Невербальные звуковые средства

Одновременно с жестово-мимическими средствами коммуникации на доречевой стадии появляются и звуковые средства. Они развиваются па­раллельно, хотя с функциональной точки зрения не являются равноцен­ными: ведущая роль принадлежит жестово-мимическому комплексу, а со­проводительная — звуковому. Тем не менее невербальные звуковые сред­ства чрезвычайно важны, так как на их основе формируется артикулярная база, необходимая в дальнейшем для овладения речевыми звуками.

Описанию особенностей артикуляции на доречевой стадии посвя-' щена большая литература (Бельтюков, 1977; Ветрова, 1972; Водейко, 1968; Джапаридзе, Стрельников, 1984; Салахова, 1971; Вац-Хеккерт с соавт., 1978; Truby, Lind, 1965).

Однако иногда исследователи при анализе фактов доречевой стадии используют собственно лингвистические термины (слог, согласные и гласные фонемы, просодические признаки) (Тонкова-Ямпольская, 1964). Нам представляется более корректным вести обсуждение в терминах „во-каль и консонант", „гласноподобный и согласноподобный звуки", „слого-подобный сегмент", так как вокализации на доречевой стадии ни с арти­куляционной, ни с функциональной точек зрения не являются речевыми звуками, а тем паче фонемами (Lepskaya, Bazzhina, 1987).

Для описания и анализа вокализаций детей на доречевой стадии на­ми было проведено специальное исследование. Мы проанализировали вокализации 38 детей в возрасте от 3 до 11 месяцев. Большинство младен­цев находились под нашим наблюдением в течение нескольких месяцев, некоторые наблюдались в определенные моменты их жизни (например, в возрасте 3 или 8 месяцев).

Прежде всего следует отметить, что вокализации гуленья и гуканья представляют собой своеобразную „забаву", игру с речевыми органами. Ребенку доставляет удовольствие „говорить вслух". Однако эта игра очень важна для становления фонетической системы речи и в дальней­шем фонологической системы языка: именно на этих стадиях начинается формирование связи между звукопроизносительным аппаратом и слухо­вым анализатором (Жинкин, 1966). По мнению Ж. Пиаже, это важно как для воспроизводства, так и для восприятия звуков (Piaget, 1951). Анало-

гичной точки зрения придерживается Д. Фра и. По его мнению, на доре-чевоЙ стадии ребенок делает две важные вещи: усовершенствует меха­низмы, необходимые для пользования речью, устанавливая соответствие между звучанием и артикуляцией, и упрочивает связь между моторной активностью и слуховыми впечатлениями (Fry, 1967),

По данным Т. В. Базжиной, на этапе гуленья основным элементом во­кализации является неструктурированный звук вокалического типа. Затем время звучания неструктурированного элемента сокращается за счет воз­никновения структурированного вокаля, что сопровождается появлением шумовых компонентов, из которых развиваются консонантические эле­менты. Вокалические элементы чередуются с консонантическими, образуя некоторую структуру Cv Vе (Базжина, 1985). Многочисленные повторения одних и тех же артикуляторных движений приводят к образованию длин­ных цепей, состоящих из чередований единиц Cv и Vе. Сегменты Cv и Vе мы называем слогоподобными и рассматриваем их как основные артику-ляторные единицы на доречевой стадии. При этом мы исходим из из­вестного положения Н. И. Жинкина о том, что реальной единицей произ­несения является слог, так как он обладает свойством нарастания интен­сивности звучания до максимума и падения до минимума (Жинкин, J956). На доречевой же стадии таким свойством обладает слогоподобный сег­мент. Поэтому становление гласноподобных и согласноподобных рас­сматривается внутри слогоподобного сегмента-

Развитие глясноподобных на доречевой стадии

Таблица I Развитие гласноподобных ня доречевом этапе


\    
\    
V- га* а я3 а*3

\    
\ »s \ е5  
V ~s г а а к* а*9

га*

а* Г



Невербальные звуковые средства - student2.ru

Невербальные звуковые средства - student2.ru

Невербальные звуковые средства - student2.ru

а*

и -

И

о , о

it

L

О ~ О

----- назализация

L — продвижение назад •• — продвижение вперед

Таблица 1 показывает, что первыми появляются глас неподобные звуки среднезаднего ряда неверхнего подъема. Это вполне понятно, так как данные звуки наиболее просты с артикуляторной точки зрения: рот широко открыт, язык опушен, мускульное напряжение минимально, го­лосовые связки не напряжены. С совершенствованием артикуляционно­го аппарата связано появление более узких и передних звуков типа [е]. Интенсивность их меньше, но мышечное напряжение увеличено.

В процессе производства вокалических элементов у ребенка отмеча­ется тенденция к сглаживанию крайних положений языка, т. е. наиболее частым является промежуточное положение в артикуляции. Так, напри­мер, при становлении [и] и [о] наблюдается продвижение языка вперед: [ti] и [б]; при [J] — продвижение языка назад; в артикуляции [i], [е] — оттягивание языка назад и тенденция к его опусканию, в результате чего получается звук типа [а]. Становление фонетического поля гласных идет путем последовательной и постепенной дифференциации звуков и окон­чательно оформляется к моменту появления четкой взаимосвязи между произнесением звука и его акустическим образом.

и — > и

Т

6 -> б -» о

Т

а — » а

Т

а — » эе — > е — » е

\ 4

Рис. 1

Дифференциация гласноподобных идет тремя путями.

1 . Путем разветвления:

Невербальные звуковые средства - student2.ru изменение ряда, a) ft

""*" — изменение подъема;

— изменение по подъему, ряду плюс лабиализация.

2. Путем линеарного развития: о—» о

ц-> и

3. Путем линеарного разветвления: 1 -» i -» i

Из табл.1 видно, что первоначально все вокалические элементы со­провождаются консонантными призвуками и пазвуками. Призвук в на­чале звучания аналогичен гортанной смычке [о], а в конце обычно воз­никает щелевой нечеткого места образования [S], что обусловлено не-скоординированностью действий голосовых связок и дыхания.

Постепенно происходит освобождение глас ноп сдобных от шумовых компонентов, их более дифференцированная артикуляция, что дает воз­можность утверждать, что к концу доречевой стадии происходит пере­ход вокалических элементов в гласные звуки. Об этом свидетельствует и появление звука с наиболее высокой первой формантой [i].

Невербальные звуковые средства - student2.ru

ш

Невербальные звуковые средства - student2.ru

Рис. 2. 1. Более глобальная дифференциация 2. Более тонкая дифференциация

Первой на доречевой стадии возникает дифференциация [а] — [и], позднее [а] — [о] и, наконец, [а] — [i] и [u] — [i].

1.3.2.2. Развитие согласно подобных на доречевой стадии

Первые согласноподобные представляют собой полузвонкие, час­тично палатализованные компоненты. Кроме того, они содержат допол­нительную назализацию и сопровождаются обязательным вокалическим элементом. Наличествуют консонанты, которые имеют в начале звуча­ния звонкую смычку (типа звонкого кнаклаута). Этот призвук повышает сонорность консонанта °ma), (°gy) (Носиков, 1985).

На доречевой стадии среди согл ас неподобных преобладают звуки типа [w] и [ []. Это как бы „промежуточные" звуки, которые одновре­менно тяготеют и к консонанту и к вокали:

М «- [w] -» [uj; [j] <- ( i ] -» [ij.

Кроме того, отмечается наличие звуков, не характерных для русской фонетической системы. Например, „губные вибранты" [ру], „ртовые вибранты" [v x|/], „щелкающие" (Бюлер, 1930; Носиков, 1985).

Особенности артикуляции гласно- и согласноподобных на дорече­вой стадии могут быть объяснены с физиологической точки зрения. Над­гортанник у детей поднят высоко, ртовый и глоточный резонаторы ра­зобщены, модуляции глоточной трубки минимальны (Жинкин, 1963). Младенцы не в состоянии удерживать фиксированную позицию органов артикуляции, происходит „соскальзывание", в результате чего произне­сение звуков оказывается нечетким, усредненным и вариативным.

Такая усредненность приводит к отсутствию максимально и мини­мально контрастных слогоподобных. Вокальные призвуки (пазвуки) консонанта и шумовые призвуки вокали увеличивают звучность в пер­вом случае и уменьшают ее во втором — С ... V, Это лишает слогопо-добный сегмент ко артикуляции между консонантным и вокальным эле­ментами, что в свою очередь и делает невозможным появление макси­мально контрастных слогоподобных сегментов.

С созреванием физиологических речевых механизмов, в частности опусканием надгортанника и соединением резонирующих полостей, на стадии гуканья возникают физиологические предпосылки для артикуляр-ного противопоставления звуков. Изменения механизмов артикуляции в сочетании с восприятием речи окружающих взрослых (эхолалией) соз­дают основу для формирования первой фундаментальной оппозиции. На этой стадии наблюдается тенденция гласно- и согласноподобных элемен­тов избавляться от своих шумовых и вокальных призвуков, что делает аргикуияцию более отчетливой и дает возможность для реализации макси­мально контрастных слогоподобных сегментов. Это является необходи­мым условием для противопоставления звуков по степени сонорности, когда на одном полюсе находится широкий низкий гласно подобны И типа [а], а на другом — глухой смычный согласноподобный типа [р], [t]. Макси­мум голоса противопоставляется максимуму шума, т. е. реализуется кон­траст по foch (Бондарко, 1977). Таким образом, появляется оппозиция гласный/согласный; эта оппозиция самая первая у детей .и универсальная для языка вообще. Согласно данным Р. О. Якобсона, она присутствует во всех языках мира (Jakobson, Halle, 1957).

К концу гуканья — началу лепета происходит дифференцирование звуков по типу резонаторов: носовой/ртовый. В результате согласно-и гласноподобные звуки утрачивают назализованный призвук. Это соз­дает артикуляционную предпосылку для формирования противопостав­ления носовойУртовьгЙ [т/р].

Дальнейшее упрочение согласных звуков выглядит следующим об­разом. На этапе лепета помимо смычных появляются щелевые [f, s], за­тем согласные с разным местом образования [р, t, к], которые вначале реализуются только в максимально контрастных слогах. И наконец, возникает дифференциация звуков по признаку глухость-звонкость. Это противопоставление особенно отчетливо проявляется у губных. В эхола-лических повторах детей мы наблюдаем оппозицию [pa], [ba]. Аналогич­ную последовательность появления звуков в лепете англоговорящих де­тей отмечает Ч. Ферпосон (Ferguson, 1980).

Противопоставление палатальные/велярные возникает поздно — к концу лепета. При этом у переднеязычных первоначально появляются мягкие, а в группе губных, наоборот, твердые.

В результате в период зрелого лепета формируется слог, который имеет структуру CV [da-da-da]. Теперь мы обнаруживаем в лепете разные

типы слогов по степени контрастности: максимально контрастные [ра], [ta], среднеконтрастные [di], минимально контрастные [ne], [mi].

Таким образом, на доречевой стадии закладывается фонетическая основа речевой деятельности, необходимая в дальнейшем для овладения фонологической системой языка.

1.4.Восприятие надоречевой стадии

До сих пор речь шла о „моторном поведении" ребенка, о приобре­тении им умения артикулировать звуки. Естественно встает вопрос: как обстоит дело у ребенка в этом возрасте с восприятием системы фонем языка окружения? Как уже было отмечено, изучать моторные реакции ребенка, где исследователь отчетливо видит предмет изучения, легче, чем восприятие, „где всегда приходится делать выводы на основании кос­венных поведенческих показателей" (Бауэр, 1985. С. 165).

Известно, что формирование произвольных речевых навыков у нор­мально развивающихся детей начинается в тот период, когда они уже обладают тонким речевым слухом. Поэтому ребенок, овладевающий родным языком, часто различает фонемы в речи взрослых „задолго до того, как научится пользоваться ими в собственной речи" (Якобсон, Халле, 1962. С- 260). Поскольку на доречевой стадии адекватная провер­ка этого положения не представляется возможной, мы обратились к фактам речевой патологии, в частности анартрии.

Анартрия характеризуется практически полным расстройством спо­собности произвольного управления своим речевым аппаратом при бо­лее или менее сохранной сенсорной стороне речи. Дети-анартрики имеют нормальный слух и свободно понимают обращенную к ним речь (Lenneberg, 1967; Панченко, 1974).

В ходе наших наблюдений было обнаружено, что так называемая собственная речь семилетнего ребенка-анартрика находится на уровне вокализаций гуленья и гуканья. У него нет ни гласных, ни согласных, а только гласно- и согласноподобные элементы. Он не производит высо­коконтрастных слогов, так как у него тут же возникают неконтролируе­мые шумовые и вокалические призвуки, которые делают слогоподобные сегменты малоконтрастными.

В то же время мы обнаружили, что ребенок без труда понимает об­ращенную к нему бытовую речь, а специально проведенный эксперимент показал, что, пользуясь разрезной азбукой, он хорошо анализирует зву-кобуквенный состав слов (Лепская, Носиков, Я ровен ко, 1980).

Приведенные факты свидетельствуют о том, что фонологические
противопоставления в речевое приятии опережают становление этой си­
стемы в речепроизводстве, что отсутствие навыков собственной речи до
определенного момента не препятствует более или менее адекватному
речевосприятию, *'

Наши рекомендации