Зерно спектакля может -это его мысль, выраженная в образной форме.
«Подобно тому как из зерна вырастает растение, - писал К. С. Станиславский, - так точно из отдельной мысли и чувства писателя вырастает его произведение».
Это «зерно» пьесы, рожденное эмоциональными устремлениями писателя и развитое образным мышлением режиссера, должно лечь в основу создания режиссерского замысла.
Большое внимание понятию «зерна» спектакля уделял Вл. И. Немирович-Данченко, определяя его как эмоциональную суть спектакля, его главный эмоциональный конфликт, на который направляется темперамент и образное мышление режиссера.
Зерно роли — по сути, это внутренний характер, внутренний ритм, присущий данному действующему лицу.
При обретении «зерна» внутренняя жизнь роли, ее мысли, цели, желания, как правило, органично сочетаются с внешней характерностью, образ оживает, обретая жизненно-достоверные черты и особенности: свой взгляд, ритм, манеры и т.д., т.е. художественную целостность.
9. Поняття про фантазію. Види фантазії. Вплив свідомого і підсвідомого на розвиток фантазії.
10. Творча уява. Роль уяви в творчому процесі за визначенням К.С. Станіславського.
Фанта́зія (лат. Phantasia від грец. φαντασια — уява)
· уява; створення нових образів на основі колись сприйнятого. В цьому сенсі фантазія — це компонент творчої діяльності.
Фантазувати = уявляти.
ФАНТАЗИЯ– психический процесс, продуктивная деятельность, творческая способность. Сущность фантазии состоит в преобразовании прошлого опыта, мысленной ситуации.
В процессе преобразования данных сознания с помощью фантазии создаются новые Я, новые образы, идеи и чувства, которых никогда не было в прошлом опыте. Иначе говоря, с помощью фантазии создаются новые мысленные ситуации.
Творческая фантазия – оригинальная, самостоятельная, активная и целенаправленная.
Другие виды фантазии – мечта, грезы, воссоздающая фантазия (по описанию). (Такова например, фантазия зрителей и слушателей художественного произведения).
Уява — уявлення, при відсутності реального предмета, або необгрунтоване припущення, або діяльність, що породжує дане уявлення чи припущення.
Уява — це психічний процес, який є надзвичайно важливим для розвитку творчості, творчого мислення. Г. Сельє говорить про уяву як одну з провідних характеристик творчої особистості.
11. Поняття про сценічну дію. Основні елементи сценічної дії. Сценічна дія за визначенням К.С. Станіславського.
Действие, активность – то на чем базируеться драматическое искусство, искусство актера.
Само слово «драма» на древнегреческом языке озн. «совершающий действие».
С латыни ему соответствовало слово «актио», корень которого – акт- прешел в слова активность, актер.
Д е й с т в и е - это волевой акт, направленный к достижению цели
На сцене нужно действовать – внутренне (психически) и внешне (физически).
Верное действие вызовет верное чувство => верное физическое действие вызовет верное психологическое д.
Сценическое действие – осмысленное действие (можно задать вопрос «зачем я это делаю?»).
12. Система К.С. Станіславського та її основні принципи.
Система Станиславского — теория сценического искусства, метода актёрской техники. Была разработана русским режиссёром, актёром, педагогом и театральным деятелем Константином Сергеевичем Станиславским в период с 1900 по 1910 год. В системе впервые решается проблема сознательного постижения творческого процесса создания роли, определяются пути перевоплощения актёра в образ. Целью является достижение полной психологической достоверности актёрской игры.
Так Король диктовал на 1-м курсе нам:::
1) принцип жизненой правды (сценической)
Театральная правда, которая питает жизнь.
2) принцип органической правды (не наигрывать)
3) принцип идейной активности (почему? зачем я это делаю? + сверхзадача)
4) принцип активного действия (как?)
5) принцип перевоплощения («я есмь»)
Правда переживаний
Продумывание предлагаемых обстоятельств
Рождение текста и действий «здесь и сейчас»
Работа актёра над своими собственными качествами
Взаимодействие с партнёрами
13. Складові частини майстерності актора.
14. Що таке мистецтво «перевтілення» і мистецтво «зображення»?
Понятно
15. Що таке фабула і сюжет в драматичному творі?
Фабула – изложение происходящих событий (в последовательности)
Сюжет – связ, противоречия, симпатии, антипатии и взаимоотношения людей.
Основа, базовая схема произведения.
Сюжет – развитие драматическиго конфликта в произведении во всем многообразии связей.
16. Театральна термінологія. Основні елементи технічного оснащення сцени. Для чого потрібні падуги, куліси та завіса на сцені.
Сцена (грец. σκηνή) в перекладі з давньогрецької — намет, шатро, де первісно актори готувалися до вистави. Сама вистава відбувалася в тій частині театру, яка мала назву — орхестра.
Сучасний устрій сцени
· Сценічна коробка
· Портрал сцени, її фасад, повернутий в глядацьку залу
· Дзеркало сцени, тобто її отвір, де розміщають завіси
· Трюм під підлогою сцени, куди при необхідності зникають актори в ході вистави
· Голосники зверху,куди піднімають протипожежну і інші завіси
· Кишені сцени, тобто бічні її заглибини, прикриті лаштунками
· Робочі галереї для розташування освітлювальних приладів, пультів управління
· Підлога сцена повинна мати невеликий ухил в бік глядацької зали
· Підлога сцена може мати поворотне коло для швидкої зміни декорацій під час вистав тощо.
Рампа [фр. rampe] - театральная осветительная аппаратура, установленная на полу сцены вдоль ее переднего края, предназначенная для освещения сцены спереди и снизу:
Кулисы (франц. coulisse, от couler — скользить), плоские части театральной декорации (мягкие и натянутые на рамы), располагаемые по бокам сцены параллельно или под углом к рампе.
КУЛИСЫ театральные , элементы декорации из ткани (свободно висящие или натянутые на рамы), располагаемые по бокам сцены. Вместе с падугами образуют т. н. одежду сцены.
ПАДУГА , в театре полоса ткани, подвешенная на штанге к верху сцены. Вместе с кулисами составляет т. н. одежду сцены. Верхняя вспомогательная декорация, скрывающая от зрителя механизм верхней части сцены.
Занавес - большое полотнище ткани (обычно плотной, тяжелой), закрывающее сцену от зрительного зала.
17. Значення гриму для прояву сценічного характеру. Загальні особливості гриму жіночого обличчя похилого віку.
18. Основні особливості гриму чоловічого обличчя похилого віку.
Понятно
19. Що таке запропоновані обставини? Складові частини запропонованих обставин.
Обстоятельства
- кто я в этих обстоятельствах?
- Зачем я проделиваю те или иные действия, поступки?
- Как я это делаю?
Предлагаемые обстоятельства = «если бы»
«Если бы» начинают творчество, «предлагаемые обстоятельства» развивают его.
Предлагаемые обстоятельства — обстоятельства, жизненная ситуация, условия жизни действующего лица театральной постановки или фильма, в которые должен себя в своём воображении поместить актёр, исполняющий роль этого лица.
Выделяют обстоятельства малого, среднего и большого круга.
Обстоятельства малого круга касаются ситуации, происходящей с персонажем в текущий момент (где он находится, с кем разговаривает, что ему нужно от собеседника и т. д.).
Обстоятельства среднего круга касаются его общей жизненной ситуации (его пол, возраст, семейная ситуация, социальный статус, окружение и т. д.).
Обстоятельства большого круга касаются общей ситуации окружения персонажа (город, страна, исторический период, политическая ситуация в стране и мире и т. д.).
Термин "предлагаемые обстоятельства" крайне важен для актёрского творчества.