Общие указания по ведению группы
-Не используйте в своей речи slang, жаргон или всякие "словечки".
-Повторяйте все, что Вы говорите, и будьте очень внимательны - понимает ли Вас группа. Если Вы не уверены в этом, спросите: "Вам понятно?".
-Никогда не употребляйте в отношении себя слово "лидер", помните, что ваш титул - ведущий.
-Всегда будьте жизнерадостны и веселы. Хотя день будет серьёзным, он в той же степени будет и веселым! Поддержите общее хорошее настроение!
-Если Вы замечаете, что отдельные участники неактивны или несмелы, попытайтесь поднять их дух в перерывах между событиями, но не подталкивайте их к более активному участию во время упражнений, Может быть, их задача участвовать на своем низком уровне без влияния извне.
-Помните: все, что ни происходит замечательно! Решая упражнения, команда создает саму себя, свой стиль работы все. что происходит, является частью этого. Просто помогите им проанализировать свои результаты.
-Интервенция - когда ведущий вторгается в работу команды, чтобы указать новое направление работы. Если этот метод и используется, то очень редко, почти никогда. Не врывайтесь в работу, даже если видите, что их план безнадежно тупиковый... помните, что все - замечательно!
-Ваша главная работа - следить за работой команды и проводить психологический анализ для того, чтобы помочь группе завершить или разрешить задачи. Следите за реакцией группы, самовыражением участников, за изменениями в работе, отмечайте, когда в команде повысилось напряжение, понизилось доверие и т.д... Во время психологического анализа делайте замечания: "Я заметил момент, когда вы все были исключительно удручены чем-то. Что происходило тогда, какие чувства вы испытывали? О чем вы думали?" Не нужно персонифицировать вопросы, делайте общие замечания.
-Контролируйте себя - могут быть моменты, когда Вы настолько увлечены ходом работы группы, что готовы "впрыгнуть" в нее, чтобы помочь. Будьте осторожны! Этого делать нельзя!
-Не позволяйте Вашим эмоциям отражаться на лице, пусть оно будет непроницаемым для них - участники будут все время следить за Вашей реакцией, стараясь оценить правильность своих действий. Лучше всего, если на лице будет играть одинаковая, холодная улыбка.
СХЕМА ВЕДЕНИЯ
1.Представьте проблему точно так, как написано, не изменять постановку упражнений.
2.Наблюдайте проблему в процессе. Проведите мысленные наблюдения о том, как группа взаимодействует во время упражнений делайте заметки в вашей записной книжке, чтобы вспомнить позже, если пожелаете. Не вступайте в их борьбу во время постановки проблемы. Пусть ваше лицо не дает повода к разгадке (без выражения эмоций на лице).
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ
1. ОЧЕНЬ ШИРОКИЙ, ОБЩИЙ, ОТКРЫТЫЙ, ЗАКОНЧЕННЫЙ ОПРОС,
Пример: что произошло во время этого упражнения? Ответы на вопросы будут также общими, например: "Было действительно смешно?" или "Помните, когда... произошло?". Позвольте этой энергии израсходоваться. И переходите на другие вопросы.
2. ВОПРОСЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ИЗУЧЕНИЕ
Например: "Что вы узнали о себе во время этого упражнения?", "Что вы узнали о том, как они действовали как группа?". Ответы могут быть более детальными: "Я заметил, что мы не внимательно слушали друг друга" и т.д.
Сделайте общие наблюдения, если это необходимо, чтобы помочь. Если участникам приходится трудно при адресовании особо сложных вопросов, поддержите их, вставив одно, два общих слова, замечания: "С одной стороны я заметил, что группа..."
3. ВОПРОСЫ, ОТНОСЯЩИЕ ЭТО УПРАЖНЕНИЕ К ДРУГИМ ОБЛАСТЯМ ИХ ЖИЗНИ.
Например: "Как то, что вы узнали здесь, соотносится с тем, как вы действовали в других областях вашей жизни... дома... в школе... на работе?". Ответы могут соотноситься со специфическими обстоятельствами ситуации, с которыми они сталкивались в жизни, и которые они узнали здесь и могут привести к положительным изменениям в их жизни.
РАЗБОР ВЕРХНИХ ЭЛЕМЕНТОВ
Когда вся ваша группа закончила всякое трудное упражнение, усадите всех в тесном удобном месте, чтобы начать разбор.
Начните с искреннего признания их как группы. Скажите им, что вы хотели бы услышать от каждого из них соответственно полученному опыту. Пройдите по кругу так. чтобы каждый мог иметь возможность высказаться. Это поможет перенести высокое упражнение в реальный мир.
Пусть они выражают свой опыт, и что они узнают из него. Обратитесь к тому моменту, когда они принимали решение, путь к нему и борьба за это решение.
Некоторые вопросы, которые вы могли бы задать:
На что было похоже быть там? Как вы принимали свое решение? Что происходило у вас в мыслях? Пусть расскажут о тех чувствах, которые они пережили, столкнувшись с проблемой, как они ее решали.
Вы хотите дать им возможность облечь в слова их опыт. Облечение этого опыта в слова поможет им сделать так, чтобы опыт казался реальным в тот момент, когда они достигли земли. Помогите им найти то, что они узнали из опыта и как это соотносится с их повседневной жизнью.
Если участник вашей команды решил не участвовать в высоком элементе, то важно, чтобы он был вознагражден в той же степени, что и любой другой. Способ вознаградить - это сказать: "Я хотел бы отметить вас за мужество сделать то, что вы считали правильным для себя."
Важно, чтобы участники действительно получили признание. Оно должно идти от сердца. Пусть они знают, какую большую работу они сделали.
Пусть они не осуждают, что они сделали, если они начнут говорить: "Мне, пожалуй, следовато бы...". Тут напомните им. что они боролись за это, что это то, что важно, они видели свои проблемы и боролись за них.
УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
Платформа"
*Платформа или что-либо наподобие ее (можно просто нарисовать), лежащая горизонтально. Ее размеры зависят от количества участников (для 9-10 человек: 1x1 м)
*Ваша задача • уместиться всей группой на этой платформе, не заступая за ее края и удержаться на ней 5-10 секунд.
"Переправа"
*Платформа, на расстоянии 3 м от нее находится бесконечная прямая. Между ними вертикально висит веревка, не касающаяся земли с узлами и петлями. За прямой находится банка с водой и ручкой.
*Ваша группа стоит за линией. Ваша задача - перебраться на платформу всей командой и перенести туда банку с водой. Если вы касаетесь любой точки земли или проливаете хоть каплю воды, вся команда возвращается за линию и упражнение начинается сначала Какие либо прыжки запрещены.
"Электрическая стена"
*Три столба, стоящие в вершинах треугольника (5x4x3 м). между которыми натянута веревка. Шест длиной 2.5м и способный выдержать на себе взрослого человека. Высота "стены" 1,3м
*Представьте себе, что это электрический провод, а вертикально ему вниз от провода находится воображаемая электрическая стена. Ваша задача - выбраться из этого треугольника, огороженного электрической стеной, не задев ее. В противном случае, вся команда возвращается вовнутрь и упражнение начинается заново, (пауза) Да! Вы можете, если захотите, использовать этот шест.
"Путешественник"
*Четыре (или три) пачки, длиной 50-60 см, способные выдержать одного человека, коридор или комната, длиной 6 м
*Команде надо переправить одного члена группы от одного края коридора или комнаты до другого, при этом:
-путешественник не должен касаться земли или других подручных средств;
-палки не должны двигаться:
-путешественник не должен касаться других членов команды.
"Треугольники"
*Повязки на глаза для всех членов команды, широкая комната (6x6 кв.м), веревка длиной 6 м. Завязать всем членам группы глаза, только после этого запустить их в комнату и прочесть правила. Веревка лежит где-нибудь в комнате.
*Где-то в комнате лежит веревка. Ваша задача - найти ее и сделать из нее равнобедренный треугольник. Не забудьте и то, что когда вы попросите ведущего оценить вашу фигуру, вся команда должна держать в руках этот треугольник. Если играющие просят Вас оценить их фигуру, сначала спросите: "Вы уверены, что это равнобедренный треугольник?" Если они согласны, попросите их аккуратно положить веревку на землю и затем развязать глаза и посмотреть на фигуру.
"Прогулка слепых"
* Вся группа встает "паровозиком", впереди встает ведущий. Все, кроме ведущего закрывают глаза и кладут руки на
пояс впередистоящему. Все одновременно начинают двигаться. Дорогу видит лишь ведущий. Если впереди препятствие (около
правой ноги), то ведущий хлопает сзади стоящего по правой ноге, тот перешагивает препятствие и хлопает по правой ноге сзади
стоящего, аналогично с левой ногой. Если надо повернуть направо или налево, то ведущий ударяет по соответствующему боку
сзади стоящего и поворачивает. Тот, в свою очередь, передает сигнал дальше назад.
"Паутинка"
*Паутина из веревок, имеющая минимум 11 ячеек, в которые можно пропихнуть участника (0,8x0,2м)
*Ваша задача - пролезть всей командой с одной стороны паутины на другую, причем не касаясь ни одной ее части. В противном случае, вся команда возвращается и упражнение начинается сначала. Учтите, что каждую ячейку можно использовать лишь единожды. Помните, что уже прошедший упражнение участник не может вернуться и помочь команде.
"Бревно"
*Бревно или любой другой бортик, шириной 20 см и длиной так, чтобы 10-11 участников встав "паровозиком", уместились впритык.
*Ваша задача - встать так, чтоб первый с конца стал первым сначала, второй с конца - стал вторым сначала и т.д. При этом вы не должны касаться земли. В противном случае, вся команда начинает упражнение заново.
"Стена"
*Отвесная стена, "бесконечная" в ширину и высотой Зм. Наверху должна быть какая-то площадка.
*Ваша задача - переправить всю команду через стену, причем на стене может быть не больше трех человек. Если допускается ошибка, упражнение начинается сначала.
Адрес_
„Телефон
КОЛЛЕКТИВНОЕ ТВОРЧЕСКОЕ ДЕЛО
КТД - вид познавательно-увлекательного мероприятия, в основе которого лежит самостоятельная деятельность детей. Любое дело становится коллективным и творческим, если его придумали, подготовили и провели сами дети, а не предложили со стороны в готовом виде.
Необходимо для:
• Развития творческих и нравственных качеств
• Сплочения
• Формирования ответственности и самостоятельности
• Создания благоприятного психологического климата. Виды КТД:
• Творческие
• Спортивные
• Познавательные
• Художественно-эстетические
• Общественно-политические
• Трудовые
• Организаторские
• Тематические
Методика:
I. Предварительная работа.Продумать в какой форме будет проводиться дело?
II. Коллективное планирование.Выбирается совет дела. Здесь надо распределить обязанности между всеми, входящими в
совет, каждому что-то поручается. Дети в отряде не все однородны, есть среди них те, которые с большей охотой будут органи
заторами, нежели участниками. Другие наоборот, будут участниками, а не организаторами.
III.Сбор организаторов.Обсуждение с советом, где найти материалы, выбор ответственных. Важен эмоциональный на
строй, чтобы дети, входящие в совет дела (5-6 человек) зажгли остальных.
Вопросы, ответив на которые вы можете лучше организовать КТД (методика 7-ми вопросов Анохина):
1.Что? (Название)
2.Кому? (детям, вожатым, воспитателям, студентам и пр.)
3.Кто? (орг. комитет)
4.Спрос? (Масштабность, количество человек)
5.Фишка? (Интрига)
6.Где? Когда? Каким образом?
7.Факторы успеха и возможные препятствия.