Психотерапия и целостность человеческой реальности

Буквальный смысл слова «психотерапия» — забота о душе. Внастоящее время в это понятие вкладывается различное содержа­ние. Психотерапия — это и лечение болезней психологическими средствами (клиническая психотерапия), и психологическая по­мощь в приспособлении к реальности, и коррекция неадаптивно­го поведения, и консультирование в проблемных жизненных си­туациях. Часто наряду с понятием «психотерапия» используют термины «психокоррекция», «психотехника», «психологическая консультация» и другие. Но во всех этих формах психологиче­ской практики присутствует ее ядро — живой опыт работы с психологической реальностью (душой) человека, помощь личности в преодолении субъективных трудностей, в достижении внутрен­ней гармонии, в реализации творческого потенциала.

Психотерапия — это практика профессиональной работы с живой человеческой личностью. С самого начала психотерапия ориентирована на индивидуальность и целостность человека. Соответственно и психотерапевтический опыт обладает уникаль­ностью и целостностью. Строго научное описание, строящееся по канонам безличной объективности и смысловой однозначно­сти, не может отразить этот опыт во всей его полноте. Поэтому так ценны для психотерапевтов описания конкретных случаев практики, психотерапевтических ситуаций.

Успех психотерапевта невозможен, если он будет строить свою практику на односторонне-частичных представлениях о психологии человека. К психотерапевту на прием приходит конкретный живой человек, со своим психологическим миром, с пе­реживаниями и трудностями, в которые вовлечен он весь, цело­стно, в единстве сознания, мотивации, поведения и т.п. Психо­логические трудности клиента невозможно понять вне истории, всего контекста его жизни, а наметить программу коррекции нельзя без опоры на перспективы жизни данного человека. В психотерапевтической практике в единстве представлено про­шлое, настоящее и будущее личности.

Психотерапевт нуждается в целостном теоретическом взгляде на человека. Теоретические схемы психологии, которые возникли вне реальной практики человековедения, не способны выступить научной основой психотерапевтической и консультационной ра­боты. Они предназначались для других целей — исследования, объяснения своего «объекта» (психики, сознания, поведения и т.п.).

Характерно, что зарубежные психологические школы — би­хевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология, когнитивная пси­хология и т.п. — имеют свои специфические психотерапевтиче­ские практики. Однако эти практики ориентированы лишь на какую-то одну из сторон психологической реальности (поведе­ние, гештальты, знания и т.п.). В результате человек как единая психологическая реальность оказывается множеством односто­ронних интерпретаций и пониманий.

Вместе с тем в ряде направлений нет жесткой связи психо­логической теории и практики. Например, гештальттерапия за­имствует понятия, выработанные в гештальттеории, но наполня­ет их своим содержанием. Гештальт «фигура и фон» в теории от­носится к области восприятия предметного мира и фиксирует тот факт, что одни предметы выступают на передний план (фи­гура), а другие — воспринимаются как фон. В гештальттерапии понятие фигура означает важные и значимые события, которые занимают центральное место в сознании, а фон — это менее зна­чимая информация, актуально в сознании не представленная.

Перспективным направлением психотерапии является гума­нистическая психология, ориентированная на психически здоро­вую, стремящуюся к самореализации творческую личность. «В гума­нистической психологии, — пишет Т.Грининг, — человек как объ­ект изучения не «раскладывается» на отдельные элементы — реф­лексы, познавательные процессы, интеллектуальные знания, не­осознаваемые фиксации или проекции неврозов» [42]. Гуманистическая психология представляет собой попытку целостного под­хода к изучению природы психологической реальности человека. В традиционной советской психологии своей психотерапев­тической практики не было создано. В настоящее время проис­ходит процесс сопряженного создания и психологической прак­тики, и соответствующей ей концепции человека. Известный отечественный психолог и психотерапевт Ф.Е.Василюк пишет: «Психологическая практика не может продуктивно развиваться без теории, и в то же время она не может рассчитывать на акаде­мическую теорию. Ей нужна особого типа теория, назовем ее психотехнической» [43]. Психотехническая же теория может стро­иться только на гуманитарной парадигме, вырабатывающей иной – в отличие от естественнонаучной — целостный взгляд на человека.

Наши рекомендации