Возрастные особенности детей 5-7 лет.

Дети 5-7 лет уже могут строить свое поведение, начинают осваивать сложные взаимодействия людей. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых. Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, игровое пространство усложняется.

Развивается изобразительная деятельность. Образы из окружающей жизни и литературных произведений становятся сложнее, рисунки приобретают сюжетный характер, более явными становятся различия между мальчиком и девочкой.

Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети овладеваю обобщенным способом обследования образца. Усложняется конструирование из природного материала. Дошкольникам уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры животных и людей.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление, продолжают совершенствоваться обобщения, внимания, речь. В высказываниях детей отражается расширяющийся словарь, характер обобщения. В результате правильно организованной работы, у дошкольников развивается диалогическая и некоторые формы монологической речи.

В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей, как предметов человеческой культуры; освоения форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника. К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития.

Законодательно – нормативное обеспечение программы:

1 Закон РФ «Об образовании».

2 Федеральный государственный образовательный стандарт ДО от 17.10 2013г.

3 Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации.

4 Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы»

5 СанПиН 2.4.1.3049-13.

6 Программа воспитания и обучения «От рождения до школы» Веракса Н.Е.

Актуальность программы:

В последние десятилетия в нашей стране произошло много сложных противоречивых событий, касающихся общественной жизни, политики, системы государственного и местного самоуправления. Ушли в прошлое некоторые праздники, появились новые; информация об армии и событиях, происходящих в ней, стала более открытой; в молодежной среде всё чаще отмечаются факты, связанные с национальным противостоянием; средства массовой информации усиленно пропагандируют западный, чуждый нам уклад жизни. В связи с этим у подрастающего

поколения наблюдается падение интереса и уважения к прошлому России, культуре своего народа, и культуре народов другой национальности. Поэтому одним из главных направлений в работе с детьми старшего дошкольного возраста является нравственно- патриотическое воспитание.

В программе:

- определены основные принципы, цели и задачи образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста;

- представлено содержание программы, направленное на обеспечение развития личности современного ребенка, его социализации;

- описаны вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы;

- определены планируемые результаты освоения ребенком программы как целевые ориентиры для взрослых;

- определены подходы к конструированию интерактивной предметно-развивающей среды, способствующей развитию и саморазвитию ребенка дошкольного возраста.

В основу реализации программы легли следующие принципы:

- принцип доступности - объем учебного материала доступен,

с учетом уровня развития и подготовленности детей

- принцип личностно- ориентированного подхода-

индивидуально-личностное формирование и развитие морального

облика человека, партнерство, соучастие и взаимодействие –

приоритетные формы общения педагога с детьми;

- принцип непрерывности – формирование у дошкольников

устойчивого интереса к постоянному пополнению своих

интеллектуальных и нравственных чувств.

- принцип последовательности - предполагает планирование

познавательного материала последовательно (от простого к

сложному ), чтобы дети усваивали материал постепенно, в

определенной системе;

- принцип преемственности – патриотическое

воспитание продолжается в начальной школе.

- принцип занимательности - изучаемый материал должен быть

интересным, увлекательным для детей. Этот принцип формирует у

детей желание выполнять предлагаемые задания, стремиться к достижению результатов.

Структура образовательной программы построена по трем разделам:

1 Целевой раздел включает в себя цели, задачи и планируемые результаты освоения программы; принципы и подходы к организации образовательной деятельности с детьми; характеристики особенностей современного ребенка старшего дошкольного возраста.

2 Организационный раздел включает в себя описание особенностей организации развивающей предметно- пространственной среды, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания по данной программе.

3 Содержательный раздел представлен содержанием образования по пяти образовательным областям, обозначенным в ФГОС дошкольного образования:

1 познавательное развитие;

2 речевое развитие;

3 социально- коммуникативное развитие;

4 художественно-эстетическое развитие;

5 физическое развитие.

Содержательный раздел включает в себя описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации содержания с учетом возрастных особенностей ребенка

Целевой раздел

1.1Цели образования ребенка дошкольного возраста:

1 Воспитание любви к малой родине, родному краю.

2 Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу, родному краю, культурному наследию своего народа.

3 Формирование бережного отношения к родной природе, окружающему миру.

4 Развитие интереса к русским праздникам, традициям и промыслам.

Реализация целей программы осуществляется через:

- введение краеведческого материала в работу с детьми, с учетом принципа постепенного перехода от более близкого ребенку к мене близкому, путем временного измерения: прошлое, настоящее, будущее;

- формирование личного отношения к фактам, событиям, явлениям в жизни города;

- создание условий для активного приобщения детей к социальной действительности;

- осуществление деятельного подхода в приобщении детей к истории, культуре, природе родного края;

- создание предметно-пространственной среды для самостоятельной и совместной деятельности взрослых и детей, которая будет способствовать развитию личности ребенка на основе народной культуры, с опорой на краеведческий материал ( предметы быта, декоративно-прикладного искусства);

- разнообразие форм, методов и приемов организации образовательной деятельности с детьми:

а) детско-взрослые проекты ( дети- родители-педагог);

б) мини-музеи, выставки, экскурсии, детское портфолио, акции ( природоохранные, социальные и т.д.);

в) клубные формы с родителями;

г) формы сотрудничества с социальными партнерами (школа, библиотека, музей, ЦДТ, спортивный комплекс, стадион, пожарная часть, ГИБДД и т.д.): экскурсии, целевые прогулки, гостевые, культурно - досуговая деятельность, совместные акции, проекты, конкурсы, фестивали, соревнования, дни « Здоровья». Материал программы систематизирован и представлен в виде тематических блоков:

Наши рекомендации