Возрастные особенности и потребности детей
Школа вожатского мастерства
Лекция №5
План лекции:
· Основные положения «Конвенции о правах ребенка»;
· Возрастные особенности и потребности детей младшего школьного возраста.
«Конвенции о правах ребенка»
1. Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь, а государства обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка.
2. Каждый ребенок имеет право на имя и гражданство с момента рождения.
3. Во всех действиях судов, учреждений социального обеспечения, административных органов, занимающихся проблемами детей, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Надлежащим образом должно учитываться мнение ребенка.
4. Дети не должны разлучаться со своими родителями, за исключением случаев, когда это осуществляется компетентными органами в интересах их благополучия.
5. Родители несут ответственность за воспитание ребенка, однако государства должны оказывать им надлежащую помощь и развивать сеть детских учреждений.
6. Государства должны обеспечивать защиту детей от причинения им физического или психологического ущерба и от плохого обращения, включая сексуальное злоупотребление и эксплуатацию.
7. Неполноценные дети имеют право на особое обращение, образование и заботу.
8. Школьная дисциплина должна поддерживаться с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка. Образование должно готовить ребенка к жизни в духе понимания мира и терпимости.
9. Дети должны иметь время на отдых, игры и одинаковые возможности заниматься культурной и творческой деятельностью.
10. Государства должны обеспечивать защиту ребенка от экономической эксплуатации и работы, которая может помешать поучению образования или нанести ущерб его здоровью и благополучию.
11. Государства должны защищать детей от незаконного употребления наркотиков и от участия в производстве наркотиков и торговле ими.
12. Дети, затрагиваемые вооруженным конфликтом, находятся под особой защитой.
13. Дети меньшинств и коренного населения должны свободно пользоваться достоянием собственной культуры и родным языком.
14. Дети, которые были подвергнуты плохому обращению, задержанию или пострадали от надсмотра, должны получать надлежащее обращение или проходить подготовку в целях их восстановления и реабилитации.
15. С детьми, ставшими участниками нарушений уголовного законодательства, должны обращаться так, чтобы способствовать развитию в них чувства достоинства и значимости, и чтобы содействовать их реинтеграции в жизнь общества.
16. Государства должны широко информировать о правах, содержащихся в Конвенции, как взрослых, так и детей.
Возрастные особенности и потребности детей
Младший возраст (6-9 лет)
Переход от дошкольного детства к школьной жизни – один из переломных моментов в развитии человека.
Физический рост и развитие:
· руки и ноги растут быстрее тела;
· общее управление телом хорошее;
· координация глаз и рук улучшается к 7 годам;
· сердечно-сосудистая система отстает в своем развитии от других органов и систем, что приводит к быстрой утомляемости, особенно от однообразных движений;
· невелик запас прочности опорного аппарата; слаба мускулатура, особенно спины и брюшного пресса, что повышает возможность различных травм во время игр (растяжение связок и т.д.), нарушение осанки;
· активно развивается нервная система ребенка, отличаясь повышенной возбудимостью.
Характерные особенности:
· высокий уровень активности;
· желание научиться различать, что такое хорошо и что такое плохо;
· лучшая награда – похвала;
· стремление получить время на самостоятельные занятия;
· формирование целеустремленности, или самоуверенности, или агрессии;
· кризис 7 лет - «кризис непосредственности»;
· считают друзьями тех, кого видят чаще других;
· отличаются конкретностью мышления;
· высокий авторитет старшего товарища;
· бурно проявляют эмоции;
· неудача вызывает резкую потерю интереса к делу.
Дети этого возраста нередко впервые надолго (более 20 дней) отрываются от привычных домашних условий, расстаются с близкими людьми, оказываются в обществе незнакомых детей и взрослых. Большинство детей этого возраста отличаются подвижностью, любознательностью, активностью и непоседливостью. Они не могут долго концентрировать внимание на каком-либо предмете или объекте, поэтому время их занятий должно быть коротким, а различные виды деятельности чередоваться между собой и иметь обязательно игровой характер.
В эти годы дети особенно эмоционально относятся к требованиям лагеря и правилам внутреннего распорядка отряда. Появляется умение сопоставлять и сравнивать наблюдаемое, критическое отношение к действиям и поступкам товарищей. Вместе с тем новый режим, новые нагрузки, прежде всего на психику ребенка, требуют разрядки, которую можно найти в играх.
Также нужно помнить, что овладение навыками и умениями в этом возрасте более эффективно проходит на уровне непроизвольного - запоминания (в частности, в игре).
Таким образом, основной вид деятельности в этом возрасте - игра. Именно игра приходит на помощь вожатому.
При организации игр нужно учитывать анатомо-физиологические особенности детей этого возраста. Они очень податливы различным влияниям окружающей среды, быстро утомляются (особенно их утомляют длительные по времени однообразные движения). Это связано с их физическим развитием.
Поэтому в занятиях с детьми младшего возраста должны быть максимально задействованы подвижные игры без особых нагрузок, с ограничением прыжков и бега, направленные на развитие умения лазать по тренажерам и пользоваться качелями. Используйте в работе ритмические виды деятельности, пение, драматические постановки.
Вожатый не только организует досуг ребенка, но и следит, как он справляется с элементарными бытовыми проблемами: правильно ли одет во время плохой погоды, какую выбрал одежду в жаркий день, в каком состоянии находится его белье, может ли сам привести себя в порядок (помыться в душе, причесать волосы, остричь ногти и т.д.).
Ребят необходимо обеспечить конкретными поручениями, но дать им творческую свободу при их выполнении. Вожатый обязан помнить, что перед тем, как дать любое поручение, нужно провести разъяснительную работу. Если идет уборка помещения, то, прежде всего, вожатый лично должен показать, как заправляется кровать, как расположить вещи в тумбочке, где находится шкаф.
Ребята этого возраста остро нуждаются в оценке своих действий, их необходимо хвалить. Малышам за их удачи обязательно нужно вручать награды. Пусть это будут самодельные медали со словами «Самому ловкому», «Самому веселому», «Самому находчивому» и т.д., но они дают ребенку реальное ощущение успеха, создают необходимый эмоциональный подъем.
Малыши обладают небольшим опытом коллективных взаимоотношений. Поэтому отрядные вожатые должны позаботиться о создании доброжелательной обстановки в младшем отряде, научить ребят жить в коллективе, заботиться друг о друге, участвовать в общественно-полезных делах, бережно относиться к собственности лагеря, выполнять разнообразные поручения в отряде, соблюдать режим дня и дисциплину.
И здесь важно отметить, что даже среди наиболее активных детей, которые охотно включаются в коллективную деятельность и берутся за выполнение различных поручений, довольно часты случаи, когда они не справляются с поставленными задачами. Это обусловлено тем, что дети не смогли усвоить сути задания и поэтому быстро утратили к нему свой интерес. Поэтому при работе с «малышами» вожатый должен не только поддерживать у ребят интерес на протяжении всей совместной деятельности, но и помочь им определиться в своих действиях.
Для того, чтобы маленькие школьники могли самостоятельно управлять своим поведением, необходимо соблюдать следующие условия:
– добиваться формирования у ребенка достаточно сильного и устойчивого (во времени) мотива поведения;
– ставить цель, которая должна быть понятной, конкретной (иметь определенные качественные и/или количественные характеристики), доступной – реально выполнимой (достижимой в существующих условиях);
– процесс выполнения сложного задания подразделять на этапы, действия, операции (не нужно давать ребятам сразу все задания);
– со стороны взрослого необходим систематический контроль за действиями ребенка или детского коллектива.
Желательно, чтобы все дела и поручения были не только конкретными и понятными для ребенка, но и эмоционально окрашенными.
Время от времени предоставляйте детям свободу действий, выбора игры, занятия по душе, по интересам.
В младшем школьном возрасте дети активно овладевают навыками межличностного общения. Они, как правило, очень хотят общаться со своими сверстниками и стремятся завязать с ними дружеские отношения.
В то же время в процессе формирования межличностных отношений младших школьников значительная роль отводится вожатому. В начальный период знакомства детей (в первую очередь 7-8 лет), попадая в новую для себя обстановку и коллектив, начинают чувствовать себя дискомфортно и поэтому пытаются избегать непосредственных контактов. Даже у детей не испытывающих сложностей в процессе коммуникации можно наблюдать отсутствие самостоятельной инициативы в организации общения с незнакомыми сверстниками или взрослыми.
Гораздо быстрее взаимодействовать между собой дети начинают посредством взрослого. Поэтому задача вожатого – помочь детям в достойной и уважительной форме представить себя отряду, создать «почву» для свободного, дружеского общения. Лучше всего это можно сделать посредством различных игр. В этот возрастной период игра – это то, что в наибольшей мере соответствует уровню развития и потребности ребенка.
Пока у детей еще не сложились цельные представления о себе (личностная самооценка), они безоговорочно принимают и усваивают оценки значимого для них взрослого. Особенно этот эффект заметен тогда, когда взрослый вызывает у детей симпатию, положительный эмоциональный отклик. И наоборот, систематически высказываемые взрослым отрицательные мнения о ребенке, резкие замечания типа: «Опять ты мешаешь всем!», «Ты подводишь отряд!» могут стать для остальных детей своеобразным «ярлыком», характеризующим данного ребенка. В результате подобные малопродуманные, непрофессиональные действия вожатого могут предопределить негативное отношение детей к излишне критикуемому ребенку.
Также отрицательное влияние на положение младшего школьника может оказать и неумеренное захваливание, так фактически оно будет ставить его в особое положение, противопоставляя всем остальным ребятам: «Маша опять всё сделала быстрее всех!», «Маша самая аккуратная!», «Маша самая активная!». Частое употребление аналогичных фраз может привести к тому, что дети станут завидовать Маше, начнут избегать ее, будут относиться к ней с нескрываемой неприязнью или даже озлобленностью.
В процессе своего взаимодействия с детьми вожатый должен быть не только на чеку, но и тщательно следить за тем, чтобы невольно не стать причиной разрушения межличностных отношений детей.
На протяжении младшего школьного возраста понятие «дружба» имеет определенную динамику.
Для ребенка 6-7 лет: друзья – это дети, с кем он играет, кого он видит чаще других. Выбор друга определяется внешними причинами: дети сидят за одним столом, спят на соседних кроватях и т.д., то есть близость определяется в основном объективными (независящими от детей) факторами. В этом возрасте дети больше обращают внимание на поведение, чем на качества личности сверстника. Межличностные связи легко устанавливаются и также легко разрушаются без каких-либо серьезных последствий для бывших друзей.
В возрасте 8-11 лет дети считают друзьями тех, кто им помогает, отзывается на их просьбы, разделяет интересы, участвует в разрешении возникающих проблем, подсказывает выходы из сложных ситуаций. Для возникновения взаимной симпатии и дружбы важными становятся качества личности, такие как доброта, самостоятельность, уверенность в себе, честность и надежность.
Для популярности мальчиков большое значение приобретает физическая сила, ловкость. Для девочек – привлекательная внешность, принадлежность к лидерской группе, красивая одежда, игрушки.
К концу младшего школьного возраста на первом месте стоит общественная активность, организаторские способности, самостоятельность, уверенность в себе, честность. Красивая внешность по-прежнему важна.
С возраста 9-10 лет школьники начинают острее переживать замечания, полученные в присутствии значимой для них группы сверстников. Возрастает роль оценок, мнения окружающих. Обсуждение личностных качеств и поведения ребенка в присутствии коллектива сверстников может явиться мощным травмирующим фактором, последствия которого, в свою очередь, могут привести к нежелательным и сложно корректируемым деформациям нестабильной детской психики.
Дети младшего школьного возраста относятся к вожатым с особым доверием, а подчас и влюбленностью. Оставшись вдалеке от родителей, бабушек и дедушек, они видят в них свою защиту и опору. Поэтому вожатым младших отрядов необходимо не просто работать с душой, но и быть по-домашнему внимательными и заботливыми, предусмотрительными по отношению к своим воспитанникам.
Подводя итог вышесказанному, рассмотрим часто встречающиеся проблемы при работе с младшим школьным возрастом и варианты их решения.
Прогнозируемые трудности | Варианты решение |
1. Болезненно переживают разлуку с семьей (Слёзы) | 1. Отвлечь интересными делами, переключить внимание. |
2. Чувство страха перед независимостью, боязнь новой обстановки (Раздражительность, тоска по дому) | 2. Дать какое-либо задание, чтобы ребенок почувствовал себя нужным в новом коллективе. |
3. Любознательность (Множество вопросов) | 3. Внимательно выслушивать и спокойно отвечать, повторяя ответ несколько раз, сколько необходимо для понимания. |
4. Повышенный интерес ко всему неизвестному (Готовы пробовать всё на вкус) | 4. Проводить профилактические беседы. Рассказать детям о ядовитых ягодах, грибах, растениях. |
5. Демонстрируют свою смелость (Опасность травматизма) | 5. Избегать чрезмерных ограничений в деятельности детей, заполнять их жизнь полезными и нужными играми, состязаниями, следя при этом за соблюдением необходимых правил безопасности. |
6. Отсутствуют навыки самообслуживания и четкого режима дня (Трудно засыпают, просыпаются по ночам «попить», не умеют застелить постель, разбрасывают и теряют вещи, надевают грязную одежду, забывают чистить зубы, мыть руки перед едой, иногда ложатся спать в верхней одежде) | 6. Терпелива приучать к порядку. Контролировать соблюдение правил личной гигиены. Проявить особое внимание вечером, например, рассказать сказку. Не ругать ребенка за то, что разбудил вас ночью по своим нуждам. |
7. Домашние привычки (Привычка есть медленно, всухомятку) | 7. Пресекать перекусы, приучать к питанию по режиму, следить, чтобы съедали первое. Давать необходимое количество времени для приёма пищи. |
8. Впечатлительность, страхи и слезу в темноте | 8. Проявлять особое внимание вечером: не организовывать шумные игры, не читать и не рассказывать «страшных» историй, не читать на ночь сказок, в которых есть «элемент страха». Не оставлять детей в полной темноте. |
9. Быстро теряют интерес к занятиям, рассеянное внимание (Утомляемость) | 9. Частая смена видов деятельности, игры, конкурсы, соревнования не должны быть продолжительными п времени. Не давать поручений, связанных с точным учетом времени. |
10. Робкие и физически слабые дети (Неуверенность в себе). | 10. Давать нагрузку с учетом физического здоровья, без акцентирования на этом внимания. |
11. Подражание, копирование привычек, манеры поведения, лексикона взрослых. | 11. Не подавать дурного примера ни в чем. Следить за своим поведением, высказываниями. |
Период | Ведущий вид дея-тельности | Ведущий тип общения | Центральное возрастное образование | Советы старшему вожатому |
Особенности поведения | ||||
Дошколь-ное дет-ство (5-8 лет) | Сюжетно-ролевая игра | Внеситуативно – личностное общение с близкими взрослыми + общение со сверстниками | Возникает способность управлять собой и своим поведением; • формируется мотивационно – потребностная сфера; • формируется готовность к школьному обучению; • начало дифференциации внутренней и внешней стороны личности, ребенок начинает ориентироваться в своих чувствах, переживаниях, понимать себя как личность. | • Организация подвижных игр при ограничении прыжков и бега; • Развитие умения лазать и пользоваться качелями; • Использование ритмических видов деятельности; пение, драматические постановки; • Обучение правильным навыкам труда; • Обеспечение конкретности поручений и творческой свободы детей при их выполнении; • Представление детям свободы действия, развития способностей (при соблюдении нравственных норм, распорядка жизни детского лагеря и т.п.) |
• Сохраняется доверие к взрослому; • Высокий уровень активности; • Стремление научиться отличать, что такое «хорошо», что такое плохо; • Понимание различий пола; • Стремление к общению вне семьи; • Стремление получить время на самостоятельные занятия; • Ребенок может быть как целеустремленным, так и самоуверенным, агрессивным. | ||||
Младший школьный возраст (9-11 лет) | Учебная деятель-ность | Общение со сверстниками приобретает значимый характер | Качественно новый уровень регуляции поведения и деятельности. Складываются: • Рефлексия, анализ; • Внутренний план действий; • Развития нового познавательного отношения к действительности; • Ориентация на группу сверстников. | • Учет того обстоятельства, что дети этого возраста особенно нуждаются в поощрении и похвале; • Использование таких видов деятельности, которые дают простор проявлению мускульной активности; • Организация коллективных спортивных игр, занятий по интересам; • Организация разумного руководства; разумное направление пробуждающихся интересов к окружающему миру; стремление обстоятельно ответить на многочисленные вопросы детей |
• Появляется хороший друг того же возраста; • Ребенок входит в группу детей; • Начинается осмысленная оценка, а не только осуждение или безумное восхищение другими; • Поведение дифференцируется: мальчики – шумят, девочки – хихикают, шепчутся; • Формируется агрессивность у мальчиков, подчиненность у девочек; • Энергичны, быстры в действии, настойчивы, обладают энтузиазмом; • Часты беспокойные состояния, нуждаются в постоянной деятельности; • Любят коллективные игры; • Влюбчивы; • Боятся поражения, чувствительны к критике; Интересы постоянно изменяются; • Осознают себя в группе; • Стремление к соперничеству; • Шумны, спорят; Начало осознания моральных устоев; • Стремление к независимости от семьи. | ||||
Интерес к общению с отдельными сверстниками; • Возникает интерес к лицам противоположного пола; • Девочки интересуются мальчиками раньше, чем мальчики девочки; • Беспокойство о внешности; • Рост социальной активности; • Привыкание к своему телу; • Поиск себя; • Определение в выборе профессии; • Возникновение первой любви; • Проявляются крайности поведения типа: «Я знаю все!». |