Другие проблемы этики и целесообразности.
Учет этических проблем особенно важен, когда исследование предполагает процедуры потенциального вмешательства, обман, использование наказания, использование денежного вознаграждения испытуемых или других инициатив, или же возможное принуждение. Исследователи должны быть особенно восприимчивы, прежде всего в лонгитюдных исследованиях, к возникновению неожиданных кризисов, непредвиденных последствий исследования и к вопросам, касающимся продолжения исследования, когда результаты показывают, что требуется какой-то иной курс действий, чтобы обеспечить благополучие ребенка.
Многие проблемы исследования, которые, как правило, разрешаются за счет стандартизированных инструкций, процедур и опоры на предыдущий опыт и ожидания участников, осложняются ввиду обычно ограниченного опыта детей и непонимания ими новых исследовательских задач, а также из-за особых характеристик проблемных детей и семей. Дети с особыми потребностями могут быть для исследователей источником трудностей, таких как мотивация детей, способность уложиться в отведенное время, обеспечение того, чтобы инструкции были правильно поняты, и преодоление возможной скуки, рассеянности и усталости. Аналогичным образом, семьи детей с проблемами часто демонстрируют характеристики, которые могут ставить под угрозу их участие в исследовании. К этим характеристикам относятся высокие уровни стресса, семейные разногласия, психические расстройства у родителей (например, тревога и депрессия), расстройства на почве употребления стимулирующих веществ, ограниченные ресурсы и/или время для исследования и слабые вербальные способности.
Окончательную ответственность за этическую чистоту любого исследовательского проекта несет исследователь. Исследователям рекомендуют или, в случае исследования, финансируемого федеральным правительством, от них требуют обращаться за советом к коллегам. В больницах, университетах, школах и других учреждениях существуют специальные комиссии, оценивающие научные исследования с точки зрения их опасностей и выгод. Эта оценка предполагает соотнесение издержек, которые несут участники исследования, в плане неудобств и возможного психологического или физического вреда, с важностью исследования для прогресса науки и улучшения жизненной ситуации ребенка. Если существуют какие-либо опасности для безопасности и благополучия ребенка или семьи, устранение которых исследователи не могут обеспечить, приоритет всегда отдается участникам исследования.
Итоги раздела.
— Исследования в детской патопсихологии должны отвечать определенным стандартам, которые защищают детей и семьи от стрессовых процедур, включая информированное согласие и выражения согласия, добровольное участие, конфиденциальность, анонимность и безопасность.
— Чтобы исследование отвечало этическим стандартам, исследователи должны обращаться за советами к коллегам, а их работа должна оцениваться ревизионными комиссиями по этике. Окончательная ответственность за этическую чистоту любого исследовательского проекта ложится на исследователя.
Ключевые термины.
Эпидемиологическое исследование (epidemiological research)
Уровни инцидентности (incidence rates)
Уровни превалирования (prevalence rates)
Переменные-модераторы (moderator variables)
Переменные-медиаторы (mediator variables)
Эффект лечения (treatment efficacy)
Эффективность лечения (treatment effectiveness)
Стандартизация (standardization)
Надежность (reliability)
Валидность (validity)
Электроэнцефалограмма (electroencephalogram)
Нейроизображение (нейроимеджинг) (neuroimaging)
Естественное наблюдение (naturalistic observation)
Структурированное наблюдение (structured observation)
Внутренняя валидность (internal validity)
Внешняя валидность (external validity)
Коморбидность (comorbidity)
Истинный эксперимент (true experiment)
Коэффициент корреляции (correlation coefficient)
Случайное определение (random assignment)
Естественный эксперимент (natural experiment)
Ретроспективный план (retrospective design)
Проспективный план реального времени (real-time prospective design)
Аналоговое исследование (analogue research)
Изучение случая (история болезни) (case study)
Экспериментальный план для одиночных случаев (single-case experimental design)
План с множественным базисом (multiple-baseline design)
Исследование методом поперечных срезов (cross-sectional research)
Лонгитюдное исследование (longitudinal research)
Когорта (cohort)
Ускоренный лонгитюдный план (accelerated longitudinal design)
Качественное (квалитативное) исследование (qualitative research)
Информированное согласие (informed consent)
Выражение согласия (assent)