Последовательность тренировки с ножом

Обучение личного состава работе с ножом начинают в одношереножном строю. Все траектории ударов отрабатываются на месте, с шагом вперед, вправо и влево, с двумя шагами и с подскоком вперед, с шагом назад. Затем вводят более сложные позиции: удары ножом на ходу и на бегу, а также из положения согнувшись (присев) в момент выпрыгивания вверх.

После усвоения разведчиками общих стереотипов ударов в «воздух», надо переходить к отработке их на неподвижных и качающихся чучелах. Следующий этап обучения — отработка комбинаций ударов в разомкнутом двухшереножном строю (лицами друг к другу) на «лапах». В качестве «лап» используют короткие палки (длиной около метра), один конец которых обвязан соломой или ветошью. Ножи боевые. Силу ударов надо тренировать, нанося их в сырую глину (в ящике) и в старые автомобильные покрышки.

Последний этап тренировки с ножом, это отработка реальных боевых ситуаций: снятие часового; внезапное столкновение с «противником» в ограниченном пространстве (в траншее, в комнате, в лесных зарослях, в подземных коммуникациях); бой ножом с противником, вооруженным автоматом со штыком; вооруженным саперной лопаткой; вооруженным ножом. Ножи для таких занятий используются не боевые, и не деревянные, а только резиновые.

Удары саперной лопаткой

В рукопашной схватке малая саперная лопата применяется как для тычковых, так и для рубящих ударов, а также для метания в противника. Ею удобно отбивать удары холодного оружия (винтовки со штыком, приклада, ножа). Хорошо заточенным лезвием лопаты легко можно перерезать горло, развалить надвое череп, отделить пальцы от руки, а сильным тычком в живот сделать противнику харакири. Участники митинга в Тбилиси в апреле 1989 года запомнили боевые свойства лопатки на всю оставшуюся жизнь.

Удары лопаткой производят с места, на выпаде и в движении. Держать ее надо за конец рукояти прямым хватом, то есть металлическая часть (штык) направлена вверх от большого пальца. Обратный хват для работы лопаткой используют редко, в основном для поражения нижней половины человеческой фигуры (ног и паха). Удары разучивают на чучелах. Разучив, отрабатывают их на внезапно выставляемой мишени, в качестве которой используют шест с большим шаром на конце (шар делают из поролона, войлока, туго переплетенной соломы и т.п.). Тренировочная лопатка должна быть затупленной. А вот боевая наточена как можно острее и обязательно снабжена крепкой петлей, пропущенной через отверстие в верхней трети рукояти. Петля не дает лопатке выскользнуть из руки в бою.

В принципе, траектории ударов лопаткой те же, что и для ножа: прямые тычки, прямые и диагональные удары сверху‑вниз, рассекающие удары в горизонтальной плоскости. Даже колющие удары сверхувниз тоже можно ею выполнять, если ситуация того потребует. Примеры некоторых элементарных ударов и комбинаций из них показаны здесь на рисунках.

Удары автоматом

Автомат — оружие огнестрельное. Но при внезапном столкновении с противником лоб в лоб выстрелить из него не всегда успеешь, а часто и нельзя, чтобы не поднимать шум. Тогда он по своим боевым возможностям мало чем отличается от палки. Палкой даже удобнее драться, чем автоматом.

Главное, что отличает технику ударов и тычков палкой (автоматом) от ножа и лопатки, так это то, что ее (его) держат обеими руками, широким хватом. Другое отличие — палка (автомат) требует большей дистанции для боя, чем нож или лопатка. Основной принцип боя палкой таков: по ногам проводить подсекающие удары, в корпус и в голову — тычковые, по рукам — рубящие. Разведчики должны твердо усвоить, что при попытке ударить палкой (автоматом) сверху либо на уровне лица (держа оружие так, как показано на рисунках 58‑59), противник чаще всего успевает подставить руки.

Следовательно, «вырубить» его одним‑двумя ударами не получится, вдобавок неизбежно поднимется шум: крики, топот, возня. Поэтому первые удары должны наноситься прикладом.

Необходимо также отрабатывать тычковые удары стволом автомата без штыка.

Наилучший способ отработки приемов использования автомата как холодного оружия — это занятия боем на палках с партнерами и на чучелах. Все удары с самого начала следует производить сначала медленно, потом, по мере роста тренированности и усвоения комбинаций на два‑три действия ускорять темп. Опять‑таки, специально обращаем внимание на данное обстоятельство, потому что есть ряд специалистов, по‑прежнему настаивающих на важности обучения разведчиков штыковому бою. Дескать, морская пехота США занимается им, и т.д. и т.п. Однако что это за разведчики, если они идут в штыковую атаку? И какими силами? Семь человек против взвода? Рассматривать здесь технику палочного боя мы не станем, так как по этому вопросу существует обширная литература на русском и других языках.

Наши рекомендации