Психотерапия и целостность человеческой реальности

Буквальный смысл слова “психотерапия” —забота о душе. В настоящее время в это понятие вкладывается различное содержа­ние. Психотерапия — это илечение болезней психологическими средствами (клиническая психотерапия), ипсихологическая по­мощь в приспособлении к реальности, икоррекция неадаптивно­го поведения, иконсультирование в проблемных жизненных си­туациях. Часто наряду с понятием “психотерапия” используют термины “психокоррекция”, “психотехника”, “психологическая консультация” и другие. Но во всех этих формах психологиче­ской практики присутствует ее ядро —живой опыт работы с психологической реальностью (душой) человека, помощь личности в преодолении субъективных трудностей, в достижении внутрен­ней гармонии, в реализации творческого потенциала.

Психотерапия — это практика профессиональной работы с живой человеческой личностью. С самого начала психотерапия ориентирована на индивидуальность и целостность человека. Соответственно и психотерапевтический опыт обладает уникаль­ностью и целостностью. Строго научное описание, строящееся по канонам безличной объективности и смысловой однозначно­сти, не может отразить этот опыт во всей его полноте. Поэтому так ценны для психотерапевтов описания конкретных случаев практики, психотерапевтических ситуаций.

Успех психотерапевта невозможен, если он будет строить свою практику на односторонне-частичных представлениях о психологии человека. К психотерапевту на прием приходит конкретный живой человек, со своим психологическим миром, с пе­реживаниями и трудностями, в которые вовлечен он весь, цело­стно, в единстве сознания, мотивации, поведения и т.п. Психо­логические трудности клиента невозможно понять вне истории, всего контекста его жизни, а наметить программу коррекции нельзя без опоры на перспективы жизни данного человека. В психотерапевтической практике в единстве представлено про­шлое, настоящее и будущее личности.

Психотерапевт нуждается в целостном теоретическом взгляде на человека. Теоретические схемы психологии, которые возникли вне реальной практики человековедения, не способны выступить научной основой психотерапевтической и консультационной ра­боты. Они предназначались для других целей —исследования, объяснения своего “объекта” (психики, сознания, поведения и т.п.).

Характерно, что зарубежные психологические школы — би­хевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология, когнитивная пси­хология и т.п. — имеют свои специфические психотерапевтиче­ские практики. Однако эти практики ориентированы лишь на какую-то одну из сторон психологической реальности (поведе­ние, гештальты, знания и т.п.). В результате человек как единая психологическая реальность оказывается множеством односто­ронних интерпретаций и понимании.

Вместе с тем в ряде направлений нет жесткой связи психо­логической теории и практики. Например, гештальттерапия за­имствует понятия, выработанные в гештальттеории, но наполня­ет их своим содержанием. Гештальт “фигура и фон” в теории от­носится к области восприятия предметного мира и фиксирует тот факт, что одни предметы выступают на передний план (фи­гура), а другие — воспринимаются как фон. В гештальттерапии понятие фигура означает важные и значимые события, которые занимают центральное место в сознании, а фон — это менее зна­чимая информация, актуально в сознании не представленная.

Перспективным направлением психотерапии является гума­нистическая психология, ориентированная на психически здоро­вую, стремящуюся к самореализации творческую личность. “В гума­нистической психологии, — пишет Т.Грининг, — человек как объ­ект изучения не “раскладывается” на отдельные элементы — реф­лексы, познавательные процессы, интеллектуальные знания, не­осознаваемые фиксации или проекции неврозов”. Гуманистическая психология представляет собой попытку целостного под­хода к изучению природы психологической реальности человека.

В традиционной советской психологии своей психотерапев­тической практики не было создано. В настоящее время проис­ходит процесс сопряженного создания и психологической прак­тики, и соответствующей ей концепции человека. Известный отечественный психолог и психотерапевт Ф.Е.Василюк пишет: “Психологическая практика не может продуктивно развиваться без теории, и в то же время она не может рассчитывать на акаде­мическую теорию. Ей нужна особого типа теория, назовем ее психотехнической”43. Психотехническая же теория может стро­иться только на гуманитарной парадигме, вырабатывающей иной — в отличие от естественнонаучной — целостный взгляд на человека.

Наши рекомендации