Звуковые средства выразительности речи

1.Аллитерация – повторение согласных. (Шипенье пенистых бокалов и пунша)

2.Ассонанс – повторение гласных звуков, иногда это звукопись (повторение ударных гласных)

Пора, пора рога трубят [a]

3.Анафора повторение начальных согласных (Задремали звезды золотые, задрожало зеркало закон [з])

4.Эпифораповторение конечных звуков в словах

(Шумели сверкали и к дали влекли,

И гнали печали, и пели вдали…[ли])

  Лексические средства выразительности 1.Омонимы – используется для записи каламбуров Ты белых лебедей кормила, Мокнув тяжесть черных кос Я рядом плыл; сошлись кормила Закатный луч был стран кос 2.Неологизмы – индивидуальные авторские слова, т.е. новые слова Серпастый, молоткастый, хоббист

3.Заимственные слова (иноязычные) используется для создания местного колорита (Скинь мантию, ангел милый)

4.Диалективы (слова, понятные жителям только одной местности, с диалектными словами можно встретится только в деревне) Над яръная (яма, овраг), хата(изба)

5. Профессиолизмы - слова понятные людям одной профессии (гротматчи)

6.Канцеляризмы – слова неуместные в других стилях. Они оправданы лишь в официально деловом стиле, они лишают речь эмоц. Придает её казённый характер, создают речевые штампы готовые шаблоны, избитые выражения)

7. Жанронизмы – слова употребляемые в какой либо соц. Группе и имеющий не литературный жанр (телки)

8. Фразеологизм – устойчивое слово сочетание их признаки

· Употребляются в переносном значение

· Нельзя изъять не одного слова

· Можно заменить одним словом

(работать засучив рукава – работать хорошо) Имеют антонимы и синонимы засучив рукава – спустя рукава (антонимы), засучив рукава – не покладая рук (синонимы)

 

Парадокс – неожиданный вывод, странное мнение (Трудись, как муравей, если хочешь быть уподоблен пчеле)

Притча – бытовая история, рассказ об обычных событиях имеющих нравоучение (возращение блудного сына)

Эпиграф– основная мысль текста (помогает правильно понять основную мысль текста) Береги честь смолоду.

Период– длинное сложное предложение или сильно распространенное простое предложение, которое отличается распадением на две части.

Системы стихосложение

Ямб - двусложная стопа с ударением на втором слоге (схема стопы ямба: _/ ), а в стихе в целом - на втором, четвертом, шестом, восьмом, десятом и т.д.

Опять стою я над Невой,
И снова, как в былые годы,
Смотрю и я, как бы живой,
На эти дремлющие воды

_/_/_/_/
_/_/_/_/_
_/_/_/_/
_/_/_/_/_

Хорей - двусложная стопа с ударением на первом слоге (схема стопы хорея: / _ ), а в строке (стихе) в целом - на первом, третьем, пятом, седьмом и т.д. (Следует помнить, что возможны пропуски ударений на отдельных слогах и образование стоп пиррихия)

В небе тают облака,
И, лучистая на зное,
В искрах катится река,
Словно зеркало стальное.

/_/_/_/
/_/_/_/_
/_/_/_/
/_/_/_/_

Дактиль - трехсложная стопа с ударением на первом слоге (схема стопы дактиля: /_ _), а в стихе в целом - на первом, четвертом, седьмом, десятом, тринадцатом и т.д.

Как хорошо ты, о море ночное,-
Здесь лучезарно, там сизо-темно...
В лунном сиянии, словно живое,
Ходит и дышит, и блещет оно.

/_ _/_ _/_ _/_

/_ _/_ _/_ _/
/_ _/_ _/_ _/_

/_ _/_ _/_ _/
Амфибрахий - трехсложная стопа с ударением на втором слоге (схема стопы амфибрахия:_/_), а в стихе в целом - на втором, пятом, восьмом, одиннадцатом и т.д.

В песчаных степях аравийской земли
Три гордые пальмы высоко росли

_/_ _/_ _/_ _/

_/_ _/_ _/_ _/

Анапест - трехсложная стопа с ударением на третьем слоге (схема стопы анапеста: _ _/), а в стихе в целом - на третьем, шестом, девятом, двенадцатом и т.д.

Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу.

_ _/_ _/_ _/_

_ _/_ _/_ _/

_ _/_ _/_ _/_

_ _/_ _/_ _/

Белый стих – без рифмы, но есть размер

Онегенская строфа (14 предложений в столбике)

Верлибр – свободный стих (свободный не только от рифмы, но и от жесткой ритмической организации стихотворения.

Рифма – звуковой повтор в двух и более стихотворных строках, преимущественно в стихотворных окончаниях.

Строфа – группа из определенного числа стихов ( стихотворных строк), повторяющаяся в произведении, объединенная общей рифмовкой и представляющая собой ритмико – синтаксическое целое, резко отделенное от смежных стихосочетаний большой паузы.

Сатира – осмеяние соц. Явлений, которые представляются автору порочными

Юмор – осмеяние жизненного явления, отдельного человека

Сарказм – язвительная насмешка, с предельной резкостью изобличающая негативное социальное явление, отрицательную черту характера персонажа (Пожалел волк кобылу, оставил хвост да гриву)

Гротеск -(причудливый; комичный) Вид художественной образности, обобщающий и заостряющий жизненные отношения посредством причудливого и контрастного сочетания реального и фантастического, правдоподобия и карикатуры. Резко смещая формы самой жизни, создает особый художественный мир, который нельзя понимать буквально или расшифровать однозначно, как в аллегории: гротеск устремлен к целостному и многогранному выражению основных, кардинальных проблем человеческой жизни. Издревле присуще художественному мышлению

 

Наши рекомендации