Стилевое единство периодического издания - следствие организации речевых единиц одним субъектом речи
В литературоведении и лингвистике стиль часто рассматривается прежде всего как индивидуальная речевая система, в то же время стиль осознается и как системное языковое выражение индивидуальности на уровне грамматики и лексики6.
Понятие стиля произведения хотя и связывается с идейным содержанием произведения7, но прежде всего неразрывно соединено с индивидуально-авторской системой изобразительных и выразительных средств, противопоставленной другим однородным индивидуальным системам8. Это означает, что особенности словесно-речевой структуры произведения (термин В.В. Виноградова), присущие только данному автору, пронизывают весь строй текста, определяя взаимосвязь и взаимодействие всех его элементов, и объединяют все составляющие произведения в единое стилевое целое.
Исходя из сказанного, констатируем, что стилевое единство текста, в том числе и СМИ-текста, обусловливается тем, что весь сверхтекст издания формируется одним автором. Авторство в ситуации СМИ-текста, как указывалось выше, носит коллективный характер, что, однако, не препятствует нам рассматривать автора как одного субъекта речи.
НЕМНОГО ПРО ЗАГОЛОВОЧНЫЙ КОМПЛЕКС (гуревич)
Носителем существенных признаков стиля издания выступает его заголовочный комплекс – определённая совокупность литературных и графических средств и приёмов, дающая читателю предварительные сведения о содержании номера и отдельных материалов.
Газетный номер состоит из множества относительно самостоятельных публикаций, очень разных по назначению, объему, тематике, жанрам, авторству, адресованности и другим информационным характеристикам. С помощью заголовочных средств заостряется внимание читателя на материале. Сам характер содержания и формы газеты обуславливает неоднородную, многоэлементную структуру её заголовочной части. Заголовок и подзаголовок дополняются другими элементами: рубрикой, водкой, вставкой и т. д. В значительной мере вариации создаются и за счёт зрительных компонентов –разнообразия шрифтов, использования линеек, украшений и т.д. Но заголовочная часть в периодике служит не только целям разделения, дифференциации материалов, но и целям их объединения!
Вырастая из конкретного содержания конкретного издания, заголовочный комплекс несёт в себе и главные типологические характеристики этого издания (ну например у таблоида это броский, яркий, провокационный заголовок)
Заголовочные элементы:
В подзаголовке сообщается, уточняется или подчёркивается основная тема, проблема или какая-то другая существенная сторона публикации. помогают раскрыть тему.
Анонс используется для того, чтобы усилить зрительно-смысловой центр публикации, сразу представить читателю главные темы и проблемы.
ЛИД – это особо выделенное вступление к материалу, подборке, иногда – целевой страницы. Выделен особым начертанием шрифта
Эпиграф -объясняет характер публикации, её идею.
Вставка – это редакционное дополнение к материалу. примечания, комментарии, призывы. Они обособляются графически или ставятся в конце текста.
рубрика – название определённого раздела газеты, журнала, а также её разновидность – рубрика-заголовок.
Заголовок же, охватывающий группу материалов (подборку, целевую страницу, и т. п.), называется «шапкой».
Короче, можно сказать, что газета – это система текстов. И у нее должна быть структура - глобальный для всего объекта способ его организации как некоторой целостной данности. Тексты включены в единое коммуникативное пространство, с его тематическим комплексом, порядком слов, интонацией и повторами.
В выражении отношений между текстами участвуют средства -повторы, союзы, эллиптические предложения, придаточные части, отторгнутые от главного (Гриценко), сцепляющие слова, причастные обороты, союзы, вводные слова, вопросительные предложения, инверсии (Свотина). З.Я.Тураева рассматривает такие глубинные моменты связности, как жанровые особенности текста, столкновение различных стилевых «начал», отчуждение или присутствие автора, художественное пространство и время, маркеры начала и конца текста (зачин-концовка), образная система (ассоциации), различные аллюзии и др.
Целостность текста не есть явление исключительно смысловое. Она проявляется одновременно в виде структурной, смысловой и коммуникативной целостности, которые соотносятся между собой как форма, содержание и функция.
Смысловая целостность текста заключается в единстве его темы. Темой целого текста мы считаем смысловое ядро, понимаемое как обобщенный концентрат всего содержания текста. Тема может быть представлена в форме простого или сложного базисного предложения. В газете тема мб раскрыта в разных текстах!
Предложения, входящие в состав текста, связаны между собой не только единством темы, но и разнообразными внешними сигналами - местоимения и местоименные наречия, выбор артикля, употребление времен и многое другое.
Индикаторами смысловой и структурной межфразовой связи выступают также наречия места, времени и другие показатели тождества места и времени или следования во времени, а также обстоятельства причины, условия, цели. Особенно явственно выступает текстообразующая роль так называемых слов-заместителей - указательных, личных и притяжательных местоимений и местоименных наречий.
Обычно структурная связь между предложениями осуществляется не одним каким-либо из описанных выше средств, а совокупностью средств (Филимонов)
22. Жанр аналитической статьи. Информативная и манипулятивная функции терминосистемы газетной аналитической статьи.