Экспертная карта для проведения гендерной экспертизы урока

Предмет ________________________________________

Класс __________________________________________

Количество учеников (мальчики-девочки) ____________________________________

Стаж работы учителя _______________________________

Тема урока ___________________________________________________________________

_____________

Действия учителя Мальчики Девочки
Обращается к ребенку    
Вызывает к доске    
Просит отвечать с места    
Хвалит словом    
Ругает (не одобряет) словом    
Делает замечания    
Выражает положительные эмоции и поддерживает (улыбается, кивает)    
Выражает отрицательные эмоции (хмурится, качает головой)    
Привлекает к демонстрации материала    
Привлекает к оформлению урока    
Реагирует на поднятую руку ребенка    
Не реагирует на поднятую руку ребенка    
Дотрагивается до ребенка с целью поощрения    
Дотрагивается до ребенка с целью замечания    
Реагирует на выкрики с места положительно    
Реагирует на выкрики с места отрицательно    
Выставленные оценки    
     
     
     
     

Содержание урока (подчеркнуть нужное): маскулинно, фемининно, гендерно-нейтрально.

Материалы урока (подчеркнуть нужное): секстистские, несекстистские.

2. Выработка рекомендаций.Студентам предлагается разработать рекомендации по внесению изменений в данный урок с привнесением в него гендерного подхода. Особое внимание студенты в этой части работы уделяют следующим пунктам: 1) изменение поведения учителя; 2) изменение в содержании урока; 3) другие варианты преподнесения материала; 4) нужны ли изменения и дополнения в использованных учебных материалах.

3. Эссе «Гендер в моей школе». Содержание эссе посвящено тому, какие гендерные стереотипы и установки значимо влияли (или не влияли) на студента в процессе его обучения в школе. Это может быть описание как одного, особенно запомнившегося случая, так и системы установок, присутствующих в школе, классе или отдельного учителя.

Работа сдается студентами в период межсессионной аттестации. Отметка выставляется дифференцированно.

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Литература

Основная:

  1. Бендас, Т. В. Гендерная психология: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2006. – 431 с.
  2. Берн, Ш. Гендерная психология. Законы мужского и женского поведения / Шон Берн – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. – 318 с.
  3. Практикум по гендерной психологии / Под ред. И. С. Клёциной. – СПб.: Питер, 2003. – 480 с.

Дополнительная:

1. Араканцева, Т. А. Гендерные аспекты родительско-детских отношений. Учебное пособие. М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2006. – 62 с.

2. Еремеева, В. Д., Хризман Т. П. Мальчики и девочки – два разных мира. Нейропсихологии – учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998. – 184 с.

3. Знаков, В. В. Половые, гендерные и личностные различия в понимании моральной дилеммы // Психологический журнал. - 2004. - Т. 25." - № 1. - С.41-51.

4. Ильин, Е. П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. - СПб.: Питер, 2002. – 544 с.

5. Клёцина, И. С. Гендерная проблематика в работах российских психологов // Гендерные проблемы в общественных науках // Отв. ред. М. И. Семашко. - М., 2001. - С. 72 - 87.

6. Клёцина, И. С. Теоретические проблемы гендерной психологии // Мир психологии. - 2002. - № 4. - С. 162-179.

7. Крайг, Г. Бокум, Д. Психология развития. – 9-е изд. – СПб.: Питер, 2005. – 940 с.

8. Майерс, Д. Социальная психология. - СПб.: Питер, 1997.

  1. Малкина-Пых, И. Г. Гендерная терапия / И. Г. Малкина-Пых. – М.: Эксмо, 2006. – 928 с.

10. Менчинская, Н. А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка: Избранные психологические труды / Под ред. Е. Д. Божович. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. – 512с.

  1. Немов, Р. С. Психологический словарь / Р. С. Немов. – М.: Гумаитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2007. - 560с.

12. Осипова, А. А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 512 с.

13. Практикум по гендерной психологии / Под ред. И. С. Клёциной. – СПб.: Питер, 2003. – 480 с.

14. Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В. Я. Романова. – 2-е изд. – М.: «ЧеРо», 2002.

15. Савенков, А. И. Ваш ребёнок талантлив: Детская одарённость и домашнее обучение. – Ярославль: Академия развития, 2004. – 352 с.

16. Савенков, А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: Учебное пособие. – М.: «Ось-89», 2006. – 480 с.

17. Фетискин, Н.П., Козлов, В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М.: Психотерапия, 2009. – 544 с.

18. Фромм, Э. Мужчина и женщина. - М., 1998. – 512 с.

19. Чекалина, А.А. Гендерная психология: учебное пособие. М.: Ось-89, 2006. – 256 с.

20. Чекалина, А. А. О формировании Я мальчика и Я девочки - мужчины и женщины // Мир психологии. - 2002. - № 2. - С. 110 - 117.

21. Щебланова, Е.И., Задорина, Е.Н. Гендерные различия умственного и мотивационно-личностного развития одарённых учащихся III-IX классов // Психология и школа. – 2006. - № 1. – С. 106-116.

Наши рекомендации