Способность видеть, слышать, чувствовать

Первые впечатления

Первый год жизни ребенка полон волнующих событий и неожиданныхпереживаний не только для тех, кто впервые стал отцом и матерью, но и длятех, у кого уже есть опыт. Малыш развивается так быстро, что родители не всостоянии замечать изменения, происходящие с ним каждый день. И когда емубудет уже пять или шесть месяцев, глядя на другого новорожденного младенца,вы с недоверием спросите себя: "Неужели и мой был когда-то таким крошечным?" Книга "Игры с ребенком: от рождения до одного года" написана дляродителей и всех тех, кто имеет отношение к маленьким детям; для тех, ктохочет сохранить тесный контакт с ними хотя бы в течение первых двенадцатимесяцев. Здесь подробно описывается процесс развития ребенка месяц замесяцем, и это поможет вам внимательно наблюдать за тем, как растет вашмалыш. В то же время книга предлагает широкий выбор игр и занятий, которыедоставят удовольствие не только детям, но и взрослым. Начните чтение книги именно с того раздела, в котором описываетсяпериод, соответствующий возрасту вашего ребенка. (Если малыш родилсяпреждевременно или вам кажется, что он развивается медленно, обратитесь кглаве, рассказывающей о поведении детей младше вашего на один или двамесяца.) Как только вы найдете нужную главу, прочитайте первый ее раздел. Онначинается с темы "Мир ребенка", где вы узнаете о том, что ощущает малыш икак он воспринимает окружающий мир. Затем следуют другие разделы:"Двигательные навыки", "Способность видеть, слышать и чувствовать", а также"Как лучше узнать своего ребенка", которые дают представление о том, какребенок будет развиваться в течение месяца. Читая первую часть главы, не ждите, что поведение вашего малыша будетполностью соответствовать тому, о чем в ней написано. Дети сильно отличаютсядруг от друга и не всегда предсказуемы. Многие из них развиваются неравномерно. Временами кажется, что ребенок как бы застыл в своемразвитии, а иногда он делает резкий рывок. вперед. Дети обладают разнымиспособностями и особенностями, которые во многом предопределяют неожиданныеповороты в их развитии. Одни малыши быстрее развиваются физически, и первымпризнаком этого является ярко выраженная двигательная активность. Для другихпроцесс развития в первую очередь связан с осознанием окружающих предметов испособностью к общению. Во второй части каждой главы вы найдете некоторые специальныеупражнения. Выбрав те из них, которые вам понравятся, запомните следующее: Занимайтесь с малышом, когда он находится в хорошем настроении, и не пытайтесь продолжать игру, если он утомился и не расположен к этому. Старайтесь следить за настроением ребенка. Дети найдут способ показать, что настала пора поме нять правила игры. Не бойтесь вносить изменения и старайтесь де лать это так, чтобы занятия нравились малышу. То, о чем мы будем рассказывать, -- не правила, а лишь советы. Попробуйте применить свои спо собности и знания, чтобы они принесли пользу вашему ребенку. Постарайтесь правильно оценить склонности сво его ребенка и развивать наиболее сильные сторо ны его натуры. В то же время не забывайте по мочь ему там, где он чувствует себя слабее. Не забывайте, что к каждому ребенку необходим свой подход. Некоторым детям требуется поддерж ка и помощь, другие предпочитают независимость. Желательно, чтобы в воспитании ребенка прини- мали участие все члены семьи. Очень скоро вы обнаружите, что у каждогосвой стиль общения с ребенком. Это очень важно для малыша, потому что любойиз членов семьи привносит в его воспитание что-то свое, а ребенок в своюочередь тоже дает каждому свое.

Новорожденный (от момента рождения до одного месяца)

Мир ребенка

Новорожденный младенец воспринимает окружающий мир как поток быстросменяющихся ощущений. Все чувства, звуки, образы для него незнакомы и несвязаны между собой. У малыша нет чувства времени, ощущения и он не можетотделить себя от окружающего мира. В его системе мышления отсутствуютпричина и следствие. События происходят как бы сами по себе, независимо другот друга. Ребенок испытывает голод и слышит собственный плач. Рождается лиэтот крик внутри его существа или доносится откуда-то извне? Может быть, иплач, и чувство голода исчезают потому, что пришла мама? Ребенок не знаетответа и не может задать вопрос... Поскольку расстройство вызывает плач, а за плачем следует утешение, всознании ребенка постепенно выстраивается связь между этими событиями. Онвидит вас у своей кроватки и уже чувствует, что сейчас наступит ощущениекомфорта и покоя. Спустя какое-то время малыш начнет интуитивно ощущать себяв безопасности, зная, что его желания будут удовлетворены. По мере того каквозрастает доверие ребенка к вам, в вас крепнет уверенность в своих силах.Вы уже способны верно оценить его склонности, знаете его сильные стороны,можете приспособиться к темпу развития малыша и удовлетворить егопотребности. Теперь вы становитесь самым важным человеком в его жизни,который понимает его нужды и характер. В течение первых дней и недель крепнут узы любви между вами и малышом.Эти теплые и нежные отношения станут для него первым уроком любви. Напротяжении всей своей жизни он будет черпать из них энергию и строить на ихоснове взаимоотношения с окружающим миром.

Двигательные навыки

Новорожденный младенец не в состоянии самостоятельно принимать пищу илипередвигаться, но он далеко не беспомощен. Он вступает в мир, имея в запаседостаточно большой набор способов поведения, основанных на безусловныхрефлексах. Большинство из них жизненно важны для малыша. Например, еслиноворожденного ребенка погладить по щеке, он поворачивает головку и ищетгубами соску. Если соску положить в рот, ребенок автоматически начнет сосатьее. Другой набор рефлексов защищает ребенка от физических повреждений. Еслималышу прикрыть нос и рот, он будет вертеть головкой из стороны в сторону.Когда к его лицу приближается какой-либо предмет, он машинально моргаетглазами. Некоторые рефлексы новорожденного не имеют жизненно важного значения,но именно по ним можно определить уровень развития ребенка. Осматриваятолько что родившегося младенца, врач-педиатр держит его в разныхположениях, неожиданно издает громкие звуки, проводит пальцем по ступнемалыша. По тому, как ребенок реагирует на эти и другие действия, врачубеждается, что рефлексы новорожденного нормальны и нервная система впорядке. В то время как большинство рефлексрв, присущих новорожденному, исчезаютв течение первого года жизни, часть из них становится основой дляприобретенных форм поведения. Сначала ребенок сосет инстинктивно, но по мереприобретения опыта он приспосабливается и изменяет свои действия взависимости от конкретных условий. То же самое можно сказать и охватательном рефлексе. Новорожденный младенец каждый раз одинаково сжимаетпальцы независимо от того, какой предмет положить ему на ладонь. Однакокогда малышу исполнится четыре месяца, он уже научится контролировать своидвижения. Сначала он сосредоточит внимание на предмете, затем протянет рукуи схватит его. Мы склонны считать, что все новорожденные начинают свое развитие содинаковой исходной точки, однако они заметно отличаются друг от друга поуровню двигательной активности. Некоторые дети удивительно вялы и пассивны.Лежа на животе или на спине, они остаются почти неподвижными до тех пор,пока их не приподнимут и не переложат. Другие, наоборот, проявляют заметнуюактивность. Если такого ребенка положить в кроватке лицом вниз, он будетмедленно, но упорно двигаться к ее изголовью, пока не упрется в самый угол.Очень активные дети могут рефлекторно переворачиваться с живота на спину. Еще одно важное различие у новорожденных -- уровень мышечного тонуса.Некоторые дети выглядят очень напряженными: их коленки постоянно согнуты,руки плотно прижаты к телу, пальцы крепко сжаты в кулачки. Другие -- болеерасслаблены, мышечный тонус конечностей у них не такой сильный. Третье различие между новорожденными заключается в степени развития ихсенсорно-двигательного аппарата. Некоторых детей, особенно маленьких илитех, которые родились преждевременно, очень легко вывести из состоянияравновесия. При любом, даже самом незначительном шуме они вздрагивают всемсвоим существом, а их руки и ноги начинают беспорядочно двигаться. Иногдабез всякой видимой причины по их тельцу пробегает дрожь. Другие малыши ссамого рождения выглядят хорошо развитыми. Они как будто знают, как положитьруку в рот или рядом со ртом, и часто делают это, чтобы успокоиться. Когдаони шевелят ножками, их движения упорядочены и ритмичны. Разные уровни развития двигательных навыков, мышечного тонуса исенсорно-двигательного аппарата, которые наблюдаются у новорожденных,отражают особенности в организации нервной системы. Дети, которые активноведут себя, хорошо развиты и имеют нормальный мышечный тонус, считаются уродителей легкими детьми. За пассивными, слаборазвитыми детьми с вялым или,наоборот, слишком напряженным мышечным тонусом, который наблюдается первыемесяцы жизни, гораздо труднее ухаживать. К счастью, благодаря заботливомууходу и терпе- нию родителей, большинство детей преодолевают эти трудности и в своемразвитии быстро догоняют сверстников.

Способность видеть, слышать, чувствовать

Ребенок появляется на свет с врожденным репертуаром реакций, помогающихему приспособиться к окружающему миру. Он щурит глаза, когда зажигаетсяяркий свет или какой-нибудь предмет приближается к его лицу. На небольшомпротяжении он может прослеживать взглядом двигающийся предмет иличеловеческое лицо. Новорожденный ребенок обладает также врожденной способностью через своиощущения получать новую информацию. Любопытно, что он даже проявляетопределенные предпочтения среди того, что видит. Как правило, младенцыпредпочитают конфигурации с выраженной точкой и их особенно привлекаютдвижущиеся предметы и сочетания черного с белым. Задумайтесь над тем, какимиудивительными свойствами обладает глаз человека. Трудно удержаться отвывода, что в ребенке изначально заложена уникальная способностьустанавливать зрительный контакт со своими родителями. Наряду с врожденными зрительными способностями, новорожденный обладаеттакже замечательным слухом. Мы не только уверены в том, что малыш слышит смомента рождения, но есть все основания предположить, что он слышит, ещенаходясь в утробе матери. Новорожденный поворачивает головку в ту сторону,откуда доносится звук, особенно если это незнакомый ему звук, и, наоборот,от-ворочивается от повторяющихся, громких или непрерывных звуков. Еще болеепоражает тот факт, что ребенок в состоянии отличить человеческий голос отлюбого другого звука. Иными словами, кроме врожденной способности смотретьвам в глаза, в ребенке заложена также способность слышать ваш голос. Однако несмотря на то, что новорожденный в состоянии воспринимать звуки поворачиваться в ту сторону, откуда он доносится, его зрительная ислуховая системы недостаточно скоординированны. Если ребенок слышит шум, источник которого находится прямо перед ним, он не станетинстинктивно искать его взглядом. Для развития такой координации необходимовремя. Давая ребенку возможность познакомиться с предметами, которыепривлекают его внимание и своим видом, и своим звуком, родители закладываютв сознании малыша основу для способности связывать увиденное с услышанным. До сих пор речь шла о способности ребенка видеть и слышать. Теперьнастала пора поговорить о других ощущениях: о вкусовых, об обонянии иосязании. Дети любят сладкое и отказываются от соленой, кислой и горькойнищи. Кроме того, они отворачиваются от сильных и резких запахов. Известно также, что новорожденные реагируют на разного родаприкосновения. В то время как энергичное растирание махровым полотенцемвозбуждает малыша, ласковый массаж способен его усыпить. Проводя по тельцукончиками пальцев или кусочком мягкой шелковой ткани, можно привести его всостояние спокойного бодрствования. Малышу особенно приятно ощущатьприкосновение человеческой кожи. Многие мамы, кормящие детей грудью,рассказывают, что младенец начинает активнее сосать, если его рука лежит уматери на груди. Мы описали несколько типичных способов того, как дети реагируют наразного рода стимулы, когда реакции ребенка на них проявляются по-разному, взависимости от конкретных условий. Д-р Прехтль и д-р Бразельтон, а также•другие исследователи, изучающие новорожденных, отмечают, что у детейимеются разные уровни возбудимости. Этим уровнем возбудимостиобусловливаются особенности поведения детей. Проснувшись, ребенок можетнаходиться в спокойном бодрствовании или активном бодрствовании, а можеткричать или плакать. Каким образом новорожденный реагирует на происходящее в окружающеммире, больше всего зависит от степени его возбуждения. Ребенок, находящийсяв состоянии спокойного бодрствования, услышав звонок, моментально остановитсвои действия и попытается повернуться в сторону раздавшегося звука. Тот жемалыш в возбужденном или раздраженном состоянии может просто не заметитьзвонка.

Понимаем своего ребенка

Наши рекомендации