Понятие и виды больших социальных образований.
Под социальной группой понимается любое множество индивидов во взаимодействии с общими интересами и помощи друг другу. Внешние признаки социальных групп: 1) развитие, 2) определенный набор социальных норм, которые регулируют взаимодействие, и 3) структуру.
Большие социальные группы как правило, всегда имеют отличительные особенности:
* они постоянно развиваются и совершенствуются;
* имеют свои весьма специфические интересы;
* производят для себя и для всех ее членов набор социальных норм и требований к их представителей, регулирующие внутренние и внешние взаимодействия;
* имеют свои текущую и всячески поддерживаемую в эффективном виде структуру.
Виды больших социальных групп:
1) по характеру межгрупповых и внутригрупповых социальных связей:
а) объективные макрогруппы – группа, в которой люди объединены общностью объективных связей, существующих независимо от сознания и воли этих людей;
б) субъективно-психологические макрогруппы – группы, которые возникают в результате сознательного объединения людей;
2) по времени существования:
а) длительно существующие группы (классы, нации);
б) временно существующие группы (толпа, аудитория);
3) по организованности-неорганизованности:
а) организованные группы (партии, союзы);
б) неорганизованные (толпа);
4) по возникновению:
а) возникшая стихийно (толпа);
б) организованная сознательно (партии, ассоциации);
5) по контактности членов группы:
а) условные группы – группы, создаваемые по определенному признаку (пол, возраст, профессия и т. п.), в которых люди не имеют прямых контактов между собой;
б) реальные большие группы – реально существующие группы, в которых люди имеют между собой тесные контакты (митинги, собрания);
6) по открытости:
а) открытые;
б) закрытые – членство определяется внутренними установлениями групп.
Структура и содержание психологии больших социальных групп.
Структура психологии большой социальной группы – это различные психические свойства, психические процессы и психические состояния подобно психике отдельного человека.
Исследователи выделяют две составные части этой структуры:
1) психологическую как устойчивое образование (национальный характер, нравы, обычаи, традиции, вкусы и т. п.);
2) эмоциональную как динамическое образование (интересы, настроение).
Самостоятельное развитие социальная психология начала именно с изучения больших социальных групп (М. Лацарус, Г. Штейнталь, В. Вундт, Г. Тард, Г. Леббон). Исследователи XIX в. заложили основу изучения психологии народов, масс.
В первой половине XX в. интерес к проблеме больших групп стал снижаться из-за отсутствия эмпирических методов и вновь возрос лишь с 1970-х гг., что объясняется возрастанием общественной активности в Европе:
В настоящее время психология больших групп переживает второе рождение. Отечественная социальная психология считает данный раздел ведущим в своей структуре.
В результате научных дискуссий было признано право на существование внутри социальной психологии раздела «Психологии больших социальных групп», рассматривающего различные типы больших социальных групп как стихийных, так и организованных.
Социальные нормы, ценности, потребности, установки возникают на основе исторического опыта больших групп и через культуру, идеологию доводятся до индивида посредством малой группы и межличностного общения. Важное значение имеют и массовые социальные процессы и движения.
большие группы разделяются на случайно, стихийно возникшие, достаточно кратковременно существующие общности, куда относятся толпа, публика, аудитория, и группы, сложившиеся в ходе исторического развития общества, занимающие определенное место в системе общественных отношений каждого конкретного типа общества, поэтому долговременные и устойчивые.