Анализ периодического издания

на примере журнала «Интерпринт»

Для анализа представлен журнал «Интерпринт». Это производственно-практическое издание, предназначенное для специалистов в области полиграфии и издательского менеджмента.

Формат издания — А4 после обрезки, т.е. 210297 мм, до обрезки 215302 мм. Следовательно, данный формат не соответствует форматам журнальных изданий, предусмотренных стандартом. Однако это не влияет на восприятие информации читателем.

Полоса набора составляет 8 кв. 42 п141/2кв., что не соответствует ГОСТ из-за неправильного формата издания.

Поля в журнале следующие: левое — 10 мм, верхнее — 17 мм, правое — 35 мм, нижнее — 17 мм. Размеры полей противоречат правилам технического редактирования. Кроме того, увеличение бокового поля неоправданно, так как часто на этом поле не располагаются никакие элементы, это пустая трата места на полосе, оно также сужает ширину текстовых колонок.

Также из-за ошибки дизайнера или неправильно выполненного спускового макета на полосах 18, 19, 39, 40 получились поля, отличные от полей всего издания, что вносит дисгармонию в композицию полосы и дезориентирует читателя.

Объем издания составляет 3,75 печатных листа, тираж — 20 000 экз., бумага — мелованная, приблизительно 70 г/м2, печать — офсетная.

Журнал выпущен издательством Deutscher Drucker Verlagsgesellschaft mbH and Co совместно с МП «Полиграфия». Отпечатано в типографии Dr. Cantz’sche Druckerei, Germany.

Внешним оформлением является обложка тип 3 (вроспуск), скрепление блока втачку.

Логотип журнала, представленный на обложке, состоит из двух частей: собственно логотипа издания на английском языке и шрифтового логотипа на русском языке, что является не лучшим решением, потому что не выдержан узнаваемый графический облик журнала и не указана его тематическая направленность. Для русскоязычного читателя удобнее и понятнее было бы видеть узнаваемый логотип издания на русском языке, для чего необходима переработка иностранного логотипа.

Кроме того, отсутствуют такие важные выходные сведения, как номер журнала и ISSN, а присутствующая дата выпуска неудачно компонуется с логотипом, так как набрана мелким кеглем и не заметна на обложке.

Также на обложке представлен перечень основных тем, отраженных в журнале. Данный элемент оформлен хорошо: красные плашки разделяют темы. Единственным недостатком является повторение названий тем на английском языке, что нецелесообразно, так как не нужно для русского читателя, а также ошибки в логическом разделении заголовков на строки.

Удачно использован коллаж на обложке, сделанный из различных фото, поскольку отражает тематическую направленность журнала.

Выбор желтого цвета обложки также неплох, так как этот яркий цвет может привлечь внимание читателя.

После обложки идет титул, который представляет собой вводную статью двух редакторов журнала — Т. Антона и В. Ленау, причем на двух языках — русском и английском. Это нецелесообразно, так как, убрав статью на английском языке, можно было разместить речь двух редакторов на одной полосе, что было бы удобнее для читателя.

Также можно отметить неудачное оформление рубрик к статьям редакторов. Врезка заголовков в текст затрудняет чтение, так как визуально усложняет восприятие текста. Кроме того, размещена малопонятная иллюстрация, которую следует убрать, так как она не привлекает внимание, не помогает понять содержание материала, не сообщает дополнительной информации, не соответствует теме статьи.

Очень желательно после обложки разместить содержание, а затем статьи редакторов, так как это логичная структура большинства журналов удобна для читателей. Кроме того, в содержании, которое расположено после этих статей, указаны ссылки на них, а это нарушает логику и структуру издания, усложняет поиск статьи читателем.

В периодическом печатном издании на первом развороте каждого выпуска обычно помещают предвыпускные и выпускные данные. Однако в данном журнале эти сведения можно найти только на последней полосе.

После титула следует содержание. Оно также представлено на двух языках, что, как уже говорилось, нецелесообразно. Кроме того, в данном содержании непонятна соподчиненность статей, разделов. Нет краткой аннотации статей, что затрудняет поиск информации читателем и не рекламирует содержание и тематику журнала. Также отсутствуют анонсы наиболее интересных значимых материалов. Наблюдаются ошибки в логическом делении заголовков на строки и наличии точек в конце строк, непонятно выделение колонцифр полужирным начертанием.

Перед содержанием помещен логотип журнала, однако он слишком крупный и не несет никакой дополнительной информации для читателя. Кроме того, раз есть шрифтовой русскоязычный логотип, то должен присутствовать и иностранный.

Здесь удачным является оформление каждого раздела плашкой своего цвета. Это упрощает читателю навигацию и поиск нужного материала в журнале.

Следует отметить, что неудачно оформлена заметка о смерти В. Ленау, потому как создается впечатление, что это какая-то статья, краткий анонс или дополнительная информация.

На данной полосе не следует указывать фамилии редакторов и помещать их фотографии, так как это не несет информации и нарушает структуру издания.

Шрифтовое оформление журнала ограничено двумя гарнитурами. Для основного текста используется гарнитура с засечками Тип Таймс, что соответствует стандарту. Для заголовков применяется рубленая гарнитура Ариал с использованием различных начертаний, таких как полужирное, курсив и их сочетания. Это также не противоречит ГОСТ. Для выделения авторов статьи используется выворотка.

Что касается композиционного оформления издания, то оно здесь неудачное: полосы и развороты не имеют четкой, ясной структуры, текст и иллюстрации плохо сочетаются, неудачно расположены, из-за чего на полосе возникают пустые места. Все это нарушает удобочитаемость и восприятие информации.

Следует также отметить, что в журнале используется трехколонный набор; за счет увеличения внешнего поля сужаются колонки текста, что не способствует лучшему осмыслению текста.

Заголовки в издании выделяются полужирным начертанием, с левой выключкой, крупным кеглем. Далее, если есть автор статьи, то идет его фамилия и имя, оформленные вывороткой. Затем размещен вводный текст, поясняющий основное содержание статьи, который выделяется полужирным начертанием и желтой вертикальной плашкой. Это удачное оформление, потому что сразу привлекает внимание читателя.

Далее следует основной текст статьи с подзаголовками. Они выделены полужирным начертанием, отличной от основного текста гарнитурой, отступом от левого края и желтой горизонтальной плашкой. Все эти приемы четко отделяют подзаголовки от основного текста, однако они сливаются с аналогично оформленным вводным текстом, что нарушает удобство чтения, поэтому рекомендуется увеличить кегль подзаголовков.

Также в одном случае в издании нарушается соподчиненность рубрик (с. 30). Необходимо было разработать оформление третьего уровня заголовков, потому что эти рубрики могут ввести читателя в заблуждение, нарушая принцип подчиненности.

Еще в одном случае вводится следующее оформление рубрики — выворотка на черном фоне, причем этот заголовок зачастую охватывает две колонки. Данный прием неудачен, поскольку сбивает читателя, привыкшего к другому оформлению рубрик в журнале.

Кроме этого, вначале некоторых статей помещены фотографии авторов и подписи к ним, однако нет единообразия в их оформлении: где-то фото вверху, где-то внизу, где-то с подписью, где-то без. Необходимо унифицировать оформление, что поможет лучшему восприятию читателем информации.

Отдельного внимания заслуживают колонтитулы. Горизонтальный колонтитул разбивает статьи журнала по тематике, что помогает читателю в навигации по журналу. Использование бокового колонтитула нецелесообразно, так как он сбивает читателя и частично дублирует верхний колонтитул. Причем он размещается только на тех полосах, где боковик не занят другими элементами. Кроме того, ошибкой является использование горизонтальных колонтитулов на спусковых полосах.

Что касается иллюстративного оформления, следует отметить, что в издании присутствуют различные виды рисунков, в основном это различные схемы. Зачастую они выполнены некачественно, имеют слишком мелкие подписи деталей на них, что затрудняет чтение и не способствует пониманию материала.

Заверстка иллюстраций в издании неудачная, со множеством ошибок. Прежде всего, неудачное сочетание рисунков с текстом. Далее можно указать, что расположение иллюстраций нарушает все правила технического редактирования: рисунки вразрез текста размещаются не между абзацами, а прерывают текст, нарушая тем самым поток чтения. Помимо этого, иллюстрации не отбиваются от текста, размещаются около заголовков, с выходом на боковое поле.

Отдельное внимание следует уделить подрисуночным подписям. Они не имеют единообразной формы по содержанию, а также по расположению под иллюстрацией. Необходимо унифицировать эти параметры. Кроме этого, подписи не отбиваются от иллюстраций, прилипают к ним; к некоторым рисункам подписи вообще отсутствуют.

Также в издании присутствует реклама, которая плохо отделяется от основного текста как цветовым, так и шрифтовым оформлением, поэтому читатель может принять эту часть за основное содержание. Большая по объему реклама часто разрывает текст статьи, чем нарушает ее структуру.

Вдобавок в журнале, прерывая текст статьи, располагается анкета читателя. Рекомендуется разместить ее в конце журнала и сделать с перфорацией для удобного отрывания.

В целом, полосы и развороты журнала не имеют четкой, ясной структуры и хорошо выстроенной иерархии элементов. Все составляющие — статьи, заголовки, иллюстрации, вводные статьи — выглядят случайными, не работают как единое целое, часто прерывают текст, нарушая тем самым поток чтения и затрудняя восприятие информации.

Пополосный анализ:

С. 6

На данной полосе можно наблюдать неудачное сочетание в расположении текста, иллюстрации и таблицы. Последние разрывают текст, из-за чего непонятно, где находится продолжение абзаца «Семь системных понятий…», что является грубой ошибкой.

Кроме того, непонятно, к чему относится материал таблицы, к нему не дается ссылки в основном тексте, а также нет подписи или нумерационно-тематического заголовка.

Все это затрудняет восприятие текста, нет единой стройной композиции полосы, глаз скачет со столбца на столбец.

С.16

Нежелательно присутствие колонтитула на спусковой полосе.

Желтая вертикальная плашка на вводном тексте выгодно его выделяет, однако выделение рубрик такой же горизонтальной плашкой приводит к тому, что они сливаются и как бы относятся друг к другу, рекомендуется повышение кегля рубрик для их отделения.

Большой размер левого поля не оправдывает себя, из-за чего образуются пустоты, не экономится место на полосе. Из-за увеличения поля уменьшился размер для схемы, из-за чего ее элементы мелкими и неудобочитаемыми, а сама схема сдвинута к корешковому полю почти вплотную, что затрудняет ознакомление с ней читателя. То же самое относится ко второй схеме; к тому же за счет увеличения поля сужены колонки текста.

Для лучшего эстетического впечатления рекомендуется отбить подрисуночные подписи от схем.

С. 18–19

На данном развороте из-за ошибки дизайнера или неправильно выполненного спускового макета внутреннее поле увеличено, что вносит дисгармонию в композицию полосы и дезориентирует читателя.

Иллюстрации заверстаны так, что неудобно читать текст: они прерывают его или находятся рядом с заголовками.

Кроме того, сами рисунки выполнены некачественно: слишком мелкие, неудобочитаемые обозначения деталей, что затрудняет их восприятие читателем.

Все иллюстрации имеют слишком маленькую отбивку от текста или не имеют вовсе. Помимо этого, не отбиваются от рисунков подрисуночные подписи, тем самым почти сливаясь с иллюстрациями.

Размещенная на полосе реклама отвлекает внимание читателя от основного содержания статьи, к тому же она никак не вписывается в композицию.

С. 20–21

Рядом с главным заголовком присутствует фото автора; так как его фамилия располагается дальше, не сразу понятно, что фото принадлежит ему, это может ввести в заблуждение читателя. На с. 16 фото автора отсутствует, что нарушает принцип единообразия оформления и содержания.

Оформление заголовка рубрики Agfa Gevaert AG соотносит его с фамилией автора, что нарушает соподчиненность рубрик.

Иллюстрация, представленная на с. 20, не несет никакой смысловой нагрузки, не содержит полезной информации, не имеет отношения к содержанию, поэтому ее размещение является нецелесообразным.

На с. 21 дан вертикальный колонтитул на черной плашке. Он не выполняет свою поисковую функцию, так как содержит дополнительную информацию к верхнему колонтитулу, к тому же его текст расположен снизу вверх, а не сверху вниз, что затрудняет его прочтение. Рекомендуется либо исключить его, либо включить его текст в верхний колонтитул.

Размещенная на полосе реклама отвлекает внимание читателя от основного содержания статьи, к тому же она никак с ним не соотносится.

Так как полоса 20 спусковая, верхний колонтитул здесь не нужен. Вводный текст по оформлению сливается с последующей рубрикацией.

С. 24–25

На данном развороте нестройная композиция из-за неудачного расположения всех элементов.

Плохо заверстаны иллюстрации, они разрывают текст, оставляя в промежутке три строки и нарушая тем самым поток чтения. Две иллюстрации выдвинуты на внешнее поле, это вносит дисгармонию в оформление, а также в единообразие заверстки иллюстраций.

Кроме того, не отбиваются от рисунков подрисуночные подписи, тем самым почти сливаясь с иллюстрациями. Несколько подписей врезано в иллюстрации и выглядят как обозначение какого-либо элемента на них.

Здесь используется оформление рубрики вывороткой на черном фоне, причем этот заголовок охватывает две колонки. Данный прием неудачен, поскольку сбивает читателя, привыкшего к другому оформлению рубрик в журнале.

Использование бокового колонтитула нецелесообразно, так как сбивает читателя, усложняет поиск нужной информации в журнале.

С. 26–27

На этом развороте также наблюдается дисгармония в композиции, плохая заверстка иллюстраций, которые разрывают текст, нарушая тем самым поток чтения. Подрисуночные подписи не отбиваются от рисунков, почти сливаясь с иллюстрациями. Для одной фотографии подпись вообще не предусмотрена.

Здесь дано уже два боковых колонтитула на черной плашке. Они не выполняют свою поисковую функцию, усложняют навигацию. Рекомендуется либо исключить их, либо их текст включить в верхний колонтитул.

Заголовок Polar Morhr GmbH необходимо оформить на две или три колонки, так как по смыслу он относится к ним и улучшает удобочитаемость и логичность.

С. 28–29

Одна из подрисуночных подписей выбивается из единообразного оформления, что нарушает структуру и наносит композиции полосы некоторый эстетический урон.

Неверное расположение текста вертикального колонтитула, затрудняет чтение.

Две иллюстрации выдвинуты на внешнее поле, это вносит дисгармонию в оформление и единообразие заверстки иллюстраций.

Большие внешние поля нецелесообразны, так как расходуют место на полосе.

Размещенная на полосе реклама отвлекает внимание читателя от основного содержания статьи, к тому же она никак с ним не соотносится.

С. 30–31

На данном развороте нарушается соподчиненность рубрик. Необходимо разработать оформление третьего уровня заголовков, потому что эти рубрики могут ввести читателя в заблуждение, нарушают принцип подчиненности. Кроме того, не нужен верхний колонтитул на спусковой полосе.

На с. 30 присутствует фотография автора, но нет подписи к ней, что нарушает правило единообразия.

Иллюстрации также заверстаны со всевозможными ошибками, такими как неправильная последовательность иллюстраций, верстка иллюстраций в разрез с разрывом текста абзаца. Одна из иллюстраций сдвинута к корешковому полю почти вплотную, что затрудняет ознакомление с ней читателя. Плохое оформление самих схем: детали обозначены слишком мелким кеглем, что затрудняет восприятие информации.

Подрисуночные подписи не отбиваются от рисунков, почти сливаясь с иллюстрациями.

Для выполнения третьего задания можно воспользоваться образцом анализа периодического издания на примере газеты.

Наши рекомендации