Тема для обсуждения: Психологические особенности некоторых следственных действий
Время: 6 часов
Учебные вопросы:
1. Психологические особенности осмотра места происшествия.
2. Психологические особенности маскировки, фальсификации и утаивания доказательств, как основных способов сокрытия преступления.
3. Психологические особенности сокрытия искомых предметов и их нахождение в ходе обыска.
4. Психологические особенности проведения допроса.
Литература:
1. Васильев В.Л. Юридическая психология. СПб.: Питер, 2008.
2. Гуров А.И. Профессиональная преступность. – М., 1990.
3. Гаврилова Н.И. Ошибки в свидетельских показаниях. М., 1983. С.82.
4. Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии. – М., 2006.
5. Зорин Г.А. Психологический контакт при производстве допроса. Гродно, 1986. С.52.
6. Котляр Э. МУР идет по следу: Документальные очерки. – М., 1997. – С.176.
7. Коченов М.М., Осипова Н.Р. Психология допроса малолетних свидетелей. М., 1984. С.31.
8. Криминалистика / Под ред. Белкина Р.С., Лузгина И.М. Т.2. – М., 2000. – С.152-154.
9. Криминалистика. / Под ред. Образцова В.А. – М., 2002.
10. Китаев Н.Е., Ермаков Н.П. О возможностях использования музыки при допросе обвиняемого (подозреваемого). Проблемы изучения личности участников уголовного судопроизводства. Свердловск, 1986. С.104-110.
11. Леви А.А., Горюнов Ю.А. Звукозапись и видеозапись в уголовном судопроизводстве. М., 1983.
12. Павлов Н.Е. Долг свидетеля. М., 1989. С.101.
13. Пирожков В.Ф. Криминальная психология. – М., 2000.
14. Ратинов А.Р. Судебная психология для следователей. – М., 1967. – С. 196, 210.
15. Столяренко А.М. Прикладная юридическая психология. ЮНИТИ, М., 2001. – С.119-133.
16. Шиханцов Г.Г. Юридическая психология. – М., 2000.
Практическое занятие по теме 7 «Судебно-психологическая экспертиза»
Тема для обсуждения: «Судебно-психологическая экспертиза эмоциональных состояний».
Время: 6 часов.
Учебные вопросы:
1. Сущность судебно-психологической экспертизы.
2. Исследование личности обвиняемого.
3. Диагностика эмоциональных состояний.
Задание на самоподготовку:
1. Изучить главу «Судебно-психологическая экспертиза»[10].
2. Подготовить сообщения:
· Этапы судебно-психологической экспертизы.
· Судебно-психологическая экспертиза мотивов преступления.
· Ошибки при проведении судебно-психологической экспертизы.
· Юридическое основание для проведения судебно-психологической экспертизы.
3. Повторить и усвоить основные психологические термины и понятия: судебно-психологическая экспертиза, аффект, физиологический аффект, патологический аффект, фрустрация, стресс, дистресс, психологический стресс, мотивы, криминальная мотивация, вегетативные реакции, амнезия, диагностика, внутриличностный конфликт, эмоциональные состояния.
Вопросы для самоконтроля:
1. Какую практическую помощь может оказать психолог в процессе предварительного следствия?
2. Какие задачи решает судебно-психологическая экспертиза?
3. Что является объектом судебно-психологической экспертизы?
4. Что относится к компетенции судебно-психологической экспертизы?
5. Является ли доказательством заключение судебно-психологической экспертизы?
6. Чем характеризуется аффект? Каков механизм его возникновения?
7. Чем отличается физиологический аффект от патологического?
8. Что такое фрустрация, и чем она отличается от физиологического аффекта?
9. Перечислите виды судебно-психологических экспертиз.
Методические рекомендации:
При подготовке к занятию следует обратить внимание на то, что, применение психологических знаний способствует правильному решению задач раскрытия и расследования преступлений. Использование психолога в процессе предварительного следствия реализуется в настоящее время в форме: консультанта по делу, специалиста и эксперта. В практике работы наиболее опытных следователей при раскрытии сложных уголовных дел уже сегодня имеется немало ситуаций, успешному разрешению которых способствовала помощь психолога-консультанта или эксперта. Использование психолога в качестве консультанта носит внепроцессуальный характер. Такая форма сотрудничества может быть установлена для получения следователем информации справочного характера, которая известна специалисту - психологу. Это могут быть данные о типичных особенностях восприятия, памяти и мышления детей определенного возраста, или людей преклонных лет, о характерном влиянии на психические процессы и поведение человека различных психических состояний – алкогольного или наркотического опьянения, стресса, сильного страха, дефицита времени и т.д. Консультации могут быть даны по конкретным уголовным делам, например, психолог может задать направление изучения личности обвиняемого в зависимости от вида совершенного им преступления, подсказать возможные источники информации о человеке, дать рекомендации по установлению с ним психологического контакта.
Сотрудничество с психологом имеет важное значение и при расследовании дел об организованной преступности и групповых преступлениях. Психолог способен оказать содействие в выявлении внутренней структуры группы, характера взаимосвязи между членами преступной группы, выяснить распределение ролей в группе, ее лидеров, способствовать поиску уязвимого звена и эффективного способа воздействия на него в процессе раскрытия преступления и расследования дела.
Кроме того, психолог может помочь следователю выработать оптимальный индивидуальный ритм деятельности, преодолеть негативные эмоциональные состояния, предупредить развитие профессиональной деформации.
Роль психолога в качестве специалиста регламентируется ст.133 УПК. В этом случае психолог может быть привлечен к участию в производстве следственных действий – допроса, обыска, осмотра места происшествия. Закон предусматривает участие психолога в допросе малолетних и несовершеннолетних, а также в производстве следственных действий в отношении лиц с признаками умственной отсталости.
Однако, говоря о судебно-психологической экспертизе, необходимо изучить сущность и особенности СПЭ[11].
При решении специальных вопросов, возникающих перед следствием и судом, при необходимости оценки явлений, связанных с психической деятельностью людей, требуется проведение судебно-психологической экспертизы. Это входит в компетенцию психолога, как специалиста данной отрасли знаний. Опыт показывает, что своевременное и обоснованное применение специальных психологических познаний и методов научной психологии, позволяет объективно устанавливать причины и механизмы конкретных поступков людей, вовлеченных в сферу уголовного судопроизводства, их психологические особенности, расширять возможности доказывания многих фактов и т.д. И основная форма использования специальных психологических познаний в современном уголовном процессе - судебно-психологическая экспертиза.
Как и любая экспертиза, судебно-психологическая экспертиза представляет собой исследование, проведенное сведущим лицом – экспертом, на основе специальных познаний в области психологии с целью дачи заключения, которое после соответствующей проверки и оценки следователем либо судом будет являться доказательством по уголовному делу.
Предметом СПЭ является изучение конкретных процессов, свойств, состояний и механизмов психической деятельности человека, имеющих значение для установления истины по уголовному делу.
Объектом СПЭ является психическая деятельность здорового человека.
В центре исследования всегда находится личность подэкспертного (обвиняемого, потерпевшего, свидетеля).
Судебно-психологическая экспертиза способна оказывать значительную помощь в решении фундаментальных для уголовного процесса вопросов о виновности лиц, совершивших общественно опасные деяния, квалификации преступлений, индивидуализации ответственности и т.д.
В компетенцию СПЭ не входит оценка юридических признаков субъективной стороны преступления, юридическая квалификация, моральная оценка личности и поведения подэкспертного, решение вопросов медицинской диагностики. Юридическое основание для производства СПЭ – соответствующее постановление следователя или определение суда.
При назначение СПЭ должны быть правильно сформулированы вопросы, ставящиеся перед экспертом. Они не должны выходить за рамки его профессиональной компетенции.
Заключение эксперта наряду с другими фактическими данными является доказательством по уголовному делу.
СПЭ помогает полнее познать личность обвиняемого и мотивы его криминогенного поведения. С целью уменьшения ошибок, допускаемых иногда судами при квалификации преступлений, целесообразно проведение СПЭ по делам о преступлениях несовершеннолетних, при «неосознаваемых» мотивах взрослых преступников, при наличии данных, дающих основание полагать, что преступление было обусловлено аффектогенным мотивом.
При помощи СПЭ удается объяснить поведение обвиняемого, выяснить его психологическую установку и стимулы, побудившие его к действию.
Таким образом, СПЭ в состоянии дать полную характеристику личности обвиняемого, без исследования которой нельзя установить по некоторым категориям дел юридический мотив совершения преступления.
Уголовно-правовое значение СПЭ заключается в том, что она способствует установлению признаков личности, которые являются элементами состава преступления: возраста, внезапно возникшего сильного душевного волнения, беспомощного состояния потерпевшего, мотива преступления.
СПЭ – одно из средств, обеспечивающих соблюдение уголовно-процессуального закона при производстве предварительного расследования и рассмотрения дела в суде.
СПЭ эмоциональных состояний назначается работниками следственных или судебных органов в тех случаях, когда возникает вопрос о возможности квалифицировать действия обвиняемого (подсудимого), как совершенное в состоянии сильного душевного волнения (физиологического аффекта). Это состояние предусмотрено законодательством в качестве смягчающего вину обстоятельства по делам об убийствах и нанесении тяжких телесных повреждений (см. ст. 107, 113 УК РФ).
Эмоциональная сфера человека является особым классом психических процессов и состояний, которые отражают непосредственные переживания индивида, ситуаций, внешних и внутренних раздражителей и отражают их смысл и отношение к потребностям человека.
Высокая степень эмоциональных переживаний специфически воздействует на характер познавательных процессов и на структуру сознания субъекта. Это воздействие приводит к «сужению» сознания, что, в свою очередь, делает деятельность субъекта односторонней, не гибкой. Психологии известен ряд эмоциональных состояний, характеризующихся высоким эмоциональным напряжением. К ним относятся состояния физиологического аффекта (сильного душевного волнения), стресс (психическая напряженность), и фрустрация.
Состояние аффекта характеризуется краткостью и «взрывным» характером, которое сопровождается ярко выраженными вегетативными и двигательными проявлениями. Состояние аффекта формируется быстро, и в течение долей секунды достигает своего апогея. Аффект возникает внезапно, и протекает в течение нескольких десятков секунд, характеризуется, как уже говорилось, высокой напряженностью и интенсивностью реализации физических и психологических ресурсов человека. Такое состояние дезорганизующим образом воздействует на высшие психические функции, а «сужение» сознания резко снижает контроль за поведением в целом. Последствием аффективного состояния является частичная утрата памяти (амнезия) в отношении событий, которые непосредственно предшествовали аффекту и происходили в период аффекта.
Физиологический аффект необходимо различать от патологического. Патологический аффект рассматривается как острое кратковременное психическое расстройство, возникающее внезапно и характеризующееся следующими особенностями:
· глубокое помрачение сознания:
· бурное двигательное возбуждение;
· полная (или почти полная) амнезия.
Действия в состоянии патологического аффекта отличаются большой разрушительной силой, а в постаффективной стадии наблюдается глубокий сон. Патологический аффект – это болезненное состояние психики, и поэтому экспертная его оценка должна осуществляться врачом-психиатром.
Сложным является вопрос о диагностике физиологического аффекта в состоянии алкогольного опьянения, особенно слабой степени.
Эмоциональные состояния, которые оказывают дезорганизующее влияние на человека в ситуации конфликта – это стресс и фрустрация. Они диагностируются психологом, и могут интерпретироваться юристом, как состояние сильного душевного волнения и рассматриваются в качестве смягчающего ответственность обстоятельства.
В психологии стресс понимается как состояние психического напряжения, возникающее в ответ на действие неблагоприятного стимула на организм, или на экстремальные воздействия. Он может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на человека. Объективными признаками стресса являются физиологические проявления (повышение артериального давления, изменение сердечно-сосудистой деятельности, мускульное напряжение, частое или прерывистое дыхание и т.д.), и психологические (переживание тревоги, раздражительность, ощущение беспокойства, усталость и т.д.).
Психологический стресс более сложное интегративное состояние, которое требует обязательного анализа значимости ситуации, с включением интеллектуальных процессов и личных особенностей индивида. Если при физиологическом стрессе реакции индивида стереотипны, то при психологическом стрессе реакции индивидуальны и не всегда предсказуемы.
Важным также является разграничение физиологического аффекта от такого эмоционального состояния, как фрустрация. Фрустрация – это психическое состояние дезорганизации сознания и деятельности человека, вызванное непреодолимыми препятствиями. Несмотря на многообразие фрустрирующих ситуаций, они характеризуются двумя обязательными условиями: это наличие актуально значимой потребности и наличие препятствий для осуществления этой потребности. Необходимым признаком фрустрации является сильная мотивированность личности к достижению цели, удовлетворению значимой потребности и наличие преграды, препятствующей достижению этой цели.
Поведение человека в период фрустрации может выражаться в двигательном беспокойстве, в апатии, в агрессии и деструкции, в регрессии. Фрустрационное поведение – это то поведение, которое не контролируется ни волей, ни сознанием человека, оно дезорганизовано и не имеет содержательно – смысловой связи с мотивом ситуации. При таком поведении свобода осознания и волеизъявления ограничена. В связи с этим фрустрацию можно выделить как особое состояние, которое может рассматриваться юристами как смягчающий фактор.
Эффективная оценка этих состояний зависит не только от профессионального опыта психолога, но также и от объема и качества информации о личности, поведении подследственного в изучаемых ситуациях деликта, представленных в материалах уголовного дела.
Литература:
1. Алексеева Л.В. Проблема юридически значимых эмоциональных состояний. – Тюмень, 1997.
2. Алексеева Л.В. Практикум по судебно-психологической экспертизе. – Тюмень, 1999.
3. Васильев В.Л. Юридическая психология. – СПб.: Питер, 2008.
4. Конышева Л.П., Коченов М.М. Использование следователем психологических познаний при расследовании дел об изнасиловании несовершеннолетних. – М., 1989.
5. Кудрявцев И.А. Судебно-психологическая экспертиза. – М., 1988.
6. Кудрявцев И.А. Комплексная психолого-психиатрическая экспертиза. – М., 1999.
7. Сафуанов Ф.С. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе. – М., 1998.
8. Ситковская О.Д. Судебно-психологическая экспертиза аффекта. – М., 1983.
9. А.М. Прикладная юридическая психология./Под ред. Столяренко М., 2001.
10.Судебно-психологическая экспертиза. Методическое руководство. – Калуга, 2000.
Семинарское занятие по теме 8 «Психология оперативно-розыскной деятельности»