В принципе курение личное дело каждого. Любой человек волен курить и, следовательно, жить сколько сможет. Однако курящие делают своё «черное дело» не в далекой галактике, а нередко с нами рядом, где и без того экология не блещет. Поэтому прежде чем при коммуникации задымить, подумайте об окружающих. Даже, если они относятся к разряду тех, с которыми в разведку не ходят.

К сожалению, возраст курящих снижается. Младенцы, правда, ещё не курят, но похоже, что тоже начнут скоро втягиваться в этот процесс, общаясь с родителями, которые беззаботно их «обкуривают».

Раньше считалось, что не следует курить в помещении, где есть хоть один противник этого. Сейчас это правило получило несколько иное истолкование: противника курения при его протестах иногда просто выталкивают из этого помещения.

В различных учреждениях, общественных местах случается специально выделяются места для курения, правда, в основном «в окрестностях унитазов». Это у части курильщиков не вызывает особого возражения, поскольку позволяет им сразу получать не одно «удовольствие».

Уважающие не только себя люди не позволяют себе курить в купе поезда, в салоне парохода и т.д., если в них есть люди. Раньше не принято было курить во время общения на танцах. Теперь же этот вопрос многими решается «творчески», в том числе в зависимости от количества и качества выпитого.

Достойно сожаления и то, что в курении все более активное участие принимают и особы женского пола. В прошлом считалось недопустимым, если у кавалера находилась дымящаяся сигарета в руках или зубах. Теперь же решение этого вопроса нередко передаётся на усмотрение представительниц прекрасного пола. К сожалению, они в наше время при этом не проявляют той принципиальности, которая была присуща, допустим, Анне Карениной, когда она увидела приближающийся паровоз.

Многие некурящие лица избегают общения в ресторанах и барах, где их нередко обкуривают со всех сторон. В некоторых зарубежных странах у их посетителей такой проблемы нет, поскольку курение в них запрещено законодательными государственными актами (Франция, Германия США, Англия).

Недопустимо курить, общаясь с больным, если, конечно, у вас нет желания поскорее увидеть его в «белых тапочках». Раньше многие придерживались правила, согласно которому за столом можно было курить только после окончания приёма пищи и с согласия всех присутствующих. В нынешние времена это правило нередко не соблюдается, и радоваться тут нечему.

Достойно сожаления и то, что в тех местах, где скапливается немало народу, нередко можно увидеть такую картину: стоит какой-нибудь гражданин среди людей, допустим, на остановке и окуривает всех вокруг.

В минувшие времена мужчина не мог курить без согласия присутствующей при этом женщины. Теперь часто имеет место противоположная картина: дама нередко спрашивает согласия на своё курение у мужчины. В прошлом на даму, которая курила, показывали пальцем. Теперь же случается, показывают им на ту особу, которая этим не занимается. А многие молодые девушки уверены, что если они не будут курить, их будут считать не просто несовременными, а недоразвитыми.

В итоге по выборочной статистике у нас сейчас курят до 40% здравствующих женщин. Похоже, что в этом отношении они уже почти догнали сильный пол и на достигнутом не собираются останавливаться. Однако они не учитывают того, что курящая женщина быстрее стареет: на лице ее раньше появляются морщины, кожа становится менее эластичной, приятный и звонкий голос все больше напоминает скрип колес…

Есть ещё одно обстоятельство, которое наводит на размышление. Медики утверждают, что курящие женщины редко производят здоровую «продукцию». Есть и еще один неприятный для курящих женщин момент, о котором многие из них напрасно забывают. Мужчины обычно предпочитают «развлекаться» с курящими барышнями, а жениться на тех, которые никогда не держали сигарету в зубах.

Раньше не допускалось общение с человеком, у которого во рту дымит сигарета или папироса. Увы, сейчас это делается не всеми. Негативное впечатление производит и лицо, которое входит с горящей сигаретой в чужой дом. Если, конечно, хозяин или хозяйка тоже этим не увлекаются.

Не заслуживает одобрения и тот человек, который, приходя в чужой дом и начиная общение, достает из кармана сигареты и спички и кладет их перед собой на стол.

Если вы курильщик и пришли в дом, где живут такие же лица, при курении следует руководствоваться определенными правилами. Если хозяин предлагает вам сигарету, нужно сразу ее взять, а не искать свою. Отказаться можно только в исключительных случаях, если, например, у вас сигареты марки «Мальборо», а у хозяина «самокрутка». Папиросы и сигареты предлагают только из коробки. Берут их оттуда не выбирая, подряд. Предложенную сигарету не рассматривают и не откладывают на потом. Еще одно правило: младший дает прикурить старшему, мужчина — женщине. Не принято бросать окурки и спички на пол. Сейчас у некоторых к этому отношение иное, но лучше при этом руководствоваться старым правилом.

Неосторожное курение нередко является причиной пожаров, во время которых успешно стираются грани между «городом и деревней». Поэтому при курении не будем терять бдительность в этом отношении. Пепел лучше стряхивать не на пол, а в пепельницу. Надо дать по рукам тем, кто кладет горящую сигарету на край стола. А если есть желание сделать это, надо предварительно поинтересоваться у хозяина застраховал ли он свое имущество.

Неприлично делать два дела сразу: обнимать даму или мужчину и одновременно «шмалить». Правда, сейчас отношение к этому несколько изменилось, особенно если ни то, ни другое нельзя отложить на потом.

Незабываемое впечатление на общающихся производят сплевывающие при курении граждане и особенно эмансипированные гражданки. В этом случае у них проявляется много общего с «кораблём пустыни», когда он производит подобное действие.

При борьбе с курением в некоторой степени при коммуникации есть смысл использовать опыт прошлого. С 1634 г. в Московском государстве оно было запрещено вообще под страхом наказания кнутом или вырывания ноздрей. Курильщики с подобным наказанием, конечно, не согласятся, а вот среди некурящих, возможно, и найдутся лица, готовые «поработать» кнутом.

Нельзя забывать и то, что определенные выводы о своем партнере во время общения можно сделать, наблюдая за тем, как он курит, как часто он делает затяжки, как выдыхает дым и куда его направляет при этом.

Если перед вами уверенный в себе, довольный жизнью и вами человек, независимо от его пола, выдыхаемая им дымовая струя чаще всего направлена вверх.

А вот когда его струя направлена вниз, есть основания для беспокойства курильщик или что-то хочет от вас утаить, или он весьма недоволен или вами, или вашими высказываниями, или действиями.

Чем чаще собеседник делает затяжку и выдыхает дым вверх, тем больше ему присуща самоуверенность как черта характера. А если при этом струя направлена вниз, то этим он проявляет свое недовольство и его следует опасаться.

Когда партнер задумался, а выдыхаемая им струя направлена вверх, похоже, что к вашему предложению он скорее всего относится положительно, а если струя направлена вниз, то у него противоположные намерения.

Далекие от идеала люди, то есть склонные к неуравновешенности и агрессии, чаще держат зажженную сигарету большим и указательным пальцами. Кроме того, они склонны ломать окурок в пепельнице.

А тот, кто при гашении сигареты выводит с ее помощью круги, излишне "самоуверен и придерживается о себе высокого мнения.

Если вы увидели, что собеседник выдыхает дым через ноздри, наклонив при этом голову вниз, можете сделать вывод о том, что он вами сильно недоволен.

Кроме того, будем помнить, что выдыхание через нос вообще характерно для самодовольных и высокомерных людей.

В процессе общения, наблюдая за тем, как его участники пьют кофе, уже можно составить о них как о личностях некоторое представление.

Мало сомнений в том, что мужчина, который при этом употребляет немало сахара, не отличается решительным характером и не любит брать на себя ответственность, причем не только в критических ситуациях.

А вот мужчине, который сахар не употребляет, чаще присущи противоположные качества, в том числе и небоязнь ошибок.

Кофе с молоком предпочитают лица, которые легко «заводятся», легко возбудимы и достаточно ранимы.

Человек, живущий в основном эмоциями, но руководствующийся при этом нормами морали, стремится употреблять кофе с пенкой.

ПОЛЬЗА ГРАФОЛОГИИ

Одним из способов определения черт характера человека, с которым предстоит общение, допустим, перед тем как открыть ему банковский кредит или дать понять, что он не герой вашего романа, является использование относительно его возможностей графологии.

Неслучайно в западных странах (а теперь и не только в них) существуют специальные оценочные центры, производящие графологический анализ почерка претендентов на занятие тех или иных должностей в различных компаниях и фирмах, а также лиц, собирающихся выступить в роли жены или мужа.

Графологический анализ почерка в них производится по 238 признакам. Выявление и истолкование их помогает установить до 300 черт и свойств у человека, которому он принадлежит.

Графология определяет общие закономерности во взаимозависимости почерка личности и ее особенностей.

О слабой воле и нерешительности человека, с которым предстоит контакт, обычно сигнализирует его опрокинутый влево почерк, а высокие буквы — об аристократизме и утонченности.

Крупный почерк — обычно свидетельство откровенности, наклоненный вправо — увлеченности, сжатый — скупости, размашистый — расточительности, раздельное написание букв — рассудительности, мелкий — эгоизма и замкнутости, ровные буквы — спокойствия, жирные буквы — порочности натуры.

Людям, имеющим представление о графологии, бывает достаточно увидеть подпись особы, с которой предстоит общение, чтобы с большой долей вероятности представить как во время ее она будет себя вести.

Если подпись без вычурности, есть основание считать, что тот, кому она принадлежит, сочетает в себе одновременно и рассудительность, и склонность к риску, и не испытывает затруднения в процессе коммуникации.

Витиеватый росчерк при подписи сигнализирует о том, что от вашего собеседника можно ожидать самоуверенности и горячности при отстаивании своего мнения, а также о том, что он не так умен, как может показаться в начале общения.

Возникновение конфликтов

Причины возникновения конфликтов, иногда имеющих место в процессе коммуникации, различны. Суть их в стремлении разрешить несогласие и противоречия между ее участниками. При этом каждый из них отстаивает свое мнение, свою точку зрения или правомерность своих действий и поступков.

Стремятся также доказать ошибочность взглядов противоположной стороны, убедить ее в своей правоте. Причины, возникновения конфликтов можно разделить на два вида. Одни из них связаны с волей и желаниями их участников, с их стремлением доминировать или отстоять истину или справедливость. Однако немалая часть конфликтов возникает помимо желания и воли их участников. Объясняется это, прежде всего, двумя обстоятельствами: с одной стороны, в этом виноваты особенности психики людей, а с другой, то, что основная масса общающихся не имеет достаточно четкого представления о причинах, порождающих конфликты.

По утверждению психологов, их порождают конфликтогены, то есть поведение, действия, поступки и прочие проявления общающихся, которые вызывают несогласие или противодействие противоположной стороны.

Однако наличие конфликтогенов не всегда приводит к конфликту. К примеру, если вы в пылу спора сравните своего собеседника с ослом, это может и не породить конфликт. Допустим, когда, в этом сравнении есть доля истины. Это приводит к недооценке значения действия конфликтогенов, усыпляет нашу бдительность и способствует тому, что в процессе коммуникации они не всегда вовремя выявляются и устраняются.

Нередко конфликты порождаются тем, что общающиеся сознательно или бессознательно игнорируют действие закона эскалации конфликтогенов.

Суть его в том, что на адресованный человеку конфликтоген, он обычно старается ответить его автору тоже конфликтогеном, причем часто более сильным или максимально сильным из всех имеющихся в его распоряжении.

В основе действия закона эскалации конфликтогенов лежат не только психологические, во и физиологические факторы. Дело в том, что к возникновению конфликтов при коммуникации «прикладывают руки» и наши гормоны.

Поскольку конфликтогены побуждают к противоборству, их воздействие приводит к выделению в нашу кровь адреналина, придающего поведению агрессивность.

Когда конфликтоген настолько силен, что вызывает гнев или ярость, это приводит к выделению в нашу кровь норадреналина, ещё больше повышающего агрессивность.

Действие закона эскалации конфликгогенов наглядно проявляется, к примеру, во время общения между пассажирами в общественном транспорте. В троллейбус входит современная ещё не старая привлекательная женщина. Внимание пассажиров и мужского, и женского пола она воспринимает спокойно. Вдруг водитель резко тормозит, и она толкает стоящего сзади гражданина неопределённого возраста. Тот этим остается весьма недоволен. Затем между ними происходит такой диалог:

— Ходят здесь всякие…

— Порасставляли здесь свои части тела — не пройдешь.

— Обтянула свою корму и думаешь, что тебе всё можно.

— Дядя, тебе на неё уже смотреть вредно. Из тебя уже песок сыплется!

— Это тебя, лахудра, не касается!

— Это я лахудра?! Да ты сам осёл «несвежий!»

— Яосёл «несвежий»?! Да ты сама корова крашенная!

— Ах ты, старый хрен! Я тебе покажу, какая я корова крашеная!

— Мне покажешь?! Да я сам тебе…

Каждый из участников этой ссоры употреблял конфликгогены всё более сильные, вызывавшие и более сильную ответную реакцию.

Игнорирование общающимися закона эскалации конфликтогенов нередко приводит к тому, что конфликты возникают иногда почти на пустом месте. Если общающиеся не будут о нём забывать, то и конфликтов между ними будет намного меньше, в первую очередь тех, в возникновении которых никто из них не заинтересован.

Первый конфликтоген может быть не только преднамеренным, но и результатом стечения обстоятельств, плохого настроения, физического недомогания, простого невнимания и т.д.

В этом случае он является непреднамеренным, воля человека в нём не задействована, а вот дальше события развиваются в соответствии с законом эскалации конфликтогенов.

Утром, после совместного завтрака, жена, уходя на работу, просит мужа, у которого сегодня выходной, вымыть посуду

Вечером вернувшаяся домой усталая жена увидела, что посуда не мыта, а муж у телевизора.

— Ты что не мог за целый день вымыть посуду?!

— Я не обязан выполнять женскую работу.

Далее вступил в действие закон эскалации конфликтогенов. Слово за слово, отстаивая каждый свою правоту, супруги крепко поругались.

В данном случае конфликтной ситуацией являются перегруженность женщины домашними делами и нежелание супруга ей помогать. Инцидентом послужила немытая, посуда.

Вернувшись в плохом настроении после командировки, супруга застает в своей, уже не такой ухоженной, как она ее оставила, квартире компанию подвыпивших мужчин во главе со своим «ненаглядным».

Недолго думая и не слушая объяснений мужа, она начала, не жалея голосовых связок, кричать, затем вытолкала из квартиры мужчин, включая своего супруга.

После этого она долго жаловалась на свою «разнесчастную» семейную жизнь, посвящая при этом мужу немало отрицательных эпитетов и наименований.

Затем, переодевшись и успокоившись, она неожиданно вспомнила, что у ее супруга сегодня день рождения. Она кинулась ко входной двери, но за ней уже никого не было.

Причина конфликта здесь в том, что супруги невнимательны друг к другу. Возможно, они вообще «чужие» люди — супруга не помнит день рождения мужа, а он ее не встречает на вокзале.

Чтобы не допускать перерастания случайного конфликтогена в конфликт, начинающий действовать закон эскалации конфликтогенов надо сознательно прервать.

А для этого следует соблюдать определенные правши ему противодействия. Первое из них заключается в том, что ненужно во время коммуникации вообще употреблять различные конфликтогены, а надо осуществлять в этом отношении за собой контроль.

Во-вторых, следует контролировать свое поведение и в ином отношении — постоянно проявлять сдержанность при появлении первого адресованного вам конфликтогена и не отвечать на него тоже конфликто геном.

В-третьих, стараемся максимально владеть своими эмоциями, понять не только мысли, но и чувства собеседника, что нередко предотвращает появление первого конфликтогена. В-четвертых, делаем больше благожелательных посылов другим участникам коммуникации.

К ним относится все, что поднимает их настроение, в том числе доброжелательная улыбка, внимание, интерес, сочувствие, уважительное отношение, простая похвала, комплимент.

Такие посылы обычно настраивают людей на бесконфликтное общение. Объясняется это тем, что их результатом является выделение в кровь общающихся эндорфинов, то есть «гормонов удовольствия».

ВИДЫ КОНФЛИКТОВ

Существуют различные классификации конфликтов. Одна из них выделяет три их вида: конфликты превосходства, конфликты агрессивности, конфликты эгоизма.

Первые из них широко распространены в процессе общения. Они имеют разные проявления, а стремление к превосходству в них осуществляется в неодинаковых формах. Оно, прежде всего, проявляется в форме критики, замечания, угрозы, приказа, насмешки…

Другой формой проявления превосходства во время конфликтов служит снисходительное отношение к другим участникам коммуникации, но лишенное откровенной недоброжелательности («Успокойтесь», «Не обижайтесь»).

Проявление превосходства по отношению к ним может иметь место и в форме восторженного рассказа субъекта о себе, о своих достижениях, то есть в его хвастовстве.

Превосходство может осуществляться и с помощью менторского тона, категоричности в суждениях, чрезмерной уверенности в своей правоте, излишней самоуверенности, стремления навязать своё мнение или подчинить себе других.

При конфликтах такого типа первыми конфликтогенами могут быть высказывания типа: «Я уверен…», «Разумный человек не станет отрицать, что…», «Все считают, что…». Чтобы не начал при этом действовать закон эскалации конфликтогенов, разумно использовать вместо вышеуказанных те высказывания, которым присуща меньшая степень напора («Я думаю…», «Мне кажется, что…», «Многие считают…»).

К конфликгогенам в этом случае относятся и различные безапелляционные заявления типа: «Все судьи взяточники», «Все женщины обманщицы», «Все мужчины подлецы».

Стремление к превосходству в процессе коммуникации нередко находит осуществление и в форме навязывания партнеру своих советов, о которых он не просит.

Даже если при этом у субъекта самые благие намерения, тем не менее, он вольно или невольно демонстрирует свое превосходство (вы, дескать, сами не можете разобраться в вопросе).

Чтобы советы не являлись начальными конфликтогенами, их следует давать только тогда, когда об этом просит противоположная сторона.

Свое превосходство по отношению к ней можно продемонстрировать и путем неправомерного её перебивания, то есть тем самым показать ей, что ваши мысли и слова более ценны и важны, чем её, что именно вас, а не её, нужно слушать в первую очередь.

Утаивание от других информации — тоже одна из форм демонстрации своего превосходства во время общения. Это может вызвать состояние тревоги у собеседника и породить с его стороны ответный конфликтоген.

Конфликтогеном, направленным на демонстрацию своего превосходства, может быть и намеренное, случайное или невольное нарушение этики коммуникации, например, отсутствие приветствия или употребление слов и словосочетаний, которые могут вывести партнера из себя или его оскорбить.

Конфликты превосходства могут возникнуть и когда имеет место подшучивание над ним. Ответный конфликтоген со стороны объекта подшучивания не всегда проявляется сразу — он может поквитаться с обидчиком и позже.

Обман или попытка обмана могут быть тоже конфликтогеном. Он начинает действовать, когда один из участников коммуникации полагает, что другой «ниже» его, что он обман «проглотит» или что он есть дозволенное по отношению к другому нечестное средство достижения своей пели.

Малоприятной формой демонстрации своего превосходства является и напоминание собеседнику о произошедших с ним неприятностях или о ситуации, в которой он оказался не на высоте.

Перекладывание одним участником общения своей ответственности на другого тоже может послужить причиной возникновения конфликта превосходства. Например, он возникает, когда один студент, опасаясь, что сам не убережет ценную вещь, передает её на сохранение другому. А тот её или потерял, или ее уберег иным способом.

Конфликты превосходства также могут быть следствием Вольного или невольного унижения одним общающимся другого.

У супруги, к примеру, заработок выше, чем у мужа, и она нередко упрекает его тем, что он или не хочет, или неспособен зарабатывать больше. На этой почве возникают скандалы, инициатором которых является жена. Конфликт в этом случае порожден сознательным унижением ею мужского достоинства супруга.

Конфликтогеном, порождающим конфликт превосходства, может послужить и нежелание субъекта учитывать интересы объекта.

Жене нужно срочно уйти по своим делам, допустим, загадить с помощью косметолога «недоразумения» на своем лице.

А у мужа в это время свои проблемы, требующие его присутствия в другом месте, к примеру, в пивной, где друзья уже заждались.

Супруги вступают в коммуникацию, которая в начале проходит спокойно, а затем на повышенных тонах. В итоге крепко поругались.

Конфликт в данном случае — результат того, что у каждого из супругов свои интересы, поступаться которыми никто из них желания не проявил.

Нередко между общающимися имеет место второй вид конфликтов — конфликты агрессивности.

Порождающая их агрессивность может быть как природной, так и реакцией на сложившуюся ситуацию, на поведение партнера.

Непросто иметь дело с людьми, у которых агрессия проявляется как черта характера. К несчастью таких людей немало.

У большинства же природная агрессивность не выходит за пределы разумного, а имеет в основном ситуативный характер.

Степень проявления агрессивности у общающихся может также зависеть от половой, национальной принадлежности ее носителя, от его возраста и уровня сытости и опьянения. К примеру, повышенная агрессивность присуща подросткам мужского пола.

Общаться с человеком, отличающимся высокой природной агрессивностью, непросто, поскольку от него можно в любой момент ожидать выплескивания накопившегося, в том числе и беспричинного, раздражения в отношении других.

С другой стороны, низкая степень агрессивности не всегда является положительным фактором. Человеку, отличающемуся этим, трудно влиять на коммуникацию, не допустить в ней доминирования противоположной стороны, добиться своей цели.

Ситуативная агрессивность часто является ответом одного из участников на проявленную к нему агрессию со стороны другого.

Она может быть вызвана и иными сложившимися обстоятельствами, в том числе личными неприятностями, плохим самочувствием, физическим недомоганием…

Третий вид конфликтов — конфликты эгоизма — тоже нередко имеют место при общении. Первичным конфликтогеном в них служит отношение к другому его участнику лишь как к объекту и средству достижения своекорыстных интересов и целей.

Эгоист обычно стремится чего-либо добиться для себя за счет других, что у тех нередко порождает естественное противодействие.

Поэтому чем больше общающиеся исповедуют альтруизм, то есть ценностную ориентацию личности, при которой основным мотивом и критерием нравственной оценки своего поведения и поступков являются в первую очередь интересы других, тем меньше возникает конфликтов эгоизма.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ КОНФЛИКТОВ

Основное при этом — нужно постоянно держать в памяти то, что любое неосторожное высказывание может послужить первоначальным конфликтогеном, способным вызвать их цепь.

Стараемся по отношению к партнеру постоянно проявлять внимание и эмпатию, определять то, какой отклик у него вызовут ваши слова, поведение и действия.

Избежать конфликтов с другими участниками общения можно и если руководствоваться при этом следующим, приписываем Будде, мудрым изречением: «Истинная победа та, когда никто не чувствует себя побежденным».

Будем постоянно помнить, что различные проявления превосходства по отношению к другим, желание добиться доминирования над ними, не только редко приносят хорошие результаты в коммуникации, мешают достичь поставленной цели, но и часто порождают конфликты.

Проявления, в себе агрессивности по отношению к партнеру тоже следует сдерживать или вовремя их не допускать. Прилагаем усилия и к тому; чтобы не выпускать на него свой «пар». Используем в зависимости от своих личных качеств и особенностей складывающейся при коммуникации ситуации или активный, или пассивный, или логический способы снятия или уменьшения своей агрессивности.

При активном способе агрессивность погашается или снижается с помощью движений, физических усилий, физического напряжения. Это приводит к сгоранию адреналина, который в агрессивном поведении человека играет не последнюю роль.

Опытным путем установлено, что в наибольшей степени погашению или снижению агрессивности способствуют в первую очередь те физические усилия и действия, которые связаны с разрушением или разделением целого на части, в том числе рубка, копка, косьба.

Весьма положительное влияние на снятие агрессивности оказывают занятия физкультурой и спортом, особенно теми их видами, которые включают в себя удары, например, футбол, городки, волейбол, теннис, бадминтон, бокс.

Хоть в это и верится с трудом, но даже наблюдение человека за тем, как другие занимаются физкультурой и спортом, физической работой, в некоторой степени способствует сжиганию у него адреналина.

Доказано, что у болельщиков футбола мышцы сами по себе не остаются безучастными к тому; что их «хозяева» видят на стадионе. В результате при этом они сокращаются и расширяются, как будто болельщики сами борются на поле.

Полезно перед общением для снятия агрессивности «предаться» и физическим циклическим упражнениям, во время которых длительное время повторяются элементарные движения. Для этого, к примеру, можно использовать бег; плавание, быструю ходьбу, езду на велосипеде.

Если у вас есть сильное желание «выплеснуть жар», пробегите пару-другую километров, а лучше больше. После этого агрессивность или сильно уменьшается, или вообще исчезает.

Считается, что подобное же действие оказывает на агрессивно настроенного человека и просмотр по телевизору программ, несущих большую эмоциональную нагрузку, в том числе детективов и фильмов ужаса.

Такое же действие может оказать на человека, которому нужно уменьшить степень своей агрессивности, и его интенсивное занятие танцами, особенно если партнер или партнерша ему по душе.

В сериалах и фильмах, причем не только в зарубежных, можно увидеть как их герои, чтобы успокоиться, грохают чашку-другую в сердцах о пол.

Для осуществления этого способа снятия агрессивности в нужный момент разумно заранее приобрести набор не очень дорогой посуды, чтобы не было жалко пустить её при случае в ход.

Можно для снятия своей агрессивности позаимствовать опыт японских компаний, которые оборудуют для этого специальные помещения. В них размещаются манекены, изображающие руководящий состав компании.

И каждый её работник, испытывающий агрессивность по отношению к тому или иному её руководителю, в любой момент может снять или уменьшить её, отдубасив с удовольствием его манекен палкой.

Человеку, испытывающему желание «выпустить пар», перед коммуникацией можно успокоить себя и с помощью пассивного способа снятия агрессивности.

Его суть в том, чтобы найти подходящего терпеливого человека и ему вволю «поплакаться», выговориться, пожаловаться.

Особенно этот способ эффективно действует на женщин, как на более эмоциональных особ. Мужчины же в этом отношении являются более устойчивыми личностями — им чаще не пристало жаловаться и плакаться.

У женщин есть и другое при снятии собственной агрессивности преимущество. Им нередко становится легче, меньше хочется «воевать» после того, как они, не жалея «жидкости», поплачут. При этом вместе с нею из их организма выводятся ферменты, повышающие агрессивность и напряжение.

Использование логического способа борьбы с собственной агрессивностью основано на самоубеждении. Но оно доступно не всем, а только тем рациональным личностям, которые предпочитают логику всему остальному и обладают необходимой для этого волей.

Многих конфликтов среди общающихся можно избежать, если они будут меньше себя любить, вовремя преодолевать или преуменьшать свои эгоистические устремления и чувства.

Любовь к себе не должна иметь гипертрофированную форму, не превращаться в постоянное стремление за счет других чего-то достичь.

Хорошим средством от проявления эгоизма является самокритичность и аргументированная, дозированная и корректная критика со стороны других участников общения. Те, кто ее не воспринимает или воспринимает плохо, чаще всего порождают конфликтогены.

Наши рекомендации