Значение декораций и костюма во внешней форме спектакля.

Костюмы и декорации должны отражать суть пьесы и поставленную художественную задачу. Должны быть выполнены в одном стиле и не выбиваться из общего колорита, так как тесно связаны между собой. Они должны показывать общую картину всего спектакля. Декорации в свою очередь создают нужную атмосферу своим буйным набором цветов. Костюмы героев так же не остаются в стороне. Каждый герой по-своему выразителен, каждый имеет свой индивидуальный характер и неповторимый образ. Мэксин, хозяйка гостиницы, само воплощение чувственности, страсти. В свои немолодые годы держит себя на высоте. Она является властительницей, чтобы быть авторитетом среди окружающих, одевает маску некой обжигающей мексиканки, темпераментной и неутомимой, при этом сохраняя свою подлинную европейскую черту, черты настоящей леди. В первом действии она описывается в расстёгнутой блузе и широких ковбойских штанах. Этот «наряд» надет не случайно, не от того, что нечего больше одеть, а именно для большей выразительности шарма, обаятельности, и местами некой брутальности, в окружении бравых, молодых и грациозных мексиканцев. Другой персонаж, Шеннон, лишившийся сана, уставший от жизни, метается в сомнениях, в противоречивых желаниях, никак не может найти себя. Он находится на грани срыва. В костюме это ещё и подчеркивает помятая одежда, поношенные рваные ботинки, небрежно одетая сутана, с помощью которой он пытается не упасть в глазах людей, хочет из себя что-то представлять, при этом беспрерывно и нервно покуривая. В его глазах глубокая усталость. Томный и отрешенный взгляд, на удивление выгодно привлекательный, вызывающий интерес и некоторое желание помочь. И целая группа язвительных, нравоучительных святош, все претензии которых направлены на Шеннона, которых особенно было интересно изображать в эскизах, уточнять их характер, повадки, жесты, мимику, и конечно же одежду.

II. Теоретический раздел:

Краткие сведения об авторе пьесы и его времени.

Теннесси Уильямс

Цитаты

* Все мы приговорены к одиночному заключению в собственной шкуре.

* Когда вокруг столько одиноких людей, было бы крайне эгоистично быть одному.

* Я создаю воображаемый мир, чтобы укрыться от реального, потому что никогда не умел приспособиться к нему.

Американский драматург Теннесси Уильямс родился 26 марта 1911 года в городе Коламбусе (штат Миссисипи, США). Мальчика звали Томас Ланир Уильямс. Псевдоним Теннесси взял в начале своего литературного поприща.Уильямс учился в Миссурийском университете, который не закончил.

После самой известной пьесы «Трамвай «Желание» за драматургом упрочилась репутация авангардиста.

Стремление выявить социальные мотивы под прозрачным покровом психологических конфликтов, склонность к изображению болезненно странной психики, запутанных, лишенных логики поступков отличает драматургию классика современной американской драмы Теннесси Уильямса. «Недостатки пьес Т. Уильямса недосягаемы для всех живущих ныне драматургов», - всерьёз пошутил однажды американский романист и драматург Гор Видал. Уильямс пишет драмы, пронизанные мыслью о неблагополучной ситуации США во второй половине ХХ столетия.

Смятённые герои его пьес тоскуют об утраченных идеалах утонченной духовной красоты, погруженные в бездны своего внутреннего мира. «Жизнь – это тайна, которую нельзя понять и объяснить в категориях разума и логики, ибо категории убивают жизнь; только чуткая интуиция может уловить жизнь, и лишь из рук в руки можно, не растеряв, передать ей тайну», - эти слова Лоуренса вооружили художнические взгляды Уильямса, стремящегося отражать в драматургии «не присущее человеку чувство достоинства, а присущее ему чувство раздвоенности».

Его манит сложный таинственный мир бытия, «спрятанный от глаз»; он для него сокровенен и неразрешим. Оттого впоследствии к пьесе «Кэмиориэл» Уильямс пишет: «Текст пьесы – лишь тень спектакля, к тому же довольно не четкая… То, что напечатано в книге, не более чем эскиз здания, которое еще не возведено либо уже построено и снесено… Печатный текст – лишь набор формул, по которым должен строиться спектакль. Цвет, изящество, легкость, искусная смена мизансцен, быстрое взаимодействие живых людей, прихотливое, как узор молнии в тучах, - вот что составляет пьесу». «Я романтик, неисправимый романтик…» - признался он однажды.

Умер Теннесси Уильямс в Нью-Йорке 25 февраля 1983 года. Смерть наступила в результате того, что ему в рот попал колпачок от спрея, которым он лечил насморк.

Пьеса Теннесси Уильямса «Орфей спускается в ад» в 1961 году была поставлена театром имени Моссовета (там гениально играли Вера Марецкая и Серафима Бирман) и в том же году Саратовским академическим театром драмы. «Римская весна миссис Стоун» (1961), «Сладкоголосая птица юности» (1962), «Ночь игуаны» (1964) тоже имели свою театральную судьбу на сценах отечественного театра. Из современных постановок на русской сцене отметим спектакль 2001 года «Ночь игуаны» в театре им. Вахтангова (режиссёр Александр Марин).

По мнению Виталия Вульфа, много переводившего Уильямса и являющегося знатоком его творчества, «драматург ничего не сочинял. Он описывал то, что было им пережито. Все свои мысли, чувства, ощущения Уильямс выражал через женские образы… Когда-то он сказал о героине «Трамвая «Желание»: «Бланш – это я». Почему его так любят играть актрисы? Потому что ни у одного автора в ХХ веке нет таких блистательных женских ролей. Героини Уильямса – женщины странные, ни на кого не похожие. Они хотят дарить счастье, а дарить некому».

Виталий Вульф склонен считать, что пьесы Теннесси Уильямса в США не совсем понимают, хотя он и был американцем. То, как его ставят в США, раз и свидетельствует о том, что они его не понимают. Знаток американской драмы и театра отмечает невысокий уровень американского театра, хотя мюзикл замечательный, тут они мастера: плясать, петь, а драматического театра у них нет, впрочем, как и в Париже.

Американская драматургия

Колониальная американская драматургия была почти полностью подражательной, в качестве образцов она использовала античную драму и т.н. образцовую (standard) английскую пьесу. В 1787 была поставлена пьеса Р.Тайлера Контраст (TheContrast), которую традиционно считают первой национальной комедией, однако только с появлением в конце XVIII в. пьес У. Данлепа можно говорить о рождении национальной драматургии. Хотя большинство произведений Данлепа – вольные переложения французских и немецких пьес, среди них есть и несколько относительно оригинальных драм с американскими темами и характерами.

В первые годы XIX в. почин Данлепа продолжилиДж.Н.Бейкер, М.Ной, Д.Г.Пейн и С.Вудворт. Слезы и улыбки (1806) Бейкера – комедия нравов, значительно выделявшаяся на фоне драматургии того времени. Большинство его пьес написано на американском материале, среди лучших – Индейская принцесса (1808), Мармион (1812) и Предрассудок (1824). Отличную историческую пьесу «Она станет солдатом» (1819) написал М.Ной. Большим успехом пользовалась веселая музыкальная комедия Вудворта Лесная роза (1825). Не менее известна написанная свободным стихом трагедия Пейна Брут (1818), хотя самый большой успех ему принесли комедии, особенно Клятвы любовников (1809).

В XIX в. в жанровом отношении театр становится гораздо богаче: в США идут как традиционные представления, так и пантомимы, музыкальные представления, классические трагедии, мелодрамы, комедии, фарсы, бурлески – все эти виды сценического искусства заимствовались из Англии и Франции. Во второй половине века, особенно после Гражданской войны, драматурги стали внимательнее к проблемам своей страны, с ее быстро менявшейся шкалой ценностей и этнически пестрым народонаселением, пополнявшимся из Европы. Особенно популярны в то время были т.н. «пьесы-янки», где выводится тип сметливого американца (первый образец жанра – Государственный адвокатДж.С.Джонса); «пьесы о пионерах» (в т.ч. о герое фольклора американского Фронтира Дэви Крокетте); зрелищные мелодрамы (Бедняки Нью-Йорка Д. Бусико) и драмы характеров (Рип Ван Винкль – тоже Бусико). Пьеса Анны Коры Моуэтт Мода (1845) стала одной из самых удачных попыток дать сатирическую картину тогдашнего общества. Вскоре после ее успеха была поставлена сценическая версия Дж.Эйкена романа Г.Бичер-Стоу Хижина дяди Тома (1852); эта волнующая мелодрама игралась вплоть до 20 в. Пьеса БусикоОкторон (1859) также посвящена проблеме рабства. Драматург и актер Бусико был еще и режиссером и продюсером, сам ставил свои пьесы. Наиболее известны его «ирландские» драмы: Крепость девушки (1860), СемействоО'Дауд (1873) и Бродяга (1874). Бусико был первым по-настоящему профессиональным драматургом в американском театре после Данлепа.

2) Разбор драматургического произведения и его идейное содержание

Наши рекомендации