Интонационная выразительность мелодии.

Основные задачи работы над мелодией.

Искусство «пения» на фортепиано

1.В большинстве музыкальных произведений мелодия — важнейшее выразительное средство. Поэтому работе над ней обычно приходится уделять самое пристальное внимание.

Этот процесс предполагает изучение ведущего голоса, вслушивание в него, стремление почувствовать его выразительность. Надо представить себе мелодию как последовательность звуков, их органический сплав. Важно понять логику мелодического развития, ощутить движение мелодической энергии, интонационные тяготения, кульминации, смены эмоционального напряжения и ослабления.

2.В репертуар ученика необходимо вводить мелодии самых различных типов - песенные танцевальные, скерцозные и другие. Особое внимание следует уделять работе над певучими мелодиями. Они знакомят с важнейшими элементами выразительности, вошедшими в инструментальную музыку из вокала. Мелодии этого типа приобщают к искусству «пения» на фортепиано. Они являются лучшим для развития навыков игры 1еgаtо.

3.«Пение» на инструменте — одна из замечательных традиций русского и мирового музыкального искусства. Ее нельзя сводить лишь к достижению напевности звука. Это понятие органически включает в себя одухотворенность исполнения, «поиски в инструментах выразительности и эмоционального тепла, свойственных человеческому голосу».

Одна из важнейших задач педагога — научить молодого исполнителя «петь» на фортепиано, «петь» искренне и задушевно, глубоко передавая смысл произведения. Подлинно художественная выразительность при этом не должна быть подменена, как иногда случается, приглаженной «сделанностью» отдельных фраз, мельчащей исполнение и придающей ему слащаво-сентиментальный отпечаток. Лучшим средством против подобных проявлений дурного вкуса служит неустанное стремление к широкому охвату мелодической линии на протяжении крупных разделов формы. Это способствует не только большей цельности, но и простоте, естественности исполнения.

Самые легкие мелодии.

1.Работа над мелодией начинается с первых шагов обучения. Когда ребенок поет песенку и пробует подбирать попевки из двух-трех звуков, следует уже обратить его внимание на то, что мелодия — это не ряд обособленных звуков, что они связаны между собой в единое целое, в горизонтально развивающуюся линию.Это важно потому, что вначале дети нередко воспринимают и исполняют мелодию «точечно» (подобно тому, как и читают они сперва по слогам).

Для того чтобы научить ребенка лучше ощущать мелодическую линию, нужно сказать ему, что звуки мелодии, как и слова речи, имеют различное значение, что есть звуки более значительные, к которым движутся, «текут» все остальные звуки. Например, в песенке «Жили у бабуси» такими звуками, в двух начальных фразах будут первые половинные соль.

«Для того чтобы фортепианная игра по настоящему впечатляла, необходимо уметь горизонтально мыслить, необходимо каждую интонацию рассматривать не в отдельности, как самодовлеющую, не смаковать её, а иметь ввиду её функциональное значение, рассматривать её в общей связи и, исходя из этого, придавать ей тот или иной характер» К. Игумнов

2.Уже при разучивании песен, используемых в начале обучения, ребенку следует дать представление о расчленении мелодической линии на фразы. Понятие фразы уместно связать с дыхание, и на первых порах пояснить, что фраза — ряд звуков, исполняемых на одном дыхании.

Вспомогательным приемом, помогающим объяснить членение мелодии, служит аналогия со словесной речью. Чтобы объяснить это ученику, нужно выбрать песню, в которой отчетливо выражено совпадение текстового и музыкального членения, и предложить ему продекламировать текст этой песни. Необходимо обратить его внимание на остановки большего и меньшего протяжения, которые естественно приходится делать, при выразительном чтении. После этого нужно спеть или сыграть мелодию песни и установить соответствие членения текстового и музыкального. Подходящим материалом в этом отношении может служить уже приводившаяся песенка «Жили у бабуси».

3.Известно, что членение мелодии на фразы обозначается нередко лигами. Многие композиторы, однако, не всегда выставляют лиги, особенно в тех случаях, когда мелодия исполняется non 1еgаtо или не целиком 1еgаtо. Тогда уже сам исполнитель должен решить вопрос о том, где кончаются и начинаются различный фразы.

Некоторые педагоги в этих случаях считают необходимым дополнить авторскую запись и обозначают фразировочные лиги. На первоначальном этапе обучения, в процессе ознакомления ученика с самыми элементарными сведениями в области фразировки, расстановка фразировочных лиг может быть уместна. Но злоупотреблять этими обозначениями (как и вообще всякими пометками в нотах) не следует. Надо приучать ребенка как можно раньше самостоятельно разбираться в нотном тексте, особенно в отношении таких важнейших моментов, как вопросы членения на фразы. Кроме того, практика показывает, что если с самого начала обучения уделять пристальное внимание разъяснению основных принципов исполнения мелодии, то потребность в каких либо дополнительных уточнениях фразировки вскоре станет совершенно излишней.

Интонационная выразительность мелодии.

1.Возможно раньше следует начать ознакомление ученика с интонационной выразительностью мелодий. На этой основе воспитываются представления об органической связи звуков внутри фраз.

Важно, чтобы ученик приучался осознавать выразительный смысл отдельных интонаций (чаще всего это связано с определённого рода лигами), например грустного «вздоха» в конце первого предложения «Старинной французской песенки» Чайковского или изящных «приседаний» в начале сонатины Клементи G-dur.

2.Необходимо познакомить ученика не только с фразировочными лигами, но и с лигами короткими—штрихами и на ряде примеров раскрыть их выразительное значение. В сонатинах Клементи, к примеру, штрих может подчеркнуть пластический элемент музыки.

В записях народных песен встречаются лиги, которые обозначают звуки, исполняемые на один слог. От записей песен подобного рода лиги переходят и в инструментальные мелодии песенного характера.

3.Наконец, в некоторых произведениях лиги носят группировочный характер и помогают более наглядно воспринимать нотную запись.

Дать вполне определенный ответ на вопрос, в каких случаях следует при штрихах снимать руку, в каких — нет, по-видимому, невозможно. Однако некую закономерность в этой области все же уловить можно. А именно - в мелодиях танцевальных, маршевых и вообще в тех, где имеется элементы пластики, снятие руки большей частью необходимо, так как это рельефнее выявляет пластическое начало. Снятие руки способствует подчеркиванию задорно-шутливого характера в различного рода юморесках, скерцо.

Необходимо с течением времени научить ребенка разбираться во всех этих обозначениях, так как иначе в его исполнении будут встречаться грубые промахи вроде разрывов мелодической линии в тех местах, где кончается лига, но значительной цезуры нет.

Интонационные трудности при исполнении мелодий

1.Одна из значительных интонационных трудностей — соединение долгих звуков с последующими короткими. Нужно с детства приучать ученика хорошо «дослушивать» долгие звуки и исполнять последующий за ними короткий звук. Без этого между долгими и короткими звуками появится «шов», не будет нужной связности звучания.

Тимакин: два важных фактора в музыкальном воспитании ученика, которые оказывают непосредственное воздействие на решение звуковых задач 1) дослушивание звука до конца и 2) ощущение горизонтального движения и развития музыки.

Уже на первых уроках, когда ученик играет упражнения на звукоизвлечение и постановку рук, следует научить его ощущать и слушать до конца затухающий звук, т.е. вести его до тех пор, пока он длится. При переносе руки на соседнюю клавишу ученик должен переносить не только руку, но и как бы «нести звук». В результате получается непрерывный процесс, состоящий из дослушивания и переноса звука в следующий звук.

Говоря о дослушивании имеется ввиду не покой, а движение звука, которое содержит в себе импульс для его дальнейшего развития. Исходя из этого, уже с первых уроков необходимо воспитывать в конце пальца ощущение живого звука: не ставить палец, а брать звук, не выжидать и держать клавишу, а слушать и вести звук, не поднимать руку – а брать дыхание. Такие понятия более способствуют музыкальному развитию и слуховому воспитанию учащегося.

2.Ещё существует одна из сложностей сочетания коротких и долгих звуков - это украшения, требующие мягкого и округлого исполнения, например группетто.

3.Трудно добиться связности в мелодии при повторяющихся звуках 1еgаtо. Нередко в этих случаях мелодическая линия разрывается, и в ней возникают «толчки». Для преодоления подобных трудностей необходимо, чтобы ученик почувствовал в каждом конкретном случае характер мелодического развития: имеет ли здесь место подъем или спад динамической волны.

Наши рекомендации