Интонационный цикл и интонационная спираль
Анализ развития интонации Античности показывает, что в ходе этого развития проявляются две противоречивые тенденции – ладовая, более свойственная духу древнегреческой культуры, и тональная, более свойственная Римской культуре. Существенно, что в конце античного периода происходили деструктивные социальные периоды, безусловно отразившиеся на интонационном процессе. Античный период связан более со светской музыкой, прославляющей человека, его разум, его личные качества – поэтому в целом в нем отражена тональная тенденция развития. Но античному периоду предшествовал иудаизм – создание образа Единого Господа, и этому периоду больше отвечала ладовая, коллективная, сила интонации. А за античным периодом последовало Средневековье, и там вновь возобладала коллективная интонационная сила, но в ней выражена подавляющая личность мысль – человек греховен, ничтожен, он раб Божий. А за Средневековьем пришел черед Возрождения, и вновь возродился образ человеческой красоты, переданной доминирующей тональной силой – но теперь в ней был и свет духовности. Мы видим, что Античный период резонансен Возрождению, а иудаизм – Средневековью. Возникает чередование доминации ладовых и тональных сил. Мы уже знаем, что за ними стоит борьба коллективной психики – подсознания – и индивидуальной психики – сознания. Как же развивается интонационный цикл?
Тональная сила – центростремительная сила интонации, она стремится поставить господствующий тон в центр. Ладовая сила – центробежная сила интонации, она усредняет роль каждой ступени лада, равномерно распределяет их на периферии, вдали от центра. График развития интонационного процесса – окружность. Отложим ладовую силу Л по вертикали, а тональную силу Т – по горизонтали.
Мы получим четыре сектора. В точке 1 ладовая сила максимальна, а тональная равна нулю. Здесь начинается сектор ладового тезиса. По отношению к периоду иудаизма это будет тезис Единого Господа. В точке 2, напротив, тональная сила максимальна, а ладовая равна нулю. По отношению к периоду Античности это будет антитезис – образ богоравного человека, героя. В точке 3 ладовая сила достигает отрицательного максимума, ее сила будет подавлять личность (тональная сила равна нулю). Это будет стадия кризиса, проявления религиозного фанатизма – Средневековье. В точке 4 растут и ладовая, и тональная силы – это будет стадия синтеза, Возрождение. Стадия 1 и 3 резонансны, в точке 1 ладовая сила равна положительному максимуму, в точке 3 – отрицательному. Поэтому иудаизм резонансен Средневековью. Резонансны и секторы 2 и 4 – в точке 2 тональная сила равна положительному максимуму, в точке 4 – отрицательному. Поэтому Античность резонансна Возрождению.
Так мы получаем четыре стадии интонационного цикла:
тезис – антитезис – кризис – синтез.
Может быть, этот анализ кажется схематичным, но он отвечает на ряд важнейших вопросов развития интонационного и социально-исторического процессов. Во-первых, он объясняет, почему эпоху ладового развития МПИ сменяет эпоха тонального развития МПИ. Мы видим, что противоборство этих двух сил неизбежно приводит к маятнику С – ПС, и стрелка исторического прогресса поочередно показывает то на силы сознания, то на силы подсознания. Во-вторых, в точках 1, 2, З и 4 происходит вытеснение старой интонации новой, и это объясняет нам причину не только интонационных и социальных кризисов, но и совпадение их по времени, т. к. за каждым социальным кризисом стоит борьба сознательных и подсознательных сил.
Интонационный цикл отражает развитие и вытеснение ладовой и тональной интонации. Но на самом деле для вытеснения одной интонации другой мало борьбы ладовых и тональных сил. Необходимо еще одно условие – новая интонация должна быть способна к передаче большего количества информации. Это соображение превращает схему развития интонационного процесса из двумерного в трехмерное. Развитие происходит уже не по круговому интонационному циклу, а движется по спирали, осью которой является переработанная в процессе интонационного развития информация. Познание – вот внутренняя сущность интонационного процесса – ведь способность к передаче информации является одним из главных качеств интонации.
Необходимость переработки все большего объема информации заставляет каждую последующую интонацию повышать угол подъема движения интонационной спирали по отношению к оси информации. Это значит, что интонационная спираль имеет тенденцию к постоянному ускорению. Эту мысль мы еще подвергнем дополнительному анализу, поскольку за ней стоит тенденция к ускорению процесса социального развития общества.
Анализ интонационного цикла и интонационной спирали говорит об ее неоднородности, антагоничности внутри самой себя. Это результат пульсации сил сознательных и подсознательных сил, создающих маятник С – ПС. Поэтому одни интонационные эпохи резонансны, другие – антагонистичны. Резонансны эпохи Ветхозаветная, Средневековая, Классицизм, Техницизм, идущие с превосходством подсознательных сил. Антагонистичны им, но резонансны по отношению к самим себе эпохи Античности, Возрождения, Либерализма, Объединения, идущие под знаком превосходства сил сознания. Но ведь сами эти силы – подсознательные и сознательные – не прекращают действия в фазе своего минимума. Вспомним о точках вытеснения интонаций, когда новая интонация как бы «перехватывает» власть у старой. Старая продолжает действовать, но не так заметно. В каждом крупном интонационном явлении есть свои гении и свои эпигоны Иногда гении появляются не в резонансной фазе, их музыка не вызывает интонационный резонанс и это отодвигает время их славы. Таких примеров множество, но пожалуй наиболее яркий пример – И. С. Бах, чьи произведения, написанные в традициях полифонической школы, не находили отклик у своих современников. Понадобилось почти 100 лет для того, чтобы они вошли в резонансную фазу. Это говорит о том, что восприятие аудитории постоянно, хотя и незаметно меняется, и это движение зафиксировано в интонационной спирали.
И всё же все эти факторы – резонансность и антирезонансностъ интонаций, появление великих музыкальных произведений не в резонансной фазе – говорят о том, что подсознательные и сознательные силы, а с ними ладовые и тональные развиваются непрерывно, попадая то в фазу максимума воздействия, то в фазу минимума. Это значит, что вокруг оси информации вращается нe одна, а две спирали, каждая из которых отражает информационный подъем сознания и подсознания.
Возникает как бы двойная спираль, две ветви которой антирезонансны и поднимаются вверх, каждая со своим ускорением. Их резонансные фазы чередуются. Это похоже на пульсацию гигантского механизма коллективной психики, создающей величественный маятник мышления человечества. И этот маятник пронизывается двумя интонационными силами – коллективной, утверждающей примат целого, и индивидуальной, утверждающей право личности. Ветхозаветная интонация говорит: есть один Бог Сущий, человек – богатый ли нищий – раб, он греховен и ничтожен. Обратный тезис утверждает античная интонация. Софокл в «Антигоне» поет гимн человеку, а Гомер выводит хитроумного Одиссея, способного поладить и с людьми, и с богами. Средневековая мысль продолжает Ветхозаветную и рождает образ высочайшего, непостижимого смысла – Христа, Сына Бога и простой женщины, отдавшего жизнь во искупление грехов человечества. Христианская религия впервые ставит вопрос о социальной справедливости – «легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богатому попасть в рай». Возрождение возрождает античный дух, создавая личности-гиганты – Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микельанджелo, укрепляя в человеке стремление к свободе. Реформация вновь активизирует религиозную мысль, сближая ее с идеей социальной справедливости, борьбы против рабства и феодализма. Французская революция и либеральная интонация рождает дух атеизма, отрицание Бога и утверждает понятие свободы личности, бунтарство, борьбу с природой. Социальная революция в России открывает период тоталитаризма, подсознательной агрессии, вырвавшейся наружу, не сдерживаемой религией и подавляющей личность.
Еще одно наблюдение: каждая интонация, что видно по схеме интонационного цикла, проходит как бы две полуфазы. В первой полуфазе ее сила (тональная и ладовая) максимальна. Во второй полуфазе она падает. Это говорит о том, что первая интонационная полуфаза носит конструктивный, созидательный характер, а вторая – деструктивный, разрушительный. На первой полуфазе возникают новые жанры, стилистика, эстетика, именно здесь проявляется социально-позитивная роль интонации. На второй полуфазе происходит постепенное снижение интонационного резонанса. Это не означает, что на этом участке интонационного развития не может появиться подлинное произведение искусства – оно просто не будет резонансно времени.
Смена интонационных эпох не может не вызвать у нас интереса к проблеме интонационного ускорения – его обязательно будут создавать сменяющие друг друга всё более и более информативоемкие интонации. Посмотрим, как это выглядит на практике.
Таблица сменяемости интонационных циклов
Интонация | Время действия (приблизительно) | Интонационный период |
Шумеро-вавилонская | 6000–2000 до н. э. | |
Античная | 2000–0 до н. э. | |
Средневековье | 0–1000 | |
Возрождение | 1000–1536 | |
Реформация | 1536–1789 | |
Либерализм | 1789–1917 | |
Тоталитаризм | 1917–1984 |
Анализ этой таблицы дает нам ускорение интонационного процесса, равное двум, т. е. каждый следующий интонационный период сокращается вдвое.
Нам приходится сделать вывод о том, что интонационная спираль, отражающая процесс познания, процесс социального и культурного развития, вращается со все возрастающим ускорением, и что мы находимся в фазе, когда это ускорение максимально. Стройный геометрический образ оказался не таким безобидным для нашего будущего.